Владислав Шаповалов. МАГИЧЕСКИЙ РЕЗЕЦ (Воспоминания) Часть 6

Фото: belgdb.ru

Так вот где кроется загадка несовмещения взглядов на один и тот же предмет у двух особей! В разной степени обобщения. По багажу. Тот, у кого багаж потяжелее, пообъёмнее, видит больше.
Меня всегда поражало, как это обыкновенной линией — малейшим штришком, ниточкой, ничтожной чёрточкой — можно передать настроение, выразить мысль, создать характер.
Как это в штрих можно вложить боль сердца — а в косенковских вещах много печали. Здесь, должно быть, сказалось как время — сколько в истории нашего народа оплаканных, обездоленных, огоренных людей... потому, может быть, и исходит славянская прирождённость к нытью вместо оптимистической воинственности в борьбе со злом. И здесь нам, славянам, следует решительно идти от консервативного сопротивления к активному наступлению.

Для меня всегда оставалось загадкой, как это штрих может грустить, страдать, а то и ликовать, смеяться! Как это одноцветный штрих может выразить целую гамму — радугу — многоцветья окружающего мира! Штрих, который сам по себе чёрный, вызывает в твоём воображении красочную картину: дерево — зелёным, небо — голубым, облако — белым... Как это простой штрих несёт огромную смысловую нагрузку и по мысли, и по чувству. У Косенкова не линии — а пружины! И каждая черта имеет кривую художественного выражения или прямую, сфокусированную в общем центре идеи.
Косенковская линия — её изгиб — всегда несёт напряжённую мысль, она строго подчинена точному выражению главной идеи, вернее сказать: мысль ведёт линию. Если в романе или в повести, да и в рассказе, есть, как выражаются специалисты, бывают проходные места — объясняющие или связывающие отдельные части повествования, то в гравюре каждая точка привязана, как говорят, к центральному «пятну», которое держит все детали — рисунок в совокупности, отчего он не «рассыпается».
Иногда он сокрушался:
— Вот не идёт работа — и всё! Условность приёма требует условности цвета. Ты себя сковал этим. Дерево у тебя вобрало все оттенки зелёного цвета. Все тона зелёного цвета вошли. А картины нет. Дерева нет...
Передохнув, рассудительно добавляет:
— Разбавь рисунок цветом своей души, раскрепости гамму радуги, и зелёное дерево оживёт.
И снова о цвете, цвет его больше всего мучает:
— Всё могу. От самого жёлтого на земле до фиолетового неба. А чёрный цвет не могу взять. Самые тёплые тона — жёлтые; самые мёртвые — сине-фиолетовые. Чёрные — это уже небытие...
Да ему, Славе, и не надо сокрушаться! Чёрный цвет у него разбавлен всеми цветами его прирождённой к резцу души. Всё это он поручает руке, а рука — штихелю, или офортной игле, или скальпелю. У Косенкова даже в однотоновой чёрно-белой гравюре нет их, чёрных цветов. Гравюра в чёрно-белом исполнении воспринимается безграничной палитрой жизненного многоцветья.
Смотрю на его руки: кисти крупные, выразительные, а тела нет! Всё ушло в кисти. А через них — в инструмент. У Станислава инструменты так притёрты к руке, к её изгибу, что сами доходят в своём совершенстве до произведений искусства, они достойны музейных экспонатов. Смотрю на его резец, слившийся с рукой, сам заражаюсь и мысленно говорю себе: мантачь и ты, Владислав, своё перо.
Мимолётом замечает мне, глядя, что я изучающе смотрю, как он работает:
— Руку не должен вязать штрих. Когда рука свободная — штрих раскованный. Но его, штрих, не следует и доводить до абсолюта. Его надо чуть-чуть нарушить. «Испортить». Дать своеобразную асимметрию, диспропорцию.
Всё это совпадает с моей концепцией, что ещё больше единит нас: художественное произведение — это шар в идеале. Абсолютно точный. Но чтобы он стал произведением искусства, надо на этом шаре сделать свою «колдобинку».
Однажды он достал свой потаённый дневник и прочёл мне: «Гравюра только и держится на том, что линия обводит силуэт, потому труднее держать себя в состоянии цельного видения, чем, например, в рисунке».
Слава говорил мне о трудности своего ремесла:
