Депутаты-коммунисты задали вопросы министру юстиции на правительственном часе в Госдуме








22 ноября в Госдуме проводился правительственный час с участием министра юстиции РФ Александра Коновалова. Министру задали вопросы депутаты фракции КПРФ в Госдуме.

Депутат от КПРФ Сергей Гаврилов поставил вопрос о продолжении поддержки деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций

Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме. Алексей Брагин.
2017-11-22 17:43

Н.В. Коломейцев:

- Уважаемый Александр Владимирович, известно американское обострение по отношению к нашему телевидению и известна ваша работа по выявлению так называемых иностранных агентов.

Скажите, пожалуйста, почему до сих пор не проанализирована работа Российской экономической школы? Как вы знаете, Гуриев попросил, бывший ректор, политического убежища во Франции, нынешний ректор Симеон Дянков является ярым антироссийским элементом, который приложил все усилия на посту вице-премьера Болгарии для прекращения контрактов. Финансирование Российской экономической школы, в основном, носит западный характер, причём фондом, связанным со структурами национальной безопасности США - это известный фонд Сороса, фонд Макартуров, фонд Форда…

А.В. Коновалов:

- Спасибо за вопрос. Вы, как я понимаю, имеете в виду плановые проверки Высшей школы экономики? В дальнейшем для проведения внеплановых проверок нужны определённые основания, к числу которых относятся, в том числе, запросы, поручения и председателя правительства, и запросы депутатов Госдумы. Напишите, и мы включим в план.

А.В. Куринный:

- Уважаемый Александр Владимирович, государственная поддержка некоммерческих организаций постепенно увеличивается с каждым годом, и регулярно в бюджете мы находим ряд некоммерческих организаций, которые получают бюджетное финансирование.

Есть несколько некоммерческих организаций с несколькими названиями, которые выполняют, по сути, одну и ту же функцию - поддержку ветеранов, например. Но выбирается только одна из этих организаций и поддерживается из бюджета, а другие нет. Это вызывает много споров. Есть ли прозрачный или формируется ли прозрачный механизм этого отбора? И второй вариант - про отчетность, про открытую публичную отчетность таких компаний.

К большому сожалению, проверяете её только вы либо закрытые структуры вместо того, чтобы опубликовать, сколько получено денег, особенно благотворительных организаций, сколько потрачено и на что потрачено. На мой взгляд, обнародование порядка расходов будет дополнительной гарантией к тому, что расходы будут именно целевыми.

А.В. Коновалов:

- Спасибо за вопрос. Я хотел бы ещё раз подчеркнуть: ряд моментов связанных с включением таких организаций в реестр, который ведет Министерство юстиции, должны быть урегулированы в том проекте постановления правительства, о котором я упомянул. Оно уже прошло нулевые чтения и сейчас проходит процедуру межведомственного согласования.

Ещё раз повторюсь, мы не считаем, что это будет идеальный вариант, который решит все проблемы, но, по крайней мере, мы, постараемся решить ряд проблем, которые выявились уже сейчас. Это первое, что хотелось бы отметить.

И второе. Совершенно согласен со всем, что сказано и вами, и представителем Счётной палаты, и звучало в целом ряде вопросов депутатов, которые министерство получило при подготовке к "правительственному часу". Обязательно эта процедура должна быть прозрачна, обязательно должны быть правила едиными и справедливыми для всех, обязательно должен быть определенный контроль за расходами тех средств, которые получают социально ориентированные организации и в том числе из государственного бюджета.

Проблема в том, что Министерство юстиции в силу своей компетенции обеспечивает только некий нормативный каркас для этой работы. А вот в части обеспечения прозрачности процедуры отбора организаций, критериев отбора, отчетности, контроля за расходованием средств - всё это должны делать заинтересованные органы, в первую очередь, по профилям деятельности этих НКО. Ну а неким модератором этой работы в целом сейчас является Министерство экономического развития.

Ещё раз повторюсь, мы будем благодарны за создание неких совместных механизмов выявления наиболее важных проблем и определения, кто за них должен отвечать, и кто должен подготовить определенные предложения, в том числе, может быть, по корректировке законодательства.

М.В. Щапов:

- Уважаемый Александр Владимирович! Вопрос по реестру общественно полезных услуг.

