Новости города БезФормата.Ru
Белгород
Главные новости
 
Задать вопрос?

Владислав Шаповалов. МАГИЧЕСКИЙ РЕЗЕЦ (Воспоминания) Часть 5.

Владислав Шаповалов. МАГИЧЕСКИЙ РЕЗЕЦ (Воспоминания) Часть 5. - Голос Белогорья
Фото: pp.userapi.com

Чтобы снять с себя ярлык “шизика”, я обратился с письмом к тогдашнему главному редактору газеты “Правда” М. Зимянину. Зимянин быстро отреагировал на письмо. Он поручил министру здравоохранения СССР Петровскому внимательно отнестись к моей просьбе.
Через несколько дней я получил срочную телеграмму о вызове меня в Москву в научно-исследовательский институт судебной психиатрии им. Сербского.
Ехал туда с большим волнением. В назначенный час явился в вышеуказанный институт. Там уже собрались светила психиатрии — доктора медицинских наук, профессора. Осмотрели меня, побеседовали, предложили выйти в коридор и подождать решения моего вопроса. Через какие-то две-три минуты пригласили в кабинет и объявили: “Диагноз шизофрения с вас снимается. Это окончательное решение и никакому пересмотру не подлежит”. Я поблагодарил и уехал домой. Через несколько дней в Белгородский здравотдел пришла официальная бумага о том, чтобы меня сняли с психического учёта.
Я написал и отослал благодарственные письма Зимянину и Петровскому. Вскоре Зимянин стал секретарём ЦК КПСС.
В 1993 году в Белгород приехал главный редактор журнала “Роман-газета”, бывший директор издательства “Молодая гвардия”, В. Ганичев. Он привёз и вручил мне членский билет Союза писателей России. Вспомнили и поговорили, как на меня привозили секретное досье в Москву из Белгорода. Он хорошо об этом помнит».

Другой случай.
Николай Харченко подал заявление на вступление в члены Союза писателей СССР. Обсудили, проголосовали, отослали документы. Но потом распознали, что в молодые годы он учился на военного переводчика. Подал заявление о поступлении в члены КПСС, и его не приняли по какой-то причине. Бодягу послали в Москву. Ответсекретарём тогда был Игорь Андреевич. Это и была одна из форм работы Игоря Чернухина с творческой молодёжью.

Пусть простит меня читатель, что я выворачиваю писательскую организацию наизнанку, но чем больше правды, какой бы она ни была горькой, тем меньше будет на земле зла.
Я никогда не отступал от правды и не сделал ни одного плевка лжи ни на одну страницу своих рукописей, за что ходил всегда в синяках.
Не отступлю и на сей раз от вопиющей правды, хотя не хотелось бы ворошить старое дерьмо. Не могу! Больно мне за людей, творящих подлости. Живя в Белгороде уже четвёртый десяток лет, я не позволил себе сделать ни одной пакости, не написал ни одной кляузы ни на одного из моих окружающих, несправедливо оскорблявших и обвинявших меня. Бог с ними! Молча терпел грязные плевки в лицо, и этим, к удивлению, очищался, отчего мой авторитет в обществе повышался. Удивительное дело: от грязи можно очиститься, не отвечая грязью.