— Графика всегда связывает с графическим материалом. Не просто взял и нарисовал то, что видишь. Мне нужно всё это перевести через цинк, через линолеум, то есть я должен весь замысел сделать ещё и на чисто техническом уровне. Допустим, на этом подножном материале — линолеуме, который вот стоит в рулоне. По сути, это грубое сырьё, а я должен сделать работу в тончайшей штриховке. Так, вначале я должен отрезать кусок этого линолеума, отшлифовать его до микро-шероховатости, перевести на него рисунок, вырезать, потом раскрасить, затем печатать и т.д. Я скован многими чисто техническими возможностями. То есть остротой штихеля, углом его заточки, полировочной тонкостью заготовки, способностью краски стелиться в заданной тональности... Здесь видимости никакой не создашь, здесь всё должно быть точно, как у сапёра: задел проводок (штришок) — всё. Жизни нет! Здесь должна быть предельная честность перед листом. Если где ошибся в своём движении один раз, где-то зарезал не туда — то всё. Я должен выбросить всю работу, хотя она и на завершающем этапе. Я должен вычеркнуть часть своей жизни. Из-за одного волоска! И вынужден начинать всё сначала. С заготовки линолеума. Опять шлифовать его до идеального состояния.
Сидишь за столом согнувшись, в руке штихель, заострённый особым углом, с круглой деревянной ручкой. Делаешь завиток. Пёрышком намного легче, но оно не даёт той чистоты, вот того штришочка, который чувствует глаз. Где рука малейше дрогнула — уже ничего не спрячешь и никого обмануть не удастся. Уже не будет той чистоты, ну, просто такого, как надо, точно до микрона, утолщения, абсолютно точного, выверенного. Это совершенно колоссальный физический труд. Не говоря уж о творческой стороне дела. И главное, вот в чём суть: нужно постоянно быть в состоянии одухотворённости. Даже когда делаешь брак. Вот иногда входишь в мастерскую — лежит всё видимое через скальпель и доску, которую надо долбить. И вот ходишь полдня, день, а может, и два, не можешь воткнуться в работу, потому что первый штрих должен учитывать последний штрих. Там поправок никаких не может быть!
Видимо, поэтому у Станислава было такое бережное, я бы сказал, священное отношение к уже законченной работе. Помню, как он показал мне готовую гравюру к обложке книги «Вёсны детства», и меня сразу поразила «ошибка»: угол рта искажал улыбку девочки. Моя рука сама тянулась исправить изъян, и я удивился, что этого не видит художник. Мне пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить Славу дорисовать тот уголок рта, который уж так бил в глаза. А он всё сопротивлялся. Не хотел прикасаться к готовому оттиску (после отснятия гравюры на станке бывает мелкая доводка пером, что уже считается халтурой).
Собственно, это была не улыбка, а вернее — не улыбка радости, как обычно мы привыкли видеть, а улыбка печали и отчаяния. Он взял перо, мокнул в тушь, проверил каплю на свет — величину её — и осторожно, как будто боясь прикоснуться к бумаге, положил еле заметный штришок.
— Вот так и живу: ночь режу, день печатаю. А в праздники работается легче. Хорошо работается! Зло появляется. На себя, на сам процесс творчества. На людей. Когда злой на людей, ты ближе к ним становишься.
И здесь мы сходимся. Во-первых, это вопрос вопросов творчества, и тут какое-то противоречие: садясь за стол, ты должен быть и злым на слово, что оно сразу не находится, и добрым, чтобы его подманить к себе. Я всю жизнь ждал выходных дней и праздников, чтобы поработать. В праздники устанавливается тишина и спокойствие, никто тебя не тревожит, не ждёшь дёргающих на работе звонков — а мне всю жизнь приходилось кормить семью не пером.
Ждёшь этот проклятый выходной день и праздник, а отпуск — тем более, вот, мол, потружусь, подгоню работу. А приходят эти вожделенные дни, сядешь за стол с благими намерениями — и ничего не получается. Ни строчки. Дела нет. А потому, что расслабился. Только сейчас, кажется, шли мысли. Взял ручку — слова разбежались во все стороны. Чуть-чуть её (мысль) вспугнул — она уже упорхнула. Не поймаешь. Четыре раза макнул перо в чернильницу, а не написал ни единого слова. А если написал, то в следующий раз глянул: не мысли, а дерьмо — выкинь к чертям собачьим. Оказывается, мысль в голове — что монета в дырявом кармане: не схватил — потерял. Поэт Владимир Маяковский сказал:

Бывают события: случатся раз,
Из сердца высекут фразу,
И годы не выдумать лучших фраз,
Чем сказанная сразу.

Таково оно, творчество.
— Вот в чём, собственно, ещё сложность этой работы, — продолжал Станислав, — если, допустим, ну, просто, если я еду на работу и в троллейбусе кто-то там наступил мне на ногу или как-то обозвал хорошенько, что бывает, понимаете, так вот, если к концу дня мне удаётся начать работу, то хорошо. Вот такие какие-то чисто житейские мелочи играют роль, не дают отстраниться, войти в произведение, над которым трудишься...
Моя работа в школе не оставляла времени и сил для творчества. Недорабатывал и там, и там — мучила совесть. Всё это видели окружающие меня люди, и это вовсе выбивало из ритма работы. А общество, коллектив, в котором состоишь, играет и отрицательную роль. Вот подлинная запись слов Станислава Косенкова:
— Сейчас меня вышибли из равновесия. Будут разбирать на собрании. За пьянку. Вчера пошёл на этюды. Хожу по природе — ничего не вижу. Раньше я мог сделать семь-десять рисунков с одного места. Я всё видел. А теперь сижу и ничего не вижу... Жду разбирательства — кары...
Но и положительную роль играет коллектив, с другой стороны. Он как бы заряжает энергией, задевает самолюбие. А самолюбие — главнейший движитель творчества. Но одни могут спрятать его, самолюбие, подальше от людских глаз, как-то скрыть его, отчего выглядят довольно «респектабельно»; другие не могут и этого, что вызывает негативное отношение окружающих к тебе и даже насмешку.

(продолжение следует)

На снимке: В.М. Шаповалов на встрече с читателями

Опубликованные части автобиографической повести В.М. Шаповалова "Магический резец" :

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5

 
По теме
Белгородцы на «Территории смыслов» - Газета Наш Белгород Талантливые ребята учатся решать амбициозные задачи ► Четвёртый год в живописном районе Владимирской области проходит Всероссийский молодёжный образовательный форум «Территория смыслов на Клязьме».
21.07.2018
 
Спрашивали? Отвечаем! ВОПРОС .  Сдал в ремонт ноутбук . Когда пришел заби­рать из ремонта , то увидел на экране цара­пины , а на крышке - трещины и мелкие сколы .
21.07.2018
Торжественное открытие Томаровской детской библиотеки после капитального ремонта «Библиотека собирает друзей» - Управление культуры        20 июля прошло яркое торжественное открытие Томаровской детской библиотеки после капитального ремонта «Библиотека собирает друзей».
20.07.2018
Общественные обсуждения, назначенные на 27 июля, перенесены - Самоуправление Старый Оскол В пятницу, 27 июля планировалось обсудить план перспективного развития ОАО «Стойленский ГОК» и вопрос по расширению производственных мощностей комбината, увеличения добычи и транспортировки неокисленных железистых кварцитов.
20.07.2018
 
В Белгороде 19 команд подвергли себя «РИСКу» - Belnovosti.Ru Активисты корпуса «Волонтёры Победы» и других общественных организаций региона демонстрировали в Центре молодёжных инициатив знания о Курской битве в рамках областной интеллектуальной игры.
20.07.2018
Погружение в ЛИН-технологии - ОГУ БРРИЦ 19 июля 2018 года ООО «Научно-консалтинговый центр системного анализа и развития» , резидентом инновационного бизнес-инкубатора, организован Тренинг по погружению в ЛИН-технологии для сотрудников Группы компаний «Пик Фарма».
20.07.2018
Дорогие белгородцы! Мы рады сообщить Вам, об официальной группе Кадастровой палаты по Белгородской области в социальной сети ВКонтакте.
20.07.2018
 
