«Тираны» песочниц

Есть такое общепринятое определение агрессии: «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным)». Агрессивное поведение ребенок начинает проявлять с самого раннего возраста, как только вступает во взаимодействие с окружающими людьми и предметами: он может кусаться, щипаться, драться, швырять игрушки и тому подобное. Для чего малыш это делает и как родителям нужно себя вести в таких случаях?
Отвечая на эти вопросы, доцент кафедры психологии Белгородского госуниверситета, кандидат психологических наук Т. В. Сулима предлагает взглянуть на агрессию немного с другой стороны. Ведь в первоначальном смысле «быть агрессивным» означало «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения». Разве не про маленьких детей эта формулировка, данная в свое время немецким психологом Э. Фроммом?
– Ребенок рождается с набором определенных эмоций, и гнев – одна из них, – говорит Татьяна Вячеславовна. – Нельзя малышу запрещать выражать негативные эмоции. Не нашедшая выхода энергия будет накапливаться и в конце концов может привести к нервным срывам, психосоматическим заболеваниям.

– Что ж тогда, пусть ребенок крушит, обижает сверстников, ломает игрушки?..
– Если с самых малых лет ребенку лишь запрещать: «Не кричи!», «Не дерись!», «Замолчи!», «Не злись!», то он, наверное, со временем поймет, что злиться – это плохо. Но как он по-другому сможет проявлять свои негативные чувства? Тем более что сами родители позволяют себе и кричать, и применять физическую силу в порыве злости... Нужно научить направлять свою энергию. Так сказать, в мирное русло.

– Вы имеете в виду двигательную активность?
– Конечно, детям очень важно много двигаться, это их естественная потребность. Нужно как можно больше гулять, играть в активные игры. Однако следует учитывать темперамент ребенка. Для сангвиников и холериков, к примеру, прекрасным способом эмоциональной разгрузки может стать спорт, для флегматиков и меланхоликов – различные виды творчества. Еще раз напомню об отрицательном влиянии на детскую психику чрезмерного сидения перед экраном телевизора или монитора компьютера.

– Может ли агрессивное поведение быть способом привлечения внимания?
– Поведенческий репертуар у дошкольников, скажем так, только формируется. Задача взрослых – научить различным способам поведения, взаимодействия с окружающим миром. Однако если вы видите, что проявления агрессии у ребенка носят чрезмерный характер, обратитесь за помощью к специалистам – психологу, невропатологу. Дошкольный возраст – пора, когда многое еще можно корректировать.

– Если, к примеру, трехлетний малыш замахивается на маму или на кого-то из близких взрослых, нужно к этому серьезно относиться?
– Примерно в этом возрасте ребенок начинает тестировать родителей на эмоции, изучать границы дозволенного. И взрослые, разумеется, должны четко обозначать эти границы. Если кроха вас ударил, обязательно скажите ему, что так делать нельзя. Ваша реакция на одинаковые действия малыша всегда должна быть одинаковой и адекватной.

– Важно, чтобы у мамы с папой слова не расходились с делом...
– Дети с самого рождения «считывают» наше настроение, поступки, интонации, реакции. И если вы говорите малышу, что нельзя драться, а сами частенько шлепаете его, кричите, то пример будет действеннее ваших слов. Вообще, характер наказаний в семье серьезно влияет на формирование агрессивного поведения ребенка. Чрезмерная строгость здесь так же неуместна, как и чрезмерная мягкость. В первом случае дети перенимают вашу привычку реагировать гневно, а во втором – считают, что агрессивное поведение вполне дозволительно.

– С семьей понятно, но вот малыш приходит в детский сад и, к примеру, дает выход своей чрезмерной энергии таким способом: обижает сверстников, отбирает игрушки, дерется...
– Тут уж задача воспитателя своевременно реагировать и стараться переключать внимание расшалившегося малыша на какую-либо деятельность: например, попросить помочь в чем-то несложном. Можно организовать сюжетно-ролевые игры, разъясняя с их помощью нормы поведения.

– Татьяна Вячеславовна, что вы как мама и психолог посоветуете родителям?
– Старайтесь направлять свои усилия не столько на искоренение нежелательных проявлений в характере ребенка, сколько на формирование положительных качеств. Любите его и не забывайте хвалить за старания. Будьте как можно внимательнее и терпеливее, не отмахивайтесь от детских вопросов. И помните: поведение ребенка – это зеркальное отражение поведения взрослого.
 

Автор: 

Н. СУЛТАНОВА.

 
По теме
VSH_3038.jpg - Губернатор и правительство Основная тема обсуждения — условия ведения бизнеса в текущей оперативной обстановке  «Последние три недели были тяжелыми для города Белгорода, Белгородского района, Грайворонского округа, для всех нас,
Губернатор и правительство
«Наш парк самый красивый и крутой!». - Корочанский район Такие эмоции испытали участники акции «Марафон достижений» в Корочанском районе «Марафон достижений» позволяет презентовать новые благоустроенные пространства в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городс
Корочанский район
Уборка памятников - Управление образования Уборка памятников-неотъемлемая часть мероприятий по сохранению исторического наследия.
Управление образования