Но позвольте вас, уважаемый читатель, вернуть к нашему изначальному разговору, к подлинным записям на плёнке голоса Станислава Косенкова — этой реликвии нашего края. Я осознавал, с каким художником работаю, потому старался записать его голос для потомков.
«Потому, в общем-то, когда я взялся читать Владислава Мефодьевича, а я могу сказать, что избалован хорошей литературой, мне удалось покопать Достоевского, Лескова, это мне столько дало, что я не знаю... если я беру книжку, открываю книжку, если строка меня не берёт, несколько строк не захватывают, значит, все это дребедень — у человека нет царя в голове. Он набирает, представляет предложения слов каких-то, у него нет своего мира, нет построения совершенно определённого такого. Открываешь, вот, не глядя открыл, смотришь — это Толстой, это Гоголь, это Достоевский, это Чехов, то есть своё построение, своя ухватка, свой подбор обыкновенных слов, которыми пользуются все. Ну, наверное, я не смогу проанализировать построение такое, чисто литературоведческое, Владислава Мефодьевича, как он ставит дело и цель, вот, но это совершенно своеобразная какая-то строка, которая вначале, в общем-то, не то, что хватает. Хорошо, что я тогда наткнулся на “Зачарованный бор”. Я считаю, это, в общем-то, одна из лучших вещей, и не только у Владислава Мефодьевича, а и в русской современной литературе, из того, что я читал. Не хочу там обобщать, говорить — почему? Очень трудная задача, чисто художественная постановка задачи. Ну, одно действующее лицо, которое почти ничего не делает. Война где-то идёт, люди где-то воюют, а он, лесник, ходит, шишки собирает, в общем, не понятно, что он там делает, вначале...»
Я хочу снова прервать Станислава Степановича и сказать, что здесь наши творческие взгляды на войну сходятся, даже художественные приёмы созвучны друг другу.
Ну, во-первых, чаще всего в гравюрах Косенкова мы видим огромное небо, землю и маленький кустик, маленький человечек что-то там делает... И всё, что творится на земле, — маленькое.
Во-вторых, когда на экране или в книге люди убивают друг друга, то зритель, читатель обязательно стоит на чьей-то стороне. Он не безучастен, а участен. А раз участен, то невольно воспринимает то, что видит. Вы посмотрите на сегодняшние игры мальчишек — одна война! Одни пистолеты, автоматы, выстрелы. Проводится целенаправленный культ насилия. Зачем? Да для того, чтобы интернациональной плутократии покорить мир, а насилие, война — один из методов достижения этой цели. И сейчас нынешнее поколение уже с пелёнок готовят к тому, чтобы оно загородило своими спинами правящую элиту мирового зла. После полного покорения славян перед тайным мировым правительством стоит следующий рубеж на пути овладения миром — мусульмане. Вот славянскую кровь и готовят для покорения азиатов.
Вы думаете, почему сейчас экраны и печать забиты убийствами? Всего лишь одна небольшая газетка может подать в одном только номере несколько убийств! Это пропаганда убийств! Скрытый геноцид народа под маской «свободы печати». Это пропаганда взаимоуничтожения. А юриспруденция обеспечивает этой пропаганде «правовую основу», почти безнаказанность самого тягчайшего из преступлений на земле. Там, где правительство не является врагом своего народа, убийство карается равноценным расстрелом. Только в этом случае государство можно считать правовым и демократическим, ибо всё это укрепляет общество, а не разлагает его. По замыслам мировой закулисы стоит задача сокращения населения русских на две трети, этого «резерва» вполне хватит им для пушечного мяса и личного обслуживания.
По этому поводу Станислав говорил мне:
— Я не буду баталистом. Колоть, резать, убивать — это безнравственно. Одно это уже заражает. Пропагандирует. Один колет другого, тот — этого. Всё это не художественно. Надо найти такой ракурс, чтобы всё содрогнулось без выстрелов!
Конечно, героика труда стоит выше героики войны. Героика созидания нравственна; «героика», если можно так назвать её здесь, разрушения — преступна. Зажечь народ созиданием можно сильнее, чем разрушением. Романтика творчества — не в сравнении с омерзительностью уничтожения. К сожалению, правители больше толкают нас в стихию конфронтации, нежели в лоно примирения. И литература здесь, подлинная литература, никогда не была отрицательной силой, она была и есть только мобилизующей силой. Отсюда цена литературы: хорошая книга — равна подвигу, а подвиг ума — выше всех остальных подвигов, даже героических на войне.
Меня поразило то, что Станислав не только говорит моими словами, но и поступает так, как я. Дело в том, что ещё лет за тридцать до моего знакомства с Косенковым я как-то инстинктивно, ХУДОЖЕСТВЕННО почувствовал это, и в моих вещах вы не найдёте батальных сцен. Тому подтверждение — произведения на тему войны: и «Белые берега», и «Старый букварь», и «Зачарованный бор», и «Буланка»... А намучился я над первой своей повестью «Мишка». Включал батальные сцены в текст, выкидывал и снова вставлял, наконец, упразднил окончательно — убедившись, что они не только выпирают из сюжета, но и вяжут повествование. Ничего не дополняют. В психологическом плане самое важное происходит до «пух-пух». Самое напряжённое и тяжёлое. Идёт как бы подъём переживаний, нагнетание страшного предстоящего. Оно неведомо и тем ещё более зловещее. А пошло «пух-пух» — это уже механика. Техника. Фактически — разрядка. Недостаток литературы советского периода, да и кинофильмов того времени, как раз и заключается в гиперболизации «техники» боя, назовём так, и придании ему главного значения, где конфликт решается не психологически, а пальбой из стволов. Художественная литература, кино увлекались техникой поражения противника, как будто в этом их цель. И конфликты решались путём стрельбы — сплошной рёв из динамиков. А стрельба — это уже следствие. Для войны бой имеет действительно главное, решающее значение, а для литературы — служебное, даже проходное, если уж автор никак не может обойтись без «пух-пух».
Лев Николаевич Толстой говорил, что для него не столь важно, как расположены войска, а то, что думает человек, убивая другого человека. Его состояние.
Так, меня как писателя Станислав Косенков интересует в первую очередь как человек, что он думает, когда режет штрих, хотя его рассматривают лишь как художника. Интересует состояние его души во время работы и как это состояние сказывается на его резце.
Но продолжим рассказ Станислава Косенкова, тем более что теперь каждое его слово стало исторической ценностью, национальным достоянием нашей культуры.
