Виктор Василенко: ПРЕСС-ЦЕНТР повесть о Московском кинофестивале

Виктор Василенко: ПРЕСС-ЦЕНТР повесть о Московском кинофестивале
Виктор Василенко: ПРЕСС-ЦЕНТР повесть о Московском кинофестивале
Виктор Василенко: ПРЕСС-ЦЕНТР повесть о Московском кинофестивале
Виктор Василенко: ПРЕСС-ЦЕНТР повесть о Московском кинофестивале
Виктор Василенко: ПРЕСС-ЦЕНТР повесть о Московском кинофестивале
Виктор Василенко: ПРЕСС-ЦЕНТР повесть о Московском кинофестивале
Фото: www.belkprf.ru







от редакции сайта belkprf.ru. Журналист Виктор Василенко был участником восьми Московских международных кинофестивалей. Свои впечатления о них он передал в этой повести. Её главный герой не является «вторым я» автора, хотя отношение к фестивалю и его событиям у них общее. Все высказывания кинематографистов, встречающиеся в книге, взяты из бесед с ними самого Василенко. Остальные персонажи не имеют конкретных прототипов, хотя порой действуют в ситуациях, имевших место в реальности. Для заставки использован один из рисунков выдающегося румынского режиссёра-мультипликатора Иона Попеску-Гопо, подаренных им Виктору Василенко

Добавим, что автор повести «Пресс-центр» известен не только в Белгороде. В 1977-1989 годы его материалы о кино систематически публиковали газеты и журналы Польши, Украины, Грузии. А не так давно в Интернете был размещён (http://www.proza.ru/2017/01/06/571) рассказ киноведа из Лос-Анджелеса Александра Руденского о Московском международном кинофестивале 1979 года. И в нём несколько раз приводятся ссылки на материалы Виктор Василенко. А в конце говорится: «Напоминаю имена тех, благодаря работе которых мы через много лет можем прикоснуться к тем событиям –

А. Акульшин – газета «Правда»,

В. Богданов – «Литературная газета»,

ВИКТОР ВАСИЛЕНКО – Белгород,

Владимир Вяткин – АПН…» (выделено, понятно, нами – ред.).

 

 

 

ДЕБЮТ

 

За неделю, оставшуюся до отъезда в Москву на международный кинофестиваль, Павлу предстояло завершить немало дел. Однако сосредоточиться на них не удавалось. Перед каждой поездкой его, как и в первый раз, переполняло ожидание фестиваля…

 

…Тогда, в 1975-м, Павел Коморовский ехал в Москву объятый мечтаниями о сказочном мире, населённом сплошь звёздами, которые смотрят шедевры киноискусства, а в свободное время дружески общаются с немногими избранными счастливчиками, допущенными в этот круг – круг, в который теперь попадёт и он, Павел.

Однако в Москве Павла ждал холодный душ – и добро бы только в прямом смысле. Когда он под проливным дождём прибежал в пресс-центр, там журналиста провинциальной газеты встретили как назойливого бедного родственника: с холодной брезгливостью. Девица, к которой его направили, выбрала испорченную аккредитационную карточку, прошлась по ней резинкой, впечатала его фамилию – и ни слова не говоря, сунула ему. «С этим пропустят на просмотры?», - поинтересовался Павел. Девица, опять безмолвно, протянула ему абонемент.

Но ещё больше огорчил Павла разговор, донесшийся от столика, где аккредитовывались киноведы:

- Похоже, фестиваль будет не очень.

- Фестиваль-то хороший, вот фильмы – плохие.

Павел воспринял это как кощунство. Однако первый же фильм, который он увидел, примчавшись в зал просмотров для прессы на улице Воровского,- болгарский «Крестьянин на велосипеде» - поверг его в шок. Картина имела достаточно серьёзное содержание, однако раскрывалось оно так, что у Павла осталось ощущение, будто ему прочли мораль. Второй фильм – алжирская лента «Наследие» оказалась под стать. А монгольский «Год спокойного солнца» он высидеть до конца уже не смог.

На следующий день Павел увидел по-настоящему хорошую итальянскую картину «Мы так любили друг друга». Вечером ему посчастливилось взять билет в «Первомайский» на внеконкурсный показ – на знаменитую «Вестсайдскую историю». Фильм потряс, но не смог заглушить какой-то обиды на фестиваль.

Постепенно возникло и другое неприятное чувство: одиночество. Не то, что звёзды – журналисты не обращали на него никакого внимания. Кругом обменивались впечатлениями, договаривались на кого-то «напасть», куда-то сходить, - а Коморовского словно не замечали. Только раз на пресс-конференции коллега, сидевший напротив, снизошёл до него. И то – прочёл вслух надпись на аккредитационно й карточке и не без иронии осведомился: «И где это?».

Первую звезду – Суйменкула Чокморова – Павел увидел только на пятый день фестиваля. Впрочем, он, наверное, встречал знаменитостей и до того, но даже актёров, не говоря уже о режиссёрах, узнать в жизни оказалось не так-то просто. Поначалу Павел снимал всех итальянцев, американцев, французов, чьи имена можно было разобрать на карточках. Однако, выпросив между просмотрами у коллеги толстенькую брошюру со списком гостей, обнаружил, что снял оператора, представителя Лос-Анжелесского фестиваля, жену директора студии и полтора десятка фирмачей. Из этого списка Павел узнал, что среди тысячи с лишним гостей фестиваля актёров и режиссёров наберётся едва ли сотня – и то имена многих ничего ему не говорили.