Следователи отметят профессиональный праздник ► С 2014 года День сотрудника органов следствия Российской Федерации отмечается ежегодно 25 июля .
21.07.2018 Газета Наш Белгород
Нажмите для предварительного просмотра изображения - ФГБУ Белгородская МВЛ В отдел патологоанатомического вскрытия и гистологии поступил труп кошки для установления причины смерти животного.
20.07.2018 ФГБУ Белгородская МВЛ
Показательные учения прошли на базе отряда специального назначения «Сокол» УФСИН России по Белгородской области ► Сотрудники спецназа продемонстрировали преодоление полосы препятствий,
07.07.2018 Газета Наш Белгород
Осуждены сбытчики наркотических средств ► Проблема распространения наркомании не теряет актуальности и, к сожалению, не обошла и наш город.
29.06.2018 Газета Наш Белгород
С духовой музыкой - в космос - Газета Наш Белгород Марш-парад духовых оркестров России торжественно завершился в Белгороде ► В грандиозном событии приняли участие Центральный воен­ный оркестр Министерства обороны РФ,
21.07.2018 Газета Наш Белгород
Война глазами художника - Газета Наш Белгород Знаменитый   график   о   Курской   битве ► Выставка Станислава Косенкова «И снова ратной славы дата» открылась в его музее - мастерской .
21.07.2018 Газета Наш Белгород
► 22 сентября в Белгородском театре кукол откроется восьмой   Международный фестиваль театров кукол «Белгородская забава».
21.07.2018 Газета Наш Белгород
Первая экспозиция талантливой художницы ► Во вторник в выставочном зале «Родина» состоялось торжественное открытие персональной выставки Людмилы Глушенковой «Внутри чуда».
15.07.2018 Газета Наш Белгород
В областной филармонии прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню семьи, любви и верности ► Испокон веков на Руси бережно хранили семейные традиции и передавали их следующим поколениям.
15.07.2018 Газета Наш Белгород
Возвращение «Салюта» - Газета Наш Белгород Белгородцы уступили в дебютном матче сезона ► «Салют Белгород» с поражения начал сезон 2018-2019.
20.07.2018 Газета Наш Белгород
Вдохновение - взаимное - Газета Наш Белгород Йога и скандинавская ходьба для здоровья и настроения ► Активисты 26-го округа Белгорода собрались на спортивной площадке Шуховского лицея на тренировку под открытым небом.
20.07.2018 Газета Наш Белгород
Болели вместе - Газета Наш Белгород Финал на набережной посмотрели полторы тысячи болельщиков ► Чемпионат мира-2018 в России завершился.
20.07.2018 Газета Наш Белгород
► Развитию шахмат в Белгороде в последнее время уделяется особое внимание.
19.07.2018 Газета Наш Белгород
В городе прошли соревнования по картингу ► На АСК «Вираж» завершился 4 этап чемпионата и первенства Черноземья по картингу, а также 2 этап всероссийских соревнований «Памяти Льва Кононова».
20.07.2018 Газета Наш Белгород
Специалистами отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Белгородской области в I полугодии 2018 года было проведено 151 контрольно-надзорное мероприятие: 101 внеплановая проверка, 35 административных расследований,
20.07.2018 Россельхознадзор
В связи с проведением работ на тепловых сетях, с 21 июля по 6 августа 2018 года будет временно прекращено движение автотранспорта на участке автомобильной дороги по ул.
20.07.2018 Самоуправление Старый Оскол
За нарушение ветеринарного законодательства Салаев Д. (Краснояружский район) был привлечен Управлением Россельхознадзора по Белгородской области к административной ответственности в виде штрафа в размере 4950 рублей.
20.07.2018 Россельхознадзор