«И вот то нарастает какое-то, так спокойно, спокойно, спокойно оно нарастает, тревога, тревога, вот какое-то беспокойство, а потом вдруг тоже каким-то таким спокойным тоном человек говорит, начинаешь вслушиваться, что же всё-таки говорит человек об этом. Вот. И очень длительно начинаешь изучать. В общем-то, интрига, понимаете, не такая броская, яркая какая-то, а типически сдержанная такая и очень сильная. И эта вещь меня настолько привлекла, что я остальным вещам сразу поверил».
Далее:
«“Буланка” — прекрасная вещь, мне кажется. “Медвяный звон” — это вещь действительно сложная, здесь сочетается как бы два плана — и рассказ о пчёлах, поэма о пчёлах, так, это и художественное произведение. Но это поэма, действительно, это поэма в прозе. Вот. Это какое-то, ну я не знаю, но в какой-то мере напоминает мне, допустим, вот в последних главах по построению строки, вот какое-то японское — танки, пятистишия, — какое-то краткое сообщение...
Следующее. Строка вроде бы там рядом стоит, вот такие там параллели какие-то, понимаете, идут, не такое длинное предложение, у него длинных предложений почти нет. Действительно, ведь если так взять, переиздаться в “Детской литературе”, я не знаю, не имея, в общем-то, ни титулов, ни связей, вот, не околачиваться в Москве, не обивая пороги, в общем-то, это, я считаю, что хорошая вещь. Не потому, что я её сделал».
У Станислава Косенкова я прошёл целую систему нового для меня дела — графики. Даже шлифовал ему заготовки из линолеума под гравюры, что и физически трудно. Наблюдал весь процесс работы художника-графика, станковиста: набросок эскиза, рисунок, перенос его на картон, затем на кальку и доску, дорисовка, наконец, на линолеум и только затем — резка. Наконец, заключительный этап: прокатал через станок — и вещь готова!
Это была обоюдовдохновенная работа. Мы часто встречались, советовались, вместе разрабатывали тему, строили композицию того или иного листа. Иногда Слава ставил передо мною такие творческие вопросы, на которые мне, не искушённому в графике, трудно было ответить. Почему-то я чаще всего сопротивлялся косенковской смысловой линии, так как видел в ней отклонение от моего текста. Позже я понял, что у Станислава подобие, даже в портрете, на втором плане, хотя он далеко от изображаемого в тексте предмета не отходил. Здесь, наверное, мне, писателю, всегда хочется от художника добиться того, чтобы тот передал моё видение предмета. А это невозможно.
Но постепенно косенковская линия покоряла меня и всё больше убеждала в том, что иначе и быть не может. В этом, конечно, сила таланта: заставить другого видеть вещи так, как того хочет творец, что и делал Слава. Косенков выражал на графическом листе то, что видел сам в моих произведениях, на что имел полное право как художник. Ведь и каждый читатель, как и каждый созерцатель картины, видит то, что изобразил художник слова или кисти, по-своему, в силу своего багажа знаний, развития, представления о мире; и в идеале взгляд художника никогда не совпадёт со взглядом «потребителя» искусства.
Весь процесс литературного творчества можно лишь представить. Ты лепишь портрет словами. Нос там, глаза, лоб. У тебя он существует только в воображении. Тот нос, который ты знаешь. Видел. Вообразил. А у каждого читателя это будет уже свой нос, глаза, лоб, которые видел он. И вдруг — иллюстрация: готовая, в штрихах или в красках. Картина того, что ты сам представлял себе ранее... И — несоответствие.
Конечно, здесь чаще всего можно наблюдать несовпадение представлений. Гравюры разят, удивляют. Они просто неожиданны. Ты часто внутренне протестуешь против той или иной трактовки образа. Соглашаешься или не соглашаешься с художником. Иные графические листы сразу ложатся тебе на душу, иные ты вовсе не приемлешь. Но это ничуть не значит, что та или иная иллюстрация неверна. Дело не в точности совпадения слова с рисунком, совпадения представлений читателя с гравюрой художника, а в воздействии на душу человека этой гравюры. В том-то и суть искусства. Оно должно вызвать ответные мысли, эмоции и должно оставить впечатление. То есть должно действовать на тебя. Если это происходит, значит художник выполнил свою задачу. И чем сильнее это воздействие, тем талантливее кисть.
Даже больше. Писатель обязан убедить читателя в том, что небо именно такое, а не иное. И дерево, и нос, и глаза, и лоб тоже. Обязан заставить читателя видеть изображённое глазами художника. Но это уже высший порядок в искусстве, когда художник, точно гипнотизёр, что являет собой не что иное, как экстрасенсное явление, берёт полную власть над человеком и ведёт его намеренно в русле своих представлений о мире. Удаётся это единицам — гениям.
Станислав говорил:
— Я хозяин своего листа. Что хочу, то и делаю. Но перед листом я и раб. И вот если наедине с листом я побеждаю, наступает высшее торжество. Из раба я превращаюсь во властелина. А что касается самого текста, то писатель должен взять власть свою надо мною. Тогда я могу работать. Скажем, когда я рисую Прасолова, он становится для меня выше всех. Выше Пушкина, выше Лермонтова, выше Тютчева. Я должен проникнуться всем им. Я становлюсь на колени перед ним, как становился и перед вами, когда работал над «Медвяным звоном». Иначе это будет заказ, иначе это будет всё по чужой мысли.
Предлагал Славе перейти на «ты», тем более что я обращался к нему во втором лице. Но он так и не смог преодолеть этот условный барьер. Видимо, из-за возрастной разницы, что мне, к сожалению, всё чаще и чаще приходится чувствовать.
— Человек, который понимает себя и может выразить себя, — это ещё не художник. Художник тот, кто может влезть в чужую шкуру.
Я бы добавил со своей стороны: и через эту «шкуру» выразить себя, своё видение того, что изображает он. Меня часто молодые люди спрашивают: как стать писателем? Я отвечаю: сделай сначала себя и через «себя» пропусти окружающую действительность — выйдет роман. Произведение искусства — это окружающая действительность, пропущенная через сердце и ум писателя, через его душу и жизнь.
— Если в ложном ракурсе начал резать, вся работа полетела. Глянешь — то туча не нравится, то снег, то полоса земли... Поиск техники взаимосочетаний для графика очень важен. И потом, если обособлю — больше скажу. Иллюстратору с поэзией тяжелее, чем с прозой. Проза даёт сюжет, поэзия требует обобщений. Она вроде бы и больший простор даёт мысли-руке, но и больше вяжет её, — говорил Станислав.

