Ф.Х. ДЖАЛАЛЗАДЕ
Одна из главных проблем КПРФ – отсутствие надёжной классовой базы. Времена, когда, говоря словами «Манифеста Коммунистической партии», «эпоха буржуазии упростила классовые противоречия: общество всё более раскалывается на два большие враждебные лагеря: буржуазию и пролетариат», давно минули. Современное капиталистическое общество, напротив, имеет очень сложную социальную структуру. Поэтому необходимо определить, какие классы или социальные группы наиболее восприимчивы к идее социалистического переустройства. Начнём с рабочего класса, в котором прежде видели главного «могильщика» капитализма, что и подтвердила Октябрьская революция. Насколько он соответствует этой роли в современной России?
Поскольку в нынешних условиях коммунистам провести какие-либо социологические исследования в рабочей среде Белгородской области представляется невозможным, будем использовать данные других специалистов – Ю. Волкова и В. Добренькова, В. Боде, К. Забелина, Б. Максимова, А. Золотова. Они определяют рабочий класс как наёмных рабочих, занятых физическим трудом в производственных отраслях экономики, а также выполняющих низкоквалифицированную работу в сфере услуг, торговли. Его характерные черты сегодня – отсутствие частной собственности и зависимость от высших классов в получении средств к существованию.
Общее у нынешнего рабочего класса с дореволюционным, пожалуй, только то, что он составляет существенно менее половины трудоспособного населения. Однако если в царской России рабочий класс был в авангарде борьбы за переустройство страны, то ныне он занимает совершенно иную позицию.
В советском обществе рабочий класс находился в привилегированном положении, и это создавало высокую самооценку его роли в обществе. Однако в 90-е годы более половины, по оценкам социологов, рабочих лишились работы и оказались в положении деклассированных.
Уничтожение социалистического строя создало рабочему классу немало и других, уже было забытых, проблем. Нарушение трудовых прав – в частности, половая и возрастная дискриминация при приёме на работу; пренебрежение со стороны появившихся хозяев предприятий правилами техники безопасности; масштабный характер приобрела задержка заработной платы; невыполнение профсоюзами своей функции по защите трудящихся и т.п. Всё это резко понизило социальный статус рабочих и унижает их человеческое достоинство. Однако это не стимулирует рабочих включиться в борьбу с тем устройством общества, которое породило эти проблемы. Потому, что новые социальные условия, в том числе и страх перед потерей работы, перед угрозой снижения уровня обеспеченности формирует совсем иную социальную психологию рабочего, нежели в советской время.
Социологи делят рабочий класс на несколько социальных групп. 2,7% трудоспособного населения заняты высококвалифицированным физическим трудом, переходящим в интеллектуальный (например, операторы высокотехнологического оборудования, прорабы в строительстве). В этой группе 90% мужчин, 70% из них работают в частном секторе. Это достаточно хорошо образованные люди, кредо которых: «Много работать, чтобы много заработать и обеспечить светлое будущее своей семьи».
5,5% - просто квалифицированные рабочие. Они трудятся как в частном, так и в государственном секторах; большинство среди них тоже мужчины. Их жизненная ориентация такая же, как у представителей высшей группы.
10,8% - квалифицированные рабочие, которые не так удачно смогли устроиться. Среди них большая, чем в предыдущих группах, часть трудятся в государственном секторе; больше в ней и женщин.
Рабочим всех этих трёх групп есть что терять, кроме «цепей». В первых двух уровень благосостояния выше, чем был у большинства рабочих в СССР, представители третьей группы живут похуже, но смотрят на жизнь с оптимизмом, большинство их (3:1) верят, что смогут подняться на более высокую ступень социальной лестницы. Все три эти группы по своей социальной психологии, охранительные. Они настроены соглашаться с работодателями и терпимо относится к нарушениям прав трудящихся, поскольку надеются, что лично их это не коснётся. На протест они готовы только в том случае, если под угрозой оказывается их собственное материальное благополучие. Но и в этом случае решение конфликтной ситуации (вспомним Пикалёво) сразу гасит борьбу. Идея рабочей солидарности с теми, кто живёт хуже их, в социальном сознании этих групп отсутствует полностью.
10% - рабочие занятые неквалифицированным физическим трудом (разнорабочие, грузчики, подсобные рабочие в строительстве и так далее). Порядка 38% среди них – женщины. Это низкооплачиваемый контингент, хотя проблем со средствами на необходимые нужды у них не возникает. Соответственно, они очень низко оценивают престиж свое профессии. Исследования показывают, что большая часть этой группы находится «на грани срыва», но пока они, в целом, настроены на ожидание лучшего будущего – для себя.
Наконец 4.8% - это трудящиеся, живущие на грани или за гранью нищеты. Это люди, работающие в селе (наёмные работники), низкоквалифицированные работники здравоохранения (медсёстры, санитарки) и т.п. Многим из них, по самооценке, не хватает средств даже на еду. В отличие от предыдущей группы, они уже утратили надежды на лучшее будущее, что, в частности, выражается в их низкой мобильности. 26% рабочих из этой группы, опять же по их свидетельству, живут в умирающих населённых пунктах. Их жизненная ориентация – физическое выживание. Но и они психологически не готовы на борьбу, поскольку такие условия существования породили в них социальную пассивность.
Всё это подводит к заключению: сегодня нет надежды на то, что рабочий класс сам поднимется на борьбу против капитализма, а коммунистам останется только её возглавить и направить её в верное русло. Задача куда сложнее. В двух-трёх социальных группах рабочего класса, наверняка, коммунисты могут при целеустремлённой будничной работе найти немало сторонников. Их надо искать и формировать из них ядро будущей организации рабочего класса. Чтобы когда труженики, в конце концов, поднимутся на борьбу (а при курсе власти, который она менять упорно не хочет, это произойдёт неизбежно), эта организация могла бы стать авангардом рабочего движения.