Новости города БезФормата.Ru
Белгород
Главные новости
 
Задать вопрос?

Владислав Шаповалов. МАГИЧЕСКИЙ РЕЗЕЦ (Воспоминания) Часть 5.

Владислав Шаповалов. МАГИЧЕСКИЙ РЕЗЕЦ (Воспоминания) Часть 5. - Голос Белогорья
Фото: pp.userapi.com

Чтобы снять с себя ярлык “шизика”, я обратился с письмом к тогдашнему главному редактору газеты “Правда” М. Зимянину. Зимянин быстро отреагировал на письмо. Он поручил министру здравоохранения СССР Петровскому внимательно отнестись к моей просьбе.
Через несколько дней я получил срочную телеграмму о вызове меня в Москву в научно-исследовательский институт судебной психиатрии им. Сербского.
Ехал туда с большим волнением. В назначенный час явился в вышеуказанный институт. Там уже собрались светила психиатрии — доктора медицинских наук, профессора. Осмотрели меня, побеседовали, предложили выйти в коридор и подождать решения моего вопроса. Через какие-то две-три минуты пригласили в кабинет и объявили: “Диагноз шизофрения с вас снимается. Это окончательное решение и никакому пересмотру не подлежит”. Я поблагодарил и уехал домой. Через несколько дней в Белгородский здравотдел пришла официальная бумага о том, чтобы меня сняли с психического учёта.
Я написал и отослал благодарственные письма Зимянину и Петровскому. Вскоре Зимянин стал секретарём ЦК КПСС.
В 1993 году в Белгород приехал главный редактор журнала “Роман-газета”, бывший директор издательства “Молодая гвардия”, В. Ганичев. Он привёз и вручил мне членский билет Союза писателей России. Вспомнили и поговорили, как на меня привозили секретное досье в Москву из Белгорода. Он хорошо об этом помнит».

Другой случай.
Николай Харченко подал заявление на вступление в члены Союза писателей СССР. Обсудили, проголосовали, отослали документы. Но потом распознали, что в молодые годы он учился на военного переводчика. Подал заявление о поступлении в члены КПСС, и его не приняли по какой-то причине. Бодягу послали в Москву. Ответсекретарём тогда был Игорь Андреевич. Это и была одна из форм работы Игоря Чернухина с творческой молодёжью.

Пусть простит меня читатель, что я выворачиваю писательскую организацию наизнанку, но чем больше правды, какой бы она ни была горькой, тем меньше будет на земле зла.
Я никогда не отступал от правды и не сделал ни одного плевка лжи ни на одну страницу своих рукописей, за что ходил всегда в синяках.
Не отступлю и на сей раз от вопиющей правды, хотя не хотелось бы ворошить старое дерьмо. Не могу! Больно мне за людей, творящих подлости. Живя в Белгороде уже четвёртый десяток лет, я не позволил себе сделать ни одной пакости, не написал ни одной кляузы ни на одного из моих окружающих, несправедливо оскорблявших и обвинявших меня. Бог с ними! Молча терпел грязные плевки в лицо, и этим, к удивлению, очищался, отчего мой авторитет в обществе повышался. Удивительное дело: от грязи можно очиститься, не отвечая грязью.