В первую очередь хочу отметить, в моей родной Иркутской области сразу несколько организаций подали документы для вхождения в этот реестр.

Между тем, общественники обозначают следующую проблему. Для признания исполнителем общественно-полезных услуг и внесения в соответствующий реестр, организация должна представить в Министерство юстиции заключение о соответствии качества оказываемых услуг. Оно выдается органами исполнительной власти в соответствии с установленными критериями качества. Часть критериев носит конкретный характер, но часть довольно-таки размытый.

В результате органы исполнительной власти зачастую отказывают в предоставлении заключений. Известно ли вам об этой проблеме? И какие меры предпринимаются вашим министерством по её разрешению? Спасибо.

А.В. Коновалов:

- Спасибо большое. Я ещё раз подчеркну, что вот в этой содержательной части, как бы хэд-лайнерами, ответственными за подготовку и необходимых подзаконных актов, и корректировок законов, является Министерство экономического развития.

Я думаю, что с учётом прозвучавших сегодня вопросов, имеет смысл создать некую площадку, на которой Минюст как держатель реестра, Минэкономразвития как некое головное ведомство в организации, содержательной работы, может быть, рабочая группа депутатов Государственной Думы вместе подумают, как оптимизировать и законодательство, и порядок, и ведение реестра, и оценки качества, оценки заявок и так далее.

С.А. Гаврилов:

- Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый Александр Владимирович!

Напомню: этот вопрос, который мы обсуждаем, находится на повестке дня заседаний Государственной Думы более семи лет. В 2010 году были приняты соответствующие изменения, которые сформулировали положение и статус социально-ориентированных некоммерческих организаций. И только через шесть лет мы определили формы участия этих социально-значимых общественных организаций в виде некоммерческих объединений и формы государственной поддержки в виде исполнителей общественно-полезных услуг.

Напомню, что из 150 тысяч социально-ориентированных НКО у нас в реестре пока всего лишь 45. На самом деле, необходимо задуматься о дальнейшем развитии и повышении эффективности совместной деятельности в этом направлении. В целом за этот год нам удалось сделать немало, был принят соответствующий закон и по признанию, по ведению реестра, о чём сегодня неоднократно говорилось, общественно-полезных услуг.

Я считаю: очень правильно, что мы пошли навстречу регионам и передали им эти полномочия. Очень важно, что президент в канун "правительственного часа" подписал соответствующий законопроект. Напомню, нашим совместным решением было принято решение о поддержке федеральных социально-ориентированных некоммерческих организаций, это и Союз ветеранов, и "Боевое братство", и Ассоциация героев.

При этом очень многие организации, , особенно на региональном уровне, пока не получают достойной поддержки. Это, прежде всего, организации Дети войны; это дети, страдающие в результате неполного внимания, недостаточного внимания к их воспитанию, прежде всего патриотическому воспитанию.

Задачи, которые мы ставим сегодня, обсуждая доклад Министра юстиции, направлены на развитие. Прежде всего, нужно выходить в той или иной степени на единый реестр социально ориентированных организаций, в той или иной степени получающих государственную поддержку, оценивать их эффективность и их качество. Повышение надзорных и контрольных органов Министерства юстиции связано и с поставленным вопросом о целевом расходовании субсидий, которые предоставляются нашим многочисленным общественникам.

Вопрос о деятельности так называемых бумажных НКО должен быть решен в том числе на нормативном уровне, поскольку по ряду оценок лишь четверть этих организаций реально ведут социально ориентированную деятельность.

Мы считаем важным направлением дальнейшего развития законодательства в области НКО - повышение внимания к деятельности НКО, выполняющих функции иностранных агентов. Действительно, количество так называемых иностранных агентов сократилось до 87. Но изменился ли объем работы, деструктивной работы, , подрывной работы этих организаций в условиях роста, накала информационной войны? О чём нам совершенно объективно и исчерпывающе рассказал Александр Васильевич Бортников на недавнем закрытом заседании Государственной Думы.

Я думаю, вопрос в том, чтобы изменить критерии, изменить формы отчетности, изменить полномочия, координирующие полномочия Минюста в том числе по оценке реальных каналов и возможностей зарубежного финансирования некоммерческих организаций, исполняющих функции иностранных агентов.

