Виктор Василенко: ПРЕСС-ЦЕНТР повесть о Московском кинофестивале

Фото: www.belkprf.ru







от редакции сайта belkprf.ru. Журналист Виктор Василенко был участником восьми Московских международных кинофестивалей. Свои впечатления о них он передал в этой повести. Её главный герой не является «вторым я» автора, хотя отношение к фестивалю и его событиям у них общее. Все высказывания кинематографистов, встречающиеся в книге, взяты из бесед с ними самого Василенко. Остальные персонажи не имеют конкретных прототипов, хотя порой действуют в ситуациях, имевших место в реальности. Для заставки использован один из рисунков выдающегося румынского режиссёра-мультипликатора Иона Попеску-Гопо, подаренных им Виктору Василенко

Добавим, что автор повести «Пресс-центр» известен не только в Белгороде. В 1977-1989 годы его материалы о кино систематически публиковали газеты и журналы Польши, Украины, Грузии. А не так давно в Интернете был размещён (http://www.proza.ru/2017/01/06/571) рассказ киноведа из Лос-Анджелеса Александра Руденского о Московском международном кинофестивале 1979 года. И в нём несколько раз приводятся ссылки на материалы Виктор Василенко. А в конце говорится: «Напоминаю имена тех, благодаря работе которых мы через много лет можем прикоснуться к тем событиям –

А. Акульшин – газета «Правда»,

В. Богданов – «Литературная газета»,

ВИКТОР ВАСИЛЕНКО – Белгород,

Владимир Вяткин – АПН…» (выделено, понятно, нами – ред.).

 

 

 

ДЕБЮТ

 

За неделю, оставшуюся до отъезда в Москву на международный кинофестиваль, Павлу предстояло завершить немало дел. Однако сосредоточиться на них не удавалось. Перед каждой поездкой его, как и в первый раз, переполняло ожидание фестиваля…

 

…Тогда, в 1975-м, Павел Коморовский ехал в Москву объятый мечтаниями о сказочном мире, населённом сплошь звёздами, которые смотрят шедевры киноискусства, а в свободное время дружески общаются с немногими избранными счастливчиками, допущенными в этот круг – круг, в который теперь попадёт и он, Павел.

Однако в Москве Павла ждал холодный душ – и добро бы только в прямом смысле. Когда он под проливным дождём прибежал в пресс-центр, там журналиста провинциальной газеты встретили как назойливого бедного родственника: с холодной брезгливостью. Девица, к которой его направили, выбрала испорченную аккредитационную карточку, прошлась по ней резинкой, впечатала его фамилию – и ни слова не говоря, сунула ему. «С этим пропустят на просмотры?», - поинтересовался Павел. Девица, опять безмолвно, протянула ему абонемент.

Но ещё больше огорчил Павла разговор, донесшийся от столика, где аккредитовывались киноведы:

- Похоже, фестиваль будет не очень.

- Фестиваль-то хороший, вот фильмы – плохие.

Павел воспринял это как кощунство. Однако первый же фильм, который он увидел, примчавшись в зал просмотров для прессы на улице Воровского,- болгарский «Крестьянин на велосипеде» - поверг его в шок. Картина имела достаточно серьёзное содержание, однако раскрывалось оно так, что у Павла осталось ощущение, будто ему прочли мораль. Второй фильм – алжирская лента «Наследие» оказалась под стать. А монгольский «Год спокойного солнца» он высидеть до конца уже не смог.

На следующий день Павел увидел по-настоящему хорошую итальянскую картину «Мы так любили друг друга». Вечером ему посчастливилось взять билет в «Первомайский» на внеконкурсный показ – на знаменитую «Вестсайдскую историю». Фильм потряс, но не смог заглушить какой-то обиды на фестиваль.

Постепенно возникло и другое неприятное чувство: одиночество. Не то, что звёзды – журналисты не обращали на него никакого внимания. Кругом обменивались впечатлениями, договаривались на кого-то «напасть», куда-то сходить, - а Коморовского словно не замечали. Только раз на пресс-конференции коллега, сидевший напротив, снизошёл до него. И то – прочёл вслух надпись на аккредитационно й карточке и не без иронии осведомился: «И где это?».

