Виктор Василенко. Путь Октября: Сталинский проект вёл к коммунизму





Виктор ВАСИЛЕНКО,
Белгород


Был ли нацелен Сталинский проект построения нового общества на приближение к коммунизму? Соответствовал ли он тем принципам коммунистического общества, которые были намечены Марксом и Энгельсом? Сейчас нередко даже от почитателей Сталина доводится слышать, будто в действительности он был не коммунистом, а державником – коммунистическая риторика, мол, была только данью его положения лидера партии. Ну, а критики, недоброжелательно относившиеся к Сталину, прямо обвиняли его в «искажении», «извращении», «фальсификации» коммунистического учения Маркса.

В практической деятельности Сталина отклонений от марксистской теории при желании можно отыскать немало. Но ведь даже в физике редко удаётся добиться идеально точной реализации теории при её практическом приложении, поскольку обнаруживается множество непредвиденных факторов. В строительстве же общества непредвиденных факторов, требующих коррекции теоретической схемы, возникает гораздо больше. Были и просто ошибки, вероятно, неизбежные в тех невероятно сложных условиях, в которых доводилось строить новое общество.

Тем не менее, это не даёт оснований для упрёков в «извращении марксизма». Судить о соответствии сталинского проекта марксистскому надо не по отдельным деталям, а по тому, насколько соотносятся главные цели и основные ориентиры движения к ним.

Чтобы быть максимального объективными, в качестве критерия используем работу американского философа Эриха Фромма «Концепция человека у Маркса». С одной стороны, Фромм считается на Западе одним из наиболее глубоких исследователей творчества Маркса; а с другой стороны, он много раз (в том числе и в упомянутой книге) резко критиковал Сталина и советский социализм в целом за искажение учения Маркса. Итак…

- Фромм видит основной смысл предложенных Марксом социально-экономических преобразований в освобождении человека от экономического давления. Причём, как от нужды, так и от подстёгивания материальным стимулированием. «Вся его концепция строилась на том, что социализм – это общество, в котором материальная заинтересованность перестаёт быть господствующим интересом», - утверждает Фромм и приводит слова Маркса, что материальное стимулирование «было бы не более, чем лучшей оплатой раба, и не завоевало бы ни рабочему, ни труду их человеческого достоинства».

Но ведь Сталинский проект в годы «перестройки» вызвал ожесточённые нападки «новомышленцев» в том числе и за то, что вел к тому, чтобы материальная заинтересованность перестала быть господствующим интересом. Достаточно сказать, что 1946 году уровень зарплат 10% наиболее высокооплачиваемых рабочих и служащих был выше уровня зарплат 10% рабочих и служащих с наиболее низкой оплатой менее чем в 1,5 раза. В таких условиях роль величины зарплаты при выборе человеком сферы приложения своих сил была невелика и, судя по планам Сталина, должна была в перспективе снижаться ещё больше. И, как доказывают темпы развития страны, выдвижение на первый план моральных стимулов труда отнюдь не сказалась отрицательно на его эффективности.

- Критика капитализма у Маркса, - делает вывод философ, - «направлена не против способа распределения доходов, а против способа производства, против разрушения личности». Фромм приводит и свои аргументы, подтверждающие такую оценку воздействия капиталистической системы на человека. «Конкретные экономические условия, имеющие место при капитализме, производят и такой важнейший побудительный момент, как жажду денег и собственности… поведение большинства людей мотивировано материальной выгодой, комфортом и растущим потреблением». Такие условия подавляют личность. В современном западном мире, пишет Фромм, «люди достигли такой степени конформизма, что в значительной степени утратили свою индивидуальность». При этом он отмечает, что «другие экономические условия могут вызвать к жизни прямо противоположные (тем, которые формируются в капиталистическом обществе – В.В.) стремления».

Но ведь в главе «Весна человечества» было достаточно обстоятельно показано, что реализация выдвинутого Сталиным Основного закона социализма и создавала эти самые другие экономические условия. И они, в полном соответствии с утверждением философа, вызвали к жизни стремления людей, прямо противоположные тем, которые сформированы капиталистическим обществом.

- Главную «цель Маркса» философ видит в «духовной эмансипации человека», в «развитии каждого человека как личности». Соответственно, и освобождение людей от экономического давления, - отмечает Фромм, - не самоцель, а «условие для развития творческих способностей».