Наконец, Павлу повезло. Придя к штабу фестиваля, гостинице «Россия», ко времени, когда гости шли на дневные просмотры, он увидел изрядную толпу, медленно перемещавшуюся от Восточного блока к киноконцертному залу. Приблизившись, обнаружил, что это свита поклонников, сопровождающая Дина Рида. Павел сделал несколько снимков, но подойти к «самому» Риду и попросить об интервью не решился.

Вечером того же дня он заметил скопление журналистов у автобусов с табличками «Дом кино». Поинтересовался: «Что дают?» - и услышал:

«Открытие фотовыставки Джины Лоллобриджиды». Прикинул, что до Васильевской и на метро добраться недолго – и не стал выпрашивать место в автобусе.

В Доме кино пришлось ещё минут двадцать ждать появления виновницы торжества. За это время он осмотрел снимки, сделанные бывшей кинозвездой в Италии, США. Советском Союзе и на Кубе. Фотографии были отличные. Забавная зарисовка «Зима в Ватикане» - молодые священники с азартом играют в снежки – соседствовала с прекрасным снимком задумавшегося над чем-то Фиделем Кастро. А рядом была фотография Киссинджера, решающего по телефону какие-то мировые проблемы…

Джина и в 50 выглядела ослепительно. Она охотно позировала фотографам, делилась восторгом от встреч с Фиделем, демонстрировала всем желающим часы, которые подарил ей Фидель. Согласилась она и запечатлеться со всеми, собравшимися на открытие выставки.

А на следующий день Павел встретил в вестибюле «России» Анджея Вайду – режиссёра, чьи фильмы «Всё на продажу», «Пепел и алмаз», «Пепел», «Пейзаж после битвы» были для Коморовского чем-то большим, нежели просто любимыми картинами. Тут уже он преодолел стеснительность, подошёл к Вайде и попросил об интервью. «Как-нибудь в другой раз», - ответил режиссёр. Павел отошёл, но, видимо, огорчение настолько явственно отразилось на его лице, что Вайда окликнул: «Ну хорошо, только действительно небольшое».

На фестивале шёл фильм Вайды по роману Реймонта «Земля обетованная». Павел не знал романа, в чём и признался, и сказал, что хотел бы уточнить: есть ли у Реймонта эти две основные линии фильма – разрушительное воздействие капитализма на человеческие души и развенчивание иллюзии о возможности создания некоего «нравственного» капитализма?

- Я изменил концовку произведения, - объяснил Вайда.- Реймонт, я считаю, сам испугался разоблачительной силы того, что написал, и сделал финал чрезвычайно сентиментальным. Я же максимально заострил концовку(в последнем кадре бывший «романтик» капитализма Боровецкий отдаёт приказ стрелять в бастующих рабочих – В.В.).

Павел начал выяснять детали трактовки фильма, но Вайда остановил его: «Понимаете, если бы мне это было бы удобнее сказать словами, я стал бы писателем, а не режиссёром. Поэтому давайте договоримся так: я снимаю фильмы, а вы их трактуете».

Они говорили около двух часов. И только тогда, когда Павел поблагодарил за беседу, Вайда не без язвительности поинтересовался: «Это, по-вашему, «небольшое интервью»?».

Незадолго до конца фестиваля Коморовскому представилась возможность съездить с группой болгарских кинематографистов на один из московских заводов. Их сопровождал представитель советской делегации. В автобусе он сел рядом с Павлом, взглянул на его бирку и спросил: «Что это за газета?». Павел мысленно испустил стон, однако сосед, узнав о «происхождении» Коморовского, не только не потерял к нему интереса, но, наоборот, забросал вопросами о том, занимается ли он именно кино или вообще культурой, насколько заинтересована редакция в публикации материалов о кино, есть ли у него возможность выражать своё мнение, если оно отлично от точки зрения центральной печати?..

Такой напор ошеломил Павла, но был приятен. Ему захотелось узнать, кто же такой его сосед. Когда они выходили из автобуса, Павел смог прочесть на карточке: «Юрий Чулюкин». Режиссёр «Королевской регаты» «Неподдающихся» и «Девчат»! Теперь, наконец-то Павел почувствовал себя своим на празднике кино…

 

Сейчас, собираясь на новый фестиваль, Павел не испытывал былой восторженности. Но вместо неё пришло ожидание встреч со старыми знакомыми, которых у Коморовского уже появилось немало.

 

Виктор ВАСИЛЕНКО,

Белгород

(продолжение следует)





   

   

       
 
По теме
Неделя профилактики туберкулеза - Центральная районная больница Вопреки распространённому представлению, туберкулёз далеко не всегда проявляется надсадным кашлем и кровохарканьем.
Центральная районная больница
Румяная Масленица - Центр соцобслуживания населения Декорирование доставляет радость, создает положительный эмоциональный настрой.
Центр соцобслуживания населения