Скульптура : искусство в среде или среда в искусстве
► В рамках фестиваля искусств «Арт - Окно» в выставочном зале «Родина» прошла лекция «Скульптура в городе и общественный резонанс» . Прочитал ее главный специалист по современному искусству Третьяковской галереи Кирилл Светляков .
- Мои лекции призваны рассказать о том, как скульптуры влияют на городское пространство, - говорит Кирилл Светляков, - очень интересен в этом смысле опыт немецкого Мюнстера: людям могут нравиться установленные композиции, они могут требовать их перенести или убрать вовсе, эти памятники могут стать жертвами вандалов. Но никто не остается равнодушен, определенный отклик - положительный или отрицательный - получает каждая скульптура.
Послушать московского искусствоведа собрался целый зал - студенты, любители современного искусства и неравнодушные к родному городу белгородцы.
- Мне интересно услышать об опыте других городов и стран по обустройству городского пространства, - рассказал пенсионер Сергей Друшляков, - наш город сильно преобразился за последние несколько лет, мы смогли создать удобную для жителей городскую среду. Теперь можно заниматься и эстетическим оформлением жилого пространства. Надеюсь, эта лекция сможет такие идеи подсказать.
С интересом слушали лектора и специалисты -скульптору Михаилу Смелому интересно услышать оценку искусствоведа из «Третьяковки», понять, какие направления сейчас развиваются.
Выставочный зал «Родина» принимает активное участие в организации мероприятий фестиваля искусств «Арт-Окно». Сотрудники надеются, что количество участников таких акций будет возрастать, ведь основная цель фестиваля - развитие культуры и искусства в регионе.
- Мы не ограничиваем желающих, - говорит директор выставочного зала «Родина» Наталья Гончаренко, - пусть каждый придет и прикоснется к прекрасному, узнает что-то новое. Наша задача научить людей отвечать на те культурные посылы, которые дает каждое произведение искусства.
Люди отвечают - слушатели задавали лектору вопросы, пытались узнать его мнение о скульптурном искусстве в целом и белгородском в частности.
Кирилл Светляков считает, что сейчас российская скульптура переживает серьезный кризис и для его преодоления необходимо искать новые источники вдохновения.
- Уходит в прошлое советский скульптурный стиль, - говорит искусствовед, - огромные, непоколебимые монументы остаются за бортом времени, но замену этому стилю пока находят с трудом.
В целом, он считает, что любой город это текст, а скульптуры - это знаки.
- В Белгороде я видел некоторые контактные скульптуры: «Мечту», «Воспоминание», - делится своими впечатлениями Кирилл Светляков, -слышал, что жители города вступают с ними во взаимодействие - фотографируются на их фоне, обсуждают их в соцсетях. У этих композиций есть свои истории. И мне, как специалисту, интересно разобрать этот текст.
Екатерина ТИШИНА
ФОТО АВТОРА