Но ведь одним из направлений реализации Сталинского проекта было создание системы, которая выявляла бы и развивала творческие способности человека. Опять же, в упомянутой главе об этом говорилось подробно.

- С этой позиции Маркс считал очень важным возвращение труду его «человеческой функции» - придание труду духовного наполнения, превращение его из средства зарабатывания на жизнь в жизненную потребность человека. «Маркс не ограничивал свою цель освобождением рабочего класса, а мечтал об освобождении человеческой сущности путём возвращения всем людям… свободного труда».- пишет Фромм. – «Центральное место в творчестве Маркса занимает проблема превращения отчуждённого бессмысленного труда в свободный творческий труд». Человек должен воспринимать труд как «сотворение нового мира, включая сотворение себя самого».

Но ведь задача, поставленная Сталиным - превратить труд «в дело чести, в дело славы, дело доблести и геройства», - вела к достижению именно этой цели. И на этом пути удалось добиться немалого.

- При этом Маркс, отмечает Фромм, считал необходимым сокращение рабочего дня, - но отнюдь не для того, чтобы создать возможности для большего материального потребления и бездумного развлечения, а для создания условий, способствующих развитию личности. Фромм полагал, что такое развитие приведёт к формированию «универсального человека, свободного от уродливой специализации». «В коммунистическом обществе человек сможет получить неограниченное образование в любой отрасли… и тем самым будет иметь возможность делать сегодня одно, а завтра – заняться другим».

Но ведь эта задача была поставлена как одна из важнейших в работе Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». И точно так же Сталин считал одним из необходимых условий для её решения сокращение рабочего дня.

Работу «Экономические проблемы социализма в СССР», которая должна была иметь очень важное значение для дальнейшего развития Советской страны, ниже мы рассмотрим подробнее. А пока, не вдаваясь в поиск причин, по которым Эрих Фромм не увидел всего этого в деятельности Сталина (содержащийся в «Концепции человека у Маркса» пассаж об «общности жён» в советском обществе наводит на мысль: одна из причин заключалась в том, что представление Фромма о советской действительности – по крайней мере, сталинского периода – формировалось в немалой степени под воздействием антисоветской пропаганды), констатируем: сопоставление работ Фромма и Сталина даёт основания для вывода, что курс, намеченный Сталиным, в основном вполне соответствовал тому, который предусмотрен коммунистическим учением Маркса.

 

 

Удалось ли в 30-40-е годы реально приблизиться к созданию в ней коммунистического общества?

Рассматривая этот вопрос, надо, прежде всего, иметь в виду, что коммунизм вовсе не открывает простор для безудержного материального потребления. Видный учёный и партийный деятель А.М. Румянцев находил время и для того, чтобы вести курс политэкономии социализма в Харьковском пединституте. Среди студентов, которым Алексей Матвеевич его читал, был и мой отец. И он вспоминал, как Румянцев в ответ на мечтания студентки, что при коммунизме она сможет каждый день надевать новое платье, резко заметил: «Коммунизм такого мотовства не потерпит». И это вопрос не столько экономического, сколько идеологического характера.

Нобелевский лауреат академик П.Л. Капица в докладе, представленном на Эйнштейновский конгресс ЮНЕСКО 1977 года, показал, что материальное потребление человека должно ограничиваться вполне определёнными рамками разумных потребностей. Стремление ко всё большее высокому уровню матпотребления губительно воздействует на внутренний мир людей, вызывает их духовную деградацию.

К чему ведёт путь развития, когда главную цель видят в материальном процветании, показали писатели-фантасты братья Стругацкие в повести «Хищные вещи века». В ней они создали образ некой страны, в которой достигнут чрезвычайно высокий уровень материального потребления – причём, доступный не для ограниченного круга людей, а для всех. Но при этом общество пришло к полному духовному вырождению. При крайней скудости духовных запросов людей материальная обеспеченность и значительное свободное время вызывают у них стремление не к совершенствованию своего внутреннего мира и реализации своего человеческого потенциала в деятельности на общее благо, а лишь к поиску новых и новых средств заполнить вакуум существования: от оргий и наркотиков до извращённых острых ощущений и самых современных нейростимуляторов.