Но позвольте вас, уважаемый читатель, вернуть к нашему изначальному разговору, к подлинным записям на плёнке голоса Станислава Косенкова — этой реликвии нашего края. Я осознавал, с каким художником работаю, потому старался записать его голос для потомков.
«Потому, в общем-то, когда я взялся читать Владислава Мефодьевича, а я могу сказать, что избалован хорошей литературой, мне удалось покопать Достоевского, Лескова, это мне столько дало, что я не знаю... если я беру книжку, открываю книжку, если строка меня не берёт, несколько строк не захватывают, значит, все это дребедень — у человека нет царя в голове. Он набирает, представляет предложения слов каких-то, у него нет своего мира, нет построения совершенно определённого такого. Открываешь, вот, не глядя открыл, смотришь — это Толстой, это Гоголь, это Достоевский, это Чехов, то есть своё построение, своя ухватка, свой подбор обыкновенных слов, которыми пользуются все. Ну, наверное, я не смогу проанализировать построение такое, чисто литературоведческое, Владислава Мефодьевича, как он ставит дело и цель, вот, но это совершенно своеобразная какая-то строка, которая вначале, в общем-то, не то, что хватает. Хорошо, что я тогда наткнулся на “Зачарованный бор”. Я считаю, это, в общем-то, одна из лучших вещей, и не только у Владислава Мефодьевича, а и в русской современной литературе, из того, что я читал. Не хочу там обобщать, говорить — почему? Очень трудная задача, чисто художественная постановка задачи. Ну, одно действующее лицо, которое почти ничего не делает. Война где-то идёт, люди где-то воюют, а он, лесник, ходит, шишки собирает, в общем, не понятно, что он там делает, вначале...»
Я хочу снова прервать Станислава Степановича и сказать, что здесь наши творческие взгляды на войну сходятся, даже художественные приёмы созвучны друг другу.
Ну, во-первых, чаще всего в гравюрах Косенкова мы видим огромное небо, землю и маленький кустик, маленький человечек что-то там делает... И всё, что творится на земле, — маленькое.
Во-вторых, когда на экране или в книге люди убивают друг друга, то зритель, читатель обязательно стоит на чьей-то стороне. Он не безучастен, а участен. А раз участен, то невольно воспринимает то, что видит. Вы посмотрите на сегодняшние игры мальчишек — одна война! Одни пистолеты, автоматы, выстрелы. Проводится целенаправленный культ насилия. Зачем? Да для того, чтобы интернациональной плутократии покорить мир, а насилие, война — один из методов достижения этой цели. И сейчас нынешнее поколение уже с пелёнок готовят к тому, чтобы оно загородило своими спинами правящую элиту мирового зла. После полного покорения славян перед тайным мировым правительством стоит следующий рубеж на пути овладения миром — мусульмане. Вот славянскую кровь и готовят для покорения азиатов.
Вы думаете, почему сейчас экраны и печать забиты убийствами? Всего лишь одна небольшая газетка может подать в одном только номере несколько убийств! Это пропаганда убийств! Скрытый геноцид народа под маской «свободы печати». Это пропаганда взаимоуничтожения. А юриспруденция обеспечивает этой пропаганде «правовую основу», почти безнаказанность самого тягчайшего из преступлений на земле. Там, где правительство не является врагом своего народа, убийство карается равноценным расстрелом. Только в этом случае государство можно считать правовым и демократическим, ибо всё это укрепляет общество, а не разлагает его. По замыслам мировой закулисы стоит задача сокращения населения русских на две трети, этого «резерва» вполне хватит им для пушечного мяса и личного обслуживания.
По этому поводу Станислав говорил мне:
— Я не буду баталистом. Колоть, резать, убивать — это безнравственно. Одно это уже заражает. Пропагандирует. Один колет другого, тот — этого. Всё это не художественно. Надо найти такой ракурс, чтобы всё содрогнулось без выстрелов!
Конечно, героика труда стоит выше героики войны. Героика созидания нравственна; «героика», если можно так назвать её здесь, разрушения — преступна. Зажечь народ созиданием можно сильнее, чем разрушением. Романтика творчества — не в сравнении с омерзительностью уничтожения. К сожалению, правители больше толкают нас в стихию конфронтации, нежели в лоно примирения. И литература здесь, подлинная литература, никогда не была отрицательной силой, она была и есть только мобилизующей силой. Отсюда цена литературы: хорошая книга — равна подвигу, а подвиг ума — выше всех остальных подвигов, даже героических на войне.