Первую звезду – Суйменкула Чокморова – Павел увидел только на пятый день фестиваля. Впрочем, он, наверное, встречал знаменитостей и до того, но даже актёров, не говоря уже о режиссёрах, узнать в жизни оказалось не так-то просто. Поначалу Павел снимал всех итальянцев, американцев, французов, чьи имена можно было разобрать на карточках. Однако, выпросив между просмотрами у коллеги толстенькую брошюру со списком гостей, обнаружил, что снял оператора, представителя Лос-Анжелесского фестиваля, жену директора студии и полтора десятка фирмачей. Из этого списка Павел узнал, что среди тысячи с лишним гостей фестиваля актёров и режиссёров наберётся едва ли сотня – и то имена многих ничего ему не говорили.

Наконец, Павлу повезло. Придя к штабу фестиваля, гостинице «Россия», ко времени, когда гости шли на дневные просмотры, он увидел изрядную толпу, медленно перемещавшуюся от Восточного блока к киноконцертному залу. Приблизившись, обнаружил, что это свита поклонников, сопровождающая Дина Рида. Павел сделал несколько снимков, но подойти к «самому» Риду и попросить об интервью не решился.

Вечером того же дня он заметил скопление журналистов у автобусов с табличками «Дом кино». Поинтересовался: «Что дают?» - и услышал:

«Открытие фотовыставки Джины Лоллобриджиды». Прикинул, что до Васильевской и на метро добраться недолго – и не стал выпрашивать место в автобусе.

В Доме кино пришлось ещё минут двадцать ждать появления виновницы торжества. За это время он осмотрел снимки, сделанные бывшей кинозвездой в Италии, США. Советском Союзе и на Кубе. Фотографии были отличные. Забавная зарисовка «Зима в Ватикане» - молодые священники с азартом играют в снежки – соседствовала с прекрасным снимком задумавшегося над чем-то Фиделем Кастро. А рядом была фотография Киссинджера, решающего по телефону какие-то мировые проблемы…

Джина и в 50 выглядела ослепительно. Она охотно позировала фотографам, делилась восторгом от встреч с Фиделем, демонстрировала всем желающим часы, которые подарил ей Фидель. Согласилась она и запечатлеться со всеми, собравшимися на открытие выставки.

А на следующий день Павел встретил в вестибюле «России» Анджея Вайду – режиссёра, чьи фильмы «Всё на продажу», «Пепел и алмаз», «Пепел», «Пейзаж после битвы» были для Коморовского чем-то большим, нежели просто любимыми картинами. Тут уже он преодолел стеснительность, подошёл к Вайде и попросил об интервью. «Как-нибудь в другой раз», - ответил режиссёр. Павел отошёл, но, видимо, огорчение настолько явственно отразилось на его лице, что Вайда окликнул: «Ну хорошо, только действительно небольшое».

На фестивале шёл фильм Вайды по роману Реймонта «Земля обетованная». Павел не знал романа, в чём и признался, и сказал, что хотел бы уточнить: есть ли у Реймонта эти две основные линии фильма – разрушительное воздействие капитализма на человеческие души и развенчивание иллюзии о возможности создания некоего «нравственного» капитализма?

- Я изменил концовку произведения, - объяснил Вайда.- Реймонт, я считаю, сам испугался разоблачительной силы того, что написал, и сделал финал чрезвычайно сентиментальным. Я же максимально заострил концовку(в последнем кадре бывший «романтик» капитализма Боровецкий отдаёт приказ стрелять в бастующих рабочих – В.В.).

Павел начал выяснять детали трактовки фильма, но Вайда остановил его: «Понимаете, если бы мне это было бы удобнее сказать словами, я стал бы писателем, а не режиссёром. Поэтому давайте договоримся так: я снимаю фильмы, а вы их трактуете».

Они говорили около двух часов. И только тогда, когда Павел поблагодарил за беседу, Вайда не без язвительности поинтересовался: «Это, по-вашему, «небольшое интервью»?».

Незадолго до конца фестиваля Коморовскому представилась возможность съездить с группой болгарских кинематографистов на один из московских заводов. Их сопровождал представитель советской делегации. В автобусе он сел рядом с Павлом, взглянул на его бирку и спросил: «Что это за газета?». Павел мысленно испустил стон, однако сосед, узнав о «происхождении» Коморовского, не только не потерял к нему интереса, но, наоборот, забросал вопросами о том, занимается ли он именно кино или вообще культурой, насколько заинтересована редакция в публикации материалов о кино, есть ли у него возможность выражать своё мнение, если оно отлично от точки зрения центральной печати?..