Определяющая черта коммунизма – не высокий уровень обеспеченности людей, а полное утверждение гуманистической идеологии. Героиня пьесы А. Володина «Старшая сестра» вспоминает жизнь в детском доме бедных и не очень сытых послевоенных лет: «Там все жили как при коммунизме. Один раз воспитатели хватились – в столовой нет корок от мандаринов. Оказывается, старшие их не едят, оставляют мандарины младшим…». Оценка «как при коммунизме» вполне точно характеризует суть человеческих отношений, проявившуюся в этом случае.

А теперь, после этого уточнения, вернёмся к вопросу: что было сделано в 30-40-е годы для приближения советского общества к коммунистическому.

Суммируя всё то, о чём говорилось в главе «Весна человечества» о достижениях советского социализма, констатируем:

- была устранена частная собственность, причём, не только как экономический фактор, но и как доминанта человеческого сознания;

- утвердились приоритет духовных ценностей и приоритет общих интересов;

- алчность и стяжательство в сознании людей и в общественном сознании стали восприниматься как уродство;

- труд стал духовной потребностью, служением народу и стране и потому сделался источником морального удовлетворения и счастья;

- нормами жизни стали бескорыстие, готовность помочь другому и готовность пожертвовать своими личными интересами ради общего блага;

- интернационализм стал органически присущ образу мышления советского человека.

Как мы уже отмечали, этих принципов придерживались ещё далеко не все, но таких людей было достаточно много, и именно они определяли в тот период тенденцию развития общества. Утверждение этих принципов в жизни людей вкупе с целенаправленной работой по культурному развитию народа способствовало созданию гигантского духовного потенциала советского общества.

С другой стороны, в 50-е годы военная мощь державы обеспечивала её безопасность, а экономическое развитие позволяло удовлетворять наиболее насущные потребности людей, вывело подавляющее большинство людей из борьбы за выживание и создавало возможности постепенного повышения их благосостояния. Таким образом, есть объективные основания утверждать, что в Советском Союзе к началу 50-х годов в реальности был заложен фундамент коммунизма.

 

 

 

Важнейшие ориентиры перехода к построению уже собственно коммунистического общества Сталин обозначил в работе «Экономические проблемы социализма в СССР», написанной в 1952 году.

Правда, в середине десятых годов в «Советской России», «Правде», на сайте ЦК КПРФ появился целый ряд статей, написанных, вроде бы, с позиции одобрения деятельности Сталина в роли строителя нового общества, но при этом интерпретирующих эту работу таким образом, будто Сталин в ней, напротив, отодвигает переход к строительству коммунизма в неопределённое светлое будущее, а ставит задачи только укрепления социализма. Некоторые авторы даже стремятся так препарировать высказывания Сталина, чтобы сложилось впечатление, будто вождь выступал за поворот социалистического строительства в сторону рыночной экономики.

С последними всё достаточно просто. Действительно, Сталин писал о недопустимости пренебрежения рыночными механизмами, которые ещё сохраняются в советской экономике: «Рентабельность отдельных предприятий и отраслей имеет громадное значение с точки зрения развития нашего производства. Она должна быть учитываема как при планировании строительства, так и при планировании производства. Это азбука нашей хозяйственной деятельности на нынешнем этапе развития»; «…пока остаются два основных производственных сектора, товарное производство и товарное обращение должны остаться в силе как необходимый и весьма полезный элемент нашего народного хозяйства». А поскольку сохраняется товарное обращение, «наши предприятия не могут обходиться и не должны обходиться без учёта закона стоимости». И, в частности, Сталин видел пользу в том, что действие закона стоимости «учит наших хозяйственников искать, находить и использовать скрытые резервы, таящиеся в недрах производства, а не топтать их ногами,.. учит наших хозяйственников систематически улучшать методы производства, снижать себестоимость производства».

Но, во-первых, уточнения «на нынешнем этапе» и «пока» очевидно свидетельствуют, что Сталин говорил сугубо о текущем моменте, а не о механизмах, которые должны стать сущностью экономики: «Несомненно, что они будут приносить пользу и в ближайшем будущем. Но было бы непростительной слепотой не видеть, что эти явления вместе с тем уже начинают тормозить мощное развитие наших производительных сил».