Меня поразило то, что Станислав не только говорит моими словами, но и поступает так, как я. Дело в том, что ещё лет за тридцать до моего знакомства с Косенковым я как-то инстинктивно, ХУДОЖЕСТВЕННО почувствовал это, и в моих вещах вы не найдёте батальных сцен. Тому подтверждение — произведения на тему войны: и «Белые берега», и «Старый букварь», и «Зачарованный бор», и «Буланка»... А намучился я над первой своей повестью «Мишка». Включал батальные сцены в текст, выкидывал и снова вставлял, наконец, упразднил окончательно — убедившись, что они не только выпирают из сюжета, но и вяжут повествование. Ничего не дополняют. В психологическом плане самое важное происходит до «пух-пух». Самое напряжённое и тяжёлое. Идёт как бы подъём переживаний, нагнетание страшного предстоящего. Оно неведомо и тем ещё более зловещее. А пошло «пух-пух» — это уже механика. Техника. Фактически — разрядка. Недостаток литературы советского периода, да и кинофильмов того времени, как раз и заключается в гиперболизации «техники» боя, назовём так, и придании ему главного значения, где конфликт решается не психологически, а пальбой из стволов. Художественная литература, кино увлекались техникой поражения противника, как будто в этом их цель. И конфликты решались путём стрельбы — сплошной рёв из динамиков. А стрельба — это уже следствие. Для войны бой имеет действительно главное, решающее значение, а для литературы — служебное, даже проходное, если уж автор никак не может обойтись без «пух-пух».
Лев Николаевич Толстой говорил, что для него не столь важно, как расположены войска, а то, что думает человек, убивая другого человека. Его состояние.
Так, меня как писателя Станислав Косенков интересует в первую очередь как человек, что он думает, когда режет штрих, хотя его рассматривают лишь как художника. Интересует состояние его души во время работы и как это состояние сказывается на его резце.
Но продолжим рассказ Станислава Косенкова, тем более что теперь каждое его слово стало исторической ценностью, национальным достоянием нашей культуры.
«И вот то нарастает какое-то, так спокойно, спокойно, спокойно оно нарастает, тревога, тревога, вот какое-то беспокойство, а потом вдруг тоже каким-то таким спокойным тоном человек говорит, начинаешь вслушиваться, что же всё-таки говорит человек об этом. Вот. И очень длительно начинаешь изучать. В общем-то, интрига, понимаете, не такая броская, яркая какая-то, а типически сдержанная такая и очень сильная. И эта вещь меня настолько привлекла, что я остальным вещам сразу поверил».
Далее:
«“Буланка” — прекрасная вещь, мне кажется. “Медвяный звон” — это вещь действительно сложная, здесь сочетается как бы два плана — и рассказ о пчёлах, поэма о пчёлах, так, это и художественное произведение. Но это поэма, действительно, это поэма в прозе. Вот. Это какое-то, ну я не знаю, но в какой-то мере напоминает мне, допустим, вот в последних главах по построению строки, вот какое-то японское — танки, пятистишия, — какое-то краткое сообщение...
Следующее. Строка вроде бы там рядом стоит, вот такие там параллели какие-то, понимаете, идут, не такое длинное предложение, у него длинных предложений почти нет. Действительно, ведь если так взять, переиздаться в “Детской литературе”, я не знаю, не имея, в общем-то, ни титулов, ни связей, вот, не околачиваться в Москве, не обивая пороги, в общем-то, это, я считаю, что хорошая вещь. Не потому, что я её сделал».
У Станислава Косенкова я прошёл целую систему нового для меня дела — графики. Даже шлифовал ему заготовки из линолеума под гравюры, что и физически трудно. Наблюдал весь процесс работы художника-графика, станковиста: набросок эскиза, рисунок, перенос его на картон, затем на кальку и доску, дорисовка, наконец, на линолеум и только затем — резка. Наконец, заключительный этап: прокатал через станок — и вещь готова!