Такой напор ошеломил Павла, но был приятен. Ему захотелось узнать, кто же такой его сосед. Когда они выходили из автобуса, Павел смог прочесть на карточке: «Юрий Чулюкин». Режиссёр «Королевской регаты» «Неподдающихся» и «Девчат»! Теперь, наконец-то Павел почувствовал себя своим на празднике кино…

 

Сейчас, собираясь на новый фестиваль, Павел не испытывал былой восторженности. Но вместо неё пришло ожидание встреч со старыми знакомыми, которых у Коморовского уже появилось немало.

 

Виктор ВАСИЛЕНКО,

Белгород

(продолжение следует)





   

   

       
 
По теме
 
Персональную выставку смолянина Владимира Петрова представят в Белгороде - Belnovosti.Ru Выставка живописных произведений смоленского художника Владимира Петрова «Краски родной природы» откроется в холле первого этажа Белгородского государственного художественного музея 8 августа в 16:00.
20.07.2018
 
Выставка эскизов театральных декораций и костюмов "Сказочная страна" открылась в Белгороде - Mediatron.Ru Пресс-служба Управления культуры Белгородской области сообщила, что в Белгородском художественном музее состоялось открытие персональной выставки члена Союза театральных деятелей РФ Александра Даниловича Пащенко «Сказочн
19.07.2018
По его словам, это возможно за счет выделения отдельной специальной статьи – 124.1, которая позволит исключить привлечение медицинских работников по другим общим статьям УК РФ.
20.07.2018 Противотуберкулезный диспансер
По факту гибели в перинатальном центре молодой женщины проводится проверка - Следственный комитет Следственным отделом по городу Белгород следственного управления Следственного комитета РФ по Белгородской области проводится доследственная проверка по факту гибели в перинатальном центре горбольницы № 2 Белгорода 31-ле
19.07.2018 Следственный комитет
Показательные учения прошли на базе отряда специального назначения «Сокол» УФСИН России по Белгородской области ► Сотрудники спецназа продемонстрировали преодоление полосы препятствий,
07.07.2018 Газета Наш Белгород
Осуждены сбытчики наркотических средств ► Проблема распространения наркомании не теряет актуальности и, к сожалению, не обошла и наш город.
29.06.2018 Газета Наш Белгород
В ноябре прошлого года моего мужа, главу и опору нашей семьи, арестовали и лишили свободы.
21.06.2018 Голос Белогорья
Персональную выставку смолянина Владимира Петрова представят в Белгороде - Belnovosti.Ru Выставка живописных произведений смоленского художника Владимира Петрова «Краски родной природы» откроется в холле первого этажа Белгородского государственного художественного музея 8 августа в 16:00.
20.07.2018 Belnovosti.Ru
Первая экспозиция талантливой художницы ► Во вторник в выставочном зале «Родина» состоялось торжественное открытие персональной выставки Людмилы Глушенковой «Внутри чуда».
15.07.2018 Газета Наш Белгород
В областной филармонии прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню семьи, любви и верности ► Испокон веков на Руси бережно хранили семейные традиции и передавали их следующим поколениям.
15.07.2018 Газета Наш Белгород
«Университет   третьего   возраста»   провел   праздник   семьи   ►  В   библиотеке - филиале   № 17  прошло   литературно - музыкальное  мероприятие   «Что   движет   солнце  и   светила ...
14.07.2018 Газета Наш Белгород
Древняя и мудрая игра - Газета Наш Белгород ► Развитию шахмат в Белгороде в последнее время уделяется особое внимание.
19.07.2018 Газета Наш Белгород
Белгородцы сыграют в «Оранжевый мяч» - Belnovosti.Ru Первенство области по баскетболу в рамках Всероссийских массовых соревнований по баскетболу 3×3 «Оранжевый мяч 2018» пройдёт 11 августа на стадионе СШОР № 5, на ул.
19.07.2018 Belnovosti.Ru
Летний досуг дошкольникам обеспечили детские сады и советы территорий ► В городе продолжаются спортивные праздники для малышей под общим лозунгом «Любимому городу -спортивные успехи»,
13.07.2018 Газета Наш Белгород
Белгородцы устроили очередной праздник футбола ► Посвящённый чемпионату мира праздник двора собрал вместе жителей 17-го дома на улице Губкина.
14.07.2018 Газета Наш Белгород
JPG Файл - УМВД по Белгородской области Сегодня в Баку Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации Владимир Колокольцев принял участие в приеме у Первого вице-президента Азербайджанской Республики Мехрибан Алиевой.
20.07.2018 УМВД по Белгородской области
19 июля 2018 года в рамках реализации мероприятий приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» состоялись очередные публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Управления Федера
19.07.2018 Россельхознадзор