Во-вторых, даже говоря о текущем моменте, Сталин выступал отнюдь не за расширение сферы действия товарного обращения, а, напротив, за её жёсткое ограничение. Так, категорически исключалось её распространение на средства производства. «Владелец средств производства – государство при передаче их тому или иному предприятию ни в коей мере не теряет права собственности на средства производства, а, наоборот, полностью сохраняет его». Исключалось и придание закону стоимости роли регулятора – «закон стоимости не может при нашем строе играть роль регулятора производства». А ведь в рыночной экономике закон стоимости – один из важнейших регуляторов.

Так что попытки превратить Сталина в «рыночника» - очевидная нелепость, если не хуже.

Более обоснованной выглядит точка зрения, что Сталин рассматривал задачу перехода к строительству коммунизма в отдалённой перспективе. Ведь Сталин, действительно, написал:

«…раньше, чем перейти к формуле «каждому по потребностям», нужно пройти ряд этапов экономического и культурного перевоспитания общества, в течение которых труд из средства только лишь поддержания жизни будет превращён в глазах общества в первую жизненную потребность, а общественная собственность – в незыблемую и неприкосновенную основу существования общества.

Для того, чтобы подготовить действительный, а не декларативный переход к коммунизму, нужно осуществить по крайней мере три основных предварительных условия.

Необходимо, во-первых, прочно обеспечить… непрерывный рост всего общественного производства с преимущественным ростом производства средств производства…

Необходимо, во-вторых, путём постепенных переходов, осуществляемых с выгодой для колхозов и, следовательно, для всего общества, поднять колхозную собственность до уровня общенародной, а товарное обращение также путём постепенных переходов заменить системой продуктообмена…

Необходимо, в-третьих, добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь, в силу существующего разделения труда, к одной какой-либо профессии».

А достижение этих целей требует немалого времени. Но ведь Сталин говорит о том, что надо сделать прежде, чем перейти к коммунизму. А ПЕРЕХОД К КОММУНИЗМУ и переход к СТРОИТЕЛЬСТВУ собственно коммунистического общества – это разные вещи.

Но, быть может, я просто цепляюсь к словам? Быть может, между дальнейшим строительством социализма и строительством собственно коммунистического общества нет принципиальной разницы, и путь социалистического развития сам собой приведёт к коммунизму? Убеждён, что нет. Убеждён и в том, что утверждение, будто переход к строительству коммунизма, по Сталину, следует понимать как «дальнюю стратегическую перспективу, а не сиюминутную задачу» не соответствует смыслу того, что имел в виду Сталин. Ведь он, повторю, говорил как об отдалённой перспективе – о «ПЕРЕХОДЕ К КОММУНИЗМУ», а решение задач по «осуществлению предварительных условий» - это, в сущности, и есть переход к СТРОИТЕЛЬСТВУ собственно коммунистического общества.

Например, Сталин считает, что в условиях строительства социализма отдельные механизмы рыночной экономики (об этом говорилось выше) весьма полезны. Но при переходе к коммунизму они будут уже тормозом развития общества. И потому одна из задач строительства коммунизма – изживание этих механизмов. В частности, Сталин говорит о необходимости создания системы продуктообмена между государственной промышленностью и колхозами, которая позволила бы ликвидировать в этой сфере товарное обращение. Да, конечно, Сталин при этом замечает, что «такая система потребует громадного увеличения продукции, отпускаемой городом деревне, поэтому её придётся вводить без особой торопливости». Но разве он считает, что начало решения этой задачи – дело «дальней стратегической перспективы»? Напротив, он прямо указывает, что решение этой, действительно, стратегической задачи начинать следует немедленно: «…вводить её нужно неуклонно, без колебаний, шаг за шагом сокращая сферу действия товарного обращения и расширяя сферу действия продуктообмена». А ведь эти шаги - уже по пути строительства собственно коммунистического общества.

Показательны замечания Сталина относительно предложения сделать технику, сосредоточенную в МТС, собственностью колхозов. Он отвергает это предложение, приводя две причины. Одна – в том, что этот шаг создаст для колхозов серьёзные экономические проблемы. Вторая – в том, что этот шаг вёл бы «не к приближению к коммунизму, а, наоборот, к удалению от него». И, говоря о второй причине, Сталин не отделывается парой общих фраз, а рассматривает вопрос подробно. Таким образом, Сталин уже делает критерием принятия важных экономических решений то, приближают ли они общество к коммунизму.