Это была обоюдовдохновенная работа. Мы часто встречались, советовались, вместе разрабатывали тему, строили композицию того или иного листа. Иногда Слава ставил передо мною такие творческие вопросы, на которые мне, не искушённому в графике, трудно было ответить. Почему-то я чаще всего сопротивлялся косенковской смысловой линии, так как видел в ней отклонение от моего текста. Позже я понял, что у Станислава подобие, даже в портрете, на втором плане, хотя он далеко от изображаемого в тексте предмета не отходил. Здесь, наверное, мне, писателю, всегда хочется от художника добиться того, чтобы тот передал моё видение предмета. А это невозможно.
Но постепенно косенковская линия покоряла меня и всё больше убеждала в том, что иначе и быть не может. В этом, конечно, сила таланта: заставить другого видеть вещи так, как того хочет творец, что и делал Слава. Косенков выражал на графическом листе то, что видел сам в моих произведениях, на что имел полное право как художник. Ведь и каждый читатель, как и каждый созерцатель картины, видит то, что изобразил художник слова или кисти, по-своему, в силу своего багажа знаний, развития, представления о мире; и в идеале взгляд художника никогда не совпадёт со взглядом «потребителя» искусства.
Весь процесс литературного творчества можно лишь представить. Ты лепишь портрет словами. Нос там, глаза, лоб. У тебя он существует только в воображении. Тот нос, который ты знаешь. Видел. Вообразил. А у каждого читателя это будет уже свой нос, глаза, лоб, которые видел он. И вдруг — иллюстрация: готовая, в штрихах или в красках. Картина того, что ты сам представлял себе ранее... И — несоответствие.
Конечно, здесь чаще всего можно наблюдать несовпадение представлений. Гравюры разят, удивляют. Они просто неожиданны. Ты часто внутренне протестуешь против той или иной трактовки образа. Соглашаешься или не соглашаешься с художником. Иные графические листы сразу ложатся тебе на душу, иные ты вовсе не приемлешь. Но это ничуть не значит, что та или иная иллюстрация неверна. Дело не в точности совпадения слова с рисунком, совпадения представлений читателя с гравюрой художника, а в воздействии на душу человека этой гравюры. В том-то и суть искусства. Оно должно вызвать ответные мысли, эмоции и должно оставить впечатление. То есть должно действовать на тебя. Если это происходит, значит художник выполнил свою задачу. И чем сильнее это воздействие, тем талантливее кисть.
Даже больше. Писатель обязан убедить читателя в том, что небо именно такое, а не иное. И дерево, и нос, и глаза, и лоб тоже. Обязан заставить читателя видеть изображённое глазами художника. Но это уже высший порядок в искусстве, когда художник, точно гипнотизёр, что являет собой не что иное, как экстрасенсное явление, берёт полную власть над человеком и ведёт его намеренно в русле своих представлений о мире. Удаётся это единицам — гениям.
Станислав говорил:
— Я хозяин своего листа. Что хочу, то и делаю. Но перед листом я и раб. И вот если наедине с листом я побеждаю, наступает высшее торжество. Из раба я превращаюсь во властелина. А что касается самого текста, то писатель должен взять власть свою надо мною. Тогда я могу работать. Скажем, когда я рисую Прасолова, он становится для меня выше всех. Выше Пушкина, выше Лермонтова, выше Тютчева. Я должен проникнуться всем им. Я становлюсь на колени перед ним, как становился и перед вами, когда работал над «Медвяным звоном». Иначе это будет заказ, иначе это будет всё по чужой мысли.
Предлагал Славе перейти на «ты», тем более что я обращался к нему во втором лице. Но он так и не смог преодолеть этот условный барьер. Видимо, из-за возрастной разницы, что мне, к сожалению, всё чаще и чаще приходится чувствовать.
— Человек, который понимает себя и может выразить себя, — это ещё не художник. Художник тот, кто может влезть в чужую шкуру.
Я бы добавил со своей стороны: и через эту «шкуру» выразить себя, своё видение того, что изображает он. Меня часто молодые люди спрашивают: как стать писателем? Я отвечаю: сделай сначала себя и через «себя» пропусти окружающую действительность — выйдет роман. Произведение искусства — это окружающая действительность, пропущенная через сердце и ум писателя, через его душу и жизнь.
— Если в ложном ракурсе начал резать, вся работа полетела. Глянешь — то туча не нравится, то снег, то полоса земли... Поиск техники взаимосочетаний для графика очень важен. И потом, если обособлю — больше скажу. Иллюстратору с поэзией тяжелее, чем с прозой. Проза даёт сюжет, поэзия требует обобщений. Она вроде бы и больший простор даёт мысли-руке, но и больше вяжет её, — говорил Станислав.