Хотелось бы отметить, что мы, в целом, на правильном пути, потому что судебная практика, в том числе судебные решения, принятые в условиях острой состязательности, доказали абсолютную нашу правоту.

Минюст выиграл суды практически по всем вопросам, по всем искам, которые выдвигали некоммерческие организации, являющиеся иностранными агентами. Мы пошли по правильному пути, расширив компетенцию Минюста на средства массовой информации, являющиеся иностранными агентами.

Но меры приняты достаточно мягкие в данном случае и не полностью адекватные, учитывая жесткость законодательства, принятого в Соединённых Штатах Америки в отношении иностранных средств массовой информации, - вплоть до уголовного преследования, полного раскрытия информации по источникам финансирования и по источникам информации.

В случае, если наши отношения в данной сфере останутся заблокированными, нам стоит перейти к более жестким мерам по повышению ответственности так называемых иностранных агентов, средств массовой информации перед законом и перед нашей страной.

Важнейший вопрос, который нас очень беспокоит, уважаемый Александр Владимирович, - это нехватка, явная нехватка правовых механизмов у государства, в том числе и у Министерства юстиции, не просто по оценке, но и по пресечению деятельности так называемых деструктивных культов, различных зарубежных сект. Поскольку совершенно очевидно, что часто религиозная деятельность является прикрытием для подрывной, враждебной деятельности этих организаций на территории Российской Федерации.

Мы считаем, что требуется расширить полномочия министерства в части затребования отчетности и контроля за деятельностью таких организаций. В случае нарушения этих требований эти организации должны быть, на наш взгляд, запрещены.

Кроме того, есть ещё важнейшее направление - это деятельность различного рода организаций, которые прикрываются работой, связанной с реабилитацией лиц с алкогольной и наркотической зависимостью, вышедших из мест лишения свободы. Зачастую страдающие люди попадают в рабскую зависимость, их труд используется руководителями этих реабилитационных центров. Мы считаем, что Министерство юстиции вместе с Министерством здравоохранения, конечно, должны серьезно взяться за решение этой проблемы.

Уважаемые друзья, у нас ещё есть три серьезных вопроса, которые, на наш взгляд, требуют самого внимательного отношения Государственной Думы к деятельности Министерства юстиции. Эта деятельность затрагивает права и свободы миллионов наших сограждан - это вопросы деятельности нотариусов, адвокатов и деятельности коллекторских агентств.

Мы неоднократно предлагали Министерству юстиции обратить внимание на повышение эффективности работы Федеральной службы судебных приставов. Совершенно очевидно, что при повышении бюджетного финансирования, повышении статуса работников Федеральной службы судебных приставов, она могла бы стать ведущей, если не доминирующим органом по государственному взысканию просроченной задолженности с физических лиц.

Уважаемые друзья, мы считаем, что деятельность Министерства юстиции, особенно в недавние годы, уже в этом созыве требует не просто самого внимательного изучения и поощрения, но и поддержки. Потому что развитие и укрепление гражданского общества, прежде всего, тех организаций, которых раньше мы называли общественными, сейчас они во многом влились в некоммерческие организации - это фундамент развития нашего суверенного общества, нашего государства, нашей демократической системы.

В этой связи мы считаем необходимым серьёзно повысить роль, полномочия и бюджетное финансирование не только Министерства юстиции, но и его территориальных органов. По нашему мнению, именно там, в регионах, сосредоточены наиболее эффективные и профессиональные кадры. Повышение их авторитета, оплаты их труда - это основной залог для обеспечения эффективности работы нашего гражданского общества, наших некоммерческих организаций и, в конце концов, безопасности и суверенного развития нашей страны.





               
 
По теме
VSH_3038.jpg - Губернатор и правительство Основная тема обсуждения — условия ведения бизнеса в текущей оперативной обстановке  «Последние три недели были тяжелыми для города Белгорода, Белгородского района, Грайворонского округа, для всех нас,
Губернатор и правительство
«Наш парк самый красивый и крутой!». - Корочанский район Такие эмоции испытали участники акции «Марафон достижений» в Корочанском районе «Марафон достижений» позволяет презентовать новые благоустроенные пространства в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городс
Корочанский район
Уборка памятников - Управление образования Уборка памятников-неотъемлемая часть мероприятий по сохранению исторического наследия.
Управление образования