Остановлюсь ещё на одном моменте. Когда в Советском Союзе начинали строить социализм, Сталин ради повышения производительности труда распорядился задействовать материальное стимулирование. Теперь же, когда речь шла о переходе к строительству коммунизма, он предложил принципиально иной путь решения задачи улучшения материальной обеспеченности народа. Не только и не столько за счёт повышения денежной зарплаты, но «особенно, путём дальнейшего систематического снижения цен на продукты массового потребления». Потому что пока главным путём к повышению уровня жизни остаётся повышение зарплаты, цель превращения труда «в первую жизненную потребность» будет оставаться недостижимой. Напротив, этот путь тоже ведёт в противоположную от коммунизма сторону, поскольку, как предупреждал Маркс, и напомнил Фромм, стимулирование труда повышением зарплаты приводит к тому, что человек начинает «рабски трудиться на службе у алчности».

Таким образом, есть достаточные основания утверждать, что в «Экономических проблемах социализма в СССР» Сталин наметил ориентиры и поставил основные задачи следующего этапа развития советского общества – перехода к строительству коммунизма.

 

 

 

Невозможно сказать, удалось бы за жизнь одного поколения проделать весь путь, отделяющий советский социализм 50-х годов от коммунизма. Дорога предстояла нехоженая и наверняка очень непростая. Однако советский народ за четыре десятилетия своей предыдущей истории не раз доказывал, что способен совершать то, что сторонним наблюдателям казалось невозможным… Но главное, начинать движение по этому пути было категорической необходимостью.

Прежде всего, очевидно, было необходимо разработать конкретную программу развития общества по коммунистическому пути, чётко определить ближайшие цели и главные общие ориентиры движения по нему. Эту программу принять в качестве всенародного плана. Наметки этой программы содержит упоминавшаяся работа Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». На XIX съезде ВКП(б) была создана комиссия – очень немногочисленная, во главе с самим Сталиным – по подготовке новой Программы партии. Вероятно, эта Программа и стала бы основой плана перехода к строительству собственно коммунистического общества.

Думается, среди первоочередных задач на пути движения к коммунизму должны были стоять такие:

- Дальнейшее повышение духовного, творческого содержания труда. Сталин видел путь к этому в «поднятии культурно-технического уровня рабочих до уровня технического персонала». И с этим нельзя не согласиться. Потому что если человек, даже выполняющий какую-то частную операцию, осознаёт общую цель и суть всего процесса производства, он сможет относиться и к этой операции творчески. При этом необходимо привить каждому человеку ощущение личного участия в развитии общества. Кстати, осознание людьми конкретных ближайших задач строительства коммунизма в немалой степени способствовало бы этому.

- Существенное расширение общественных средств удовлетворения материальных потребностей, - чтобы повышение благосостояния людей не пробуждали бы в них страсти к личному накоплению матблаг. Скажем, вместо того, чтобы увеличивать число личных автомобилей, стоило бы значительно улучшить работу и повысить комфортность общественного транспорта, увеличить парк автомобилей на прокат при снижении платы за него.

В конце 80-х – начале 90-х годов некоторые специалисты, сочувствующие коммунистам, заговорили о «переоценке советскими руководителями степени «перекованности» сознания людей», из-за чего «непродуманно снижалось значение непосредственно материальных стимулов повышения производительности труда». Но, во-первых, из работы «Экономические проблемы социализма в СССР» следует, что Сталин отнюдь не переоценивал реальный уровень утверждения в сознании советских людей в целом коммунистической идеологии. Это, как раз, должно было стать одним из главных направлений работы на ближайшие годы.

А с другой стороны, каким образом, опираясь в экономике на рычаг «непосредственно материальных стимулов» можно было одновременно утверждать в сознании людей коммунистические принципы бытия? Маркс, повторю ещё раз, совершенно недвусмысленно указывал, что такое «непосредственно материальное» стимулирование труда ведёт к тому, что «люди начинают рабски трудиться на службе у алчности». А вот расширение общественных средств удовлетворения матпотребностей как раз позволило бы повышать уровень материальной обеспеченности людей при одновременном утверждении коммунистической идеологии, поскольку делало бы ещё более ощутимым смысл труда на общее благо – и тем самым стимулировало бы его.

- Существенное расширение возможностей духовно активного досуга, стимулирование людей включиться в него, - чтобы «самое большое богатство» нового общества - свободное время - не транжирилось бессмысленно и бесцельно. В противном случае увеличение у людей свободного времени ведёт не к развитию личности, а к её деградации, а общество не к возвышению, а к загниванию.