( продолжение следует )

На снимке: (слева направо): В рядах "Бессмертного полка" вместе со всеми белгородцами руководители области и фронтовики - Председатель областной Думы Василий Потрясаев, почетный житель Белгородской области, фронтовик, писатель Владислав Шаповалов, губернатор Белгородчины Евгений Савченко, мэр Белгорода Константин Полежаев, Главный федеральный инспектор по Белгородской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Александр Закоржевский. ( фото ИА БелРу )

Опубликованные части автобиографической повести В.М. Шаповалова "Магический резец" :

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4

2 сентября в Белгородской области в 11-й раз откроется международный фестиваль славянской культуры "Хотмыжская осень" - Mediatron.RuГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества» сообщил, что 2 сентября открывается ХI Международный фестиваль славянской культуры «Хотмыжская осень», посвященный Году экологии в России.
19.08.2017 Mediatron.Ru
Грант на творчество - Газета Наш БелгородЗнай наших ! Экспертный совет по поощрению социальных , образовательных , информационных ,
18.08.2017 Газета Наш Белгород
Учителя и ученики - Газета Наш БелгородВернисаж Горожанам представили работы из собрания Сергея Андрияки ► Выставка «Связь поколений .
18.08.2017 Газета Наш Белгород
Под недремлющим оком - Газета Наш БелгородКонкурс В объективе - время , события , люди ► В Белгородской галерее фотоискусства им .
18.08.2017 Газета Наш Белгород
Выставка Историческую графику представят в литмузее ► Выставка народного художника России Алексея Шмаринова «Кто с мечом ...
18.08.2017 Газета Наш Белгород
Акция стартует 27 августа в 20:00. В областном центре она пройдёт в парке Победы.
18.08.2017 ИА Бел.ру
Выставка «Цветы и фрукты» - Управление культуры18 августа 2017 года в Белгородском государственном историко-краеведческом музее , в сезон цветения растений и созревания плодов, начала работу выставка «Цветы и фрукты» .
18.08.2017 Управление культуры
ваза - Мир БелогорьяВ Белгороде открылась выставка посуды и предметов интерьера «Цветы и фрукты» Фото: «Мир Белогорья»В Белгородском историко-краеведческом музее впервые открылась выставка «Цветы и фрукты».
18.08.2017 Мир Белогорья
Художественная выставка "Контуры мыслей" - KaviCom.RuРената Филимонова - профессиональный архитектор. Под властью своего тонкого восприятия окружающего мира занимается изобразительным искусством, пишет стихи, музыцирует...
18.08.2017 KaviCom.Ru
Белгород присоединился к Всероссийской акции «Ночь кино – 2017». Показ фильмов пройдёт в парке Победы 27 августа с 20:00.
18.08.2017 Belnovosti.Ru
В. ВАСИЛЕНКО. Один из широко задействованных мифов демпропаганды: в Советском Союзе была свирепая политическая цензура, которая в сфере художественной культуры не пропускала никаких произведений,
18.08.2017 КПРФ
Например, сходить на ночные бои ММА, освятить яблоки или посмотреть православную выставку минского монастыря.
18.08.2017 ИА Бел.ру
Лучшего игрока в «Мафию» назвали в Белгороде - Belnovosti.RuФинал городского турнира по ролевой игре с детективным сюжетом «Мафия» прошёл 16 августа.
17.08.2017 Belnovosti.Ru
Белгородский литературный музей - Мир БелогорьяВ Белгороде откроется выставка исторической графики народного художника России Алексея Шмаринова Фото: vk.com/belglmЗавтра, 18 августа,
17.08.2017 Мир Белогорья
О проведении ХI Международного фестиваля славянской культуры «Хотмыжская осень», посвященного Году экологии в России - Управление культуры  В соответствии с государственной программой Белгородской области «Развитие культуры и искусства Белгородской области на 2014-2020 годы»,
17.08.2017 Управление культуры
В ходе проверок сотрудники отдела по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по г. Старому Осколу  установили причастность 46-летнего местного жителя и его 26-летней спутницы к содержанию притона.
19.08.2017 УМВД по Белгородской области
-Подросток на мопеде сбил девочку на роликах в Валуйках- - ИА Бел.ру17 августа в Белгородской области в семи ДТП погиб один человек, восемь получили травмы.
18.08.2017 ИА Бел.ру
Полицейские задержали подозреваемого в областном центре, сообщили в городском УМВД.
18.08.2017 Belnovosti.Ru
За совершение кражи
За совершение кражи Прокуратура Красненского района поддержала государственное обвинение по уголовному делу по п. «в» ч. 2 ст.
Газета Заря
793 преступления за полгода раскрыли старооскольские полицейские - БелПресса
793 преступления за полгода раскрыли старооскольские полицейские
Фото Наталии Козловой Об этом сообщил и. о. начальника Старооскольского УМВД Роман Емельянов на пресс-конференции 27 июля.
БелПресса
Как не стать жертвой мобильных мошенников
Как не стать жертвой мобильных мошенников      В связи с участившимися случаями мошенничества с банковскими картами, сотрудники ОМВД России предупреждают вас о совершении данных фактов!
Газета Заря
Грант на творчество - Газета Наш БелгородЗнай наших ! Экспертный совет по поощрению социальных , образовательных , информационных ,
18.08.2017 Газета Наш Белгород
2 сентября в Белгородской области в 11-й раз откроется международный фестиваль славянской культуры "Хотмыжская осень" - Mediatron.RuГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества» сообщил, что 2 сентября открывается ХI Международный фестиваль славянской культуры «Хотмыжская осень», посвященный Году экологии в России.
19.08.2017 Mediatron.Ru
Выставка «Цветы и фрукты» - Управление культуры18 августа 2017 года в Белгородском государственном историко-краеведческом музее , в сезон цветения растений и созревания плодов, начала работу выставка «Цветы и фрукты» .
18.08.2017 Управление культуры
Учителя и ученики - Газета Наш Белгород
Учителя и ученики
Вернисаж Горожанам представили работы из собрания Сергея Андрияки ► Выставка «Связь поколений .
Газета Наш Белгород
Под недремлющим оком - Газета Наш Белгород
Под недремлющим оком
Конкурс В объективе - время , события , люди ► В Белгородской галерее фотоискусства им .
Газета Наш Белгород
«Кто с мечом...»
Выставка Историческую графику представят в литмузее ► Выставка народного художника России Алексея Шмаринова «Кто с мечом ...
Газета Наш Белгород
Мемориал Платонова. В финале сразятся «Белогорье» и «Зенит» - ВК БелогорьеЗа титул победителя XII Мемориала Вячеслава Платонова сыграют старейшая и новейшая команды российской суперлиги, белгородское «Белогорье» и «Зенит» из Санкт-Петербурга.
19.08.2017 ВК Белогорье
Вот и лето пролетело (почти), а вместе с ним подходит к завершению этап предсезонной подготовки.
19.08.2017 ВК Белогорье
Вчера в Египте стартовал чемпионат мира U-23, в стартовом матче которого сборная России со счетом 4:0 обыграла Алжир.
19.08.2017 ВК Белогорье
В здоровом теле - здоровый дух - Газета Наш Белгород
В здоровом теле - здоровый дух
В Белгороде прошел большой спортивный праздник ► Во вторую суббот у августа в России традиционно отмечается День физкультурника .
Газета Наш Белгород
Первое поражение - Газета Наш Белгород
Первое поражение
  Футбол ► В подмосковном Раменском в минувшую пятницу прошёл матч четвертого тура первенства ПФЛ среди команд группы «Центр» .
Газета Наш Белгород
Историческая победа - Газета Наш Белгород
Историческая победа
Гандбол Белгородские студенты стали чемпионами России по пляжному гандболу Чемпионат России по пляжному гандболу финишировал на базе спорткомплекса БГТУ им .
Газета Наш Белгород
JPG Файл - УМВД по Белгородской области19 августа православные отмечают один из самых почитаемых праздников – Преображение Господне.
19.08.2017 УМВД по Белгородской области
Наталья Сапега до этого была заместителем руководителя Управления Росреестра по Саратовской области.
18.08.2017 ИА Бел.ру
В Белгородской области зафиксировали рост интереса к микрозаймам - БелПрессаОбъём выданных микрофинансовыми организациями кредитов в 2017 году вырос на 46 %. В Белгородском отделении Банка России по ЦФО обнародовали статистику I квартала 2017 года по микрофинансовым организациям.
18.08.2017 БелПресса
Используя новые технологии - Газета Наш БелгородВыборы -2017 В Белгороде с рабочим визитом побывал член ЦИК России Евгений Шевченко .
18.08.2017 Газета Наш Белгород
Представитель ЦИК России дал высокую оценку организации к предстоящим выборам в Старооскольском городском округе - Самоуправление Старый ОсколСтарооскольскую территорию с рабочим визитом посетил член Центральной  избирательной комиссии России, куратор Белгородской области Евгений Шевченко.
18.08.2017 Самоуправление Старый Оскол