- Формирование культуры потребления. Здесь огромное значение имеет утверждение приоритета духовных ценностей в сознании людей. Человеку, чей внутренний мир ориентирован на духовные богатства, вполне достаточно не ощущать бытового дискомфорта, который мешал бы ему заниматься главным в его жизни. А тратить силы и время на обеспечение себе матблаг выше необходимого ему просто неинтересно. Как отмечал академик П.Л. Капица, представление о «чудаковатом» характере людей, занятых интенсивной творческой деятельностью, возникло именно потому, что те не обращают внимания на материальную сторону быта.

- Полное искоренение в обществе духа стяжательства, собственничества, потребительства. Разумеется, не административными мерами: они могут только скрыть проявления «болезни», но не излечить её. Необходимо, с одной стороны, создавать атмосферу нетерпимости к таким чертам, чтобы они однозначно воспринимались как что-то недостойное. С другой стороны, необходимо вести «бой» за каждого человека. До сих пор «делатели» презирали потребителей, с брезгливостью проходили мимо них, потому что было множество гораздо более важных дел. Вспомним трилогию Юрия Германа «Дело, которому ты служишь». Для Степанова-старшего главным было участие в создании советского флота, для Устименко – строительство и работа больницы; и даже в своих семьях они просто отгораживались от носителей потребительской идеологии. Но при переходе страны на путь созидания коммунистического общества не обращать внимания на потребителей уже было непозволительно. Потому что сохранение потребительской психологии как общественного явления сделало бы невозможным достижение цели.

- Немалую роль в решении этой задачи могла бы сыграть дальнейшая коммунизация отношений между людьми. Необходимо было искать самые разнообразные возможности для укрепления в каждом человеке чувства общности, чтобы он, не теряя своей индивидуальности, ощущал бы себя частичкой целого. Помимо всего, человек в этом случае попадал бы в нравственное поле коллектива. А сила воздействия такого поля огромная – конечно, когда коллектив здоровый и сплочённый. Напомню, хотя бы, опыт Макаренко, когда коллектив колонии имени Горького «втянул» в своё нравственное поле считавшихся безнадёжно потерянными куряжских колонистов.

Конечно, здесь перечислены лишь некоторые задачи из многих, которые нужно было решать на пути от социализма к коммунизму. «Первопроходцами» тут должны были стать коммунисты. Это, кстати, поддержало бы на новом этапе развития ту авангардную роль партии, которая в прежние годы определялась не статьёй в Конституции, а делами коммунистов в строительстве и защите Отечества.





               
 
По теме
Виктор ВАСИЛЕНКО, Белгород Казалось бы, интеллигенция – в первую очередь та, которую принято именовать творческой, имеющая «по службе» дело с духовными сокровищами,
Департаментом экономического развития области на основе данных Белгородстата проведен мониторинг социально-экономического развития региона за январь-май 2017 года.
15 марта, прежде чем объявить о начале голосования, Ирина Дзюба продемонстрировала всем членам УИК и наблюдателям, что урна для бюллетеней и переносные ящики пусты.
Все инициативы по мирному процессу на Украине без России заведомо провальные, ‒ Слуцкий - ЛДПР Председатель ЛДПР, глава Комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий назвал заявление канцлера ФРГ Шольца о поиске мирного решения на Украине — очередной политической спекуляцией Канцлер ФРГ Шольц в беседе
ЛДПР
VSH_3038.jpg - Губернатор и правительство Основная тема обсуждения — условия ведения бизнеса в текущей оперативной обстановке  «Последние три недели были тяжелыми для города Белгорода, Белгородского района, Грайворонского округа, для всех нас,
Губернатор и правительство
Бронхиальная астма у детей, "Холодовая цепь" как неотъемлемая составляющая безопасности иммунизации, особо опасные инфекции.
Детская поликлиника №3 г. Старого Оскола
День работника культуры - ЦБС Ракитянского района Сегодня состоялось мероприятие, приуроченное к празднованию Дня работника культуры.
ЦБС Ракитянского района
В музее Первой конной армии - Центр соцобслуживания населения В рамках реализации  национального проекта «Демография»  федерального проекта «Старшее поколение»  и пилотного проекта  на территории Белгородской области по созданию системы долговременного ухода,
Центр соцобслуживания населения