( продолжение следует )

На снимке: (слева направо): В рядах "Бессмертного полка" вместе со всеми белгородцами руководители области и фронтовики - Председатель областной Думы Василий Потрясаев, почетный житель Белгородской области, фронтовик, писатель Владислав Шаповалов, губернатор Белгородчины Евгений Савченко, мэр Белгорода Константин Полежаев, Главный федеральный инспектор по Белгородской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Александр Закоржевский. ( фото ИА БелРу )

Опубликованные части автобиографической повести В.М. Шаповалова "Магический резец" :

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4

В БГИИК состоялись мастер-классы и концерт известных музыкантов - БГИИК19 ноября на факультете исполнительского искусства Белгородского государственного института искусств и культуры прошла серия мастер-классов и концерт известных музыкантов России и Украины.
20.11.2017 БГИИК
Концерт органной музыки "Бах всегда прав!" - Управление культуры15 ноября в Органном зале Белгородской филармонии состоялся концерт органной музыки с участием гостей филармонии – лауреата международных конкурсов,
20.11.2017 Управление культуры
Муниципальный духовой оркестр Белгородского района –  в числе призеров областного конкурса «Играй, музыкант!» - Администрация Белгородского районаX областной конкурс духовых оркестров «Играй, музыкант!» прошел 18 ноября в белгородском Центре народного творчества.
20.11.2017 Администрация Белгородского района
Белгород принимает шестые «Шереметевские музыкальные ассамблеи» - Belnovosti.RuОткрыл фестиваль концерт «Классика на все времена». На сцене Белгородской государственной филармонии блистал лауреат международных конкурсов, итальянский пианист Александр Романовский.
20.11.2017 Belnovosti.Ru
Областной историко-краеведческий марафон «Горжусь своими земляками» - Управление культуры17 ноября 2017 года в Белгородском государственном историко-краеведческом музее состоялся областной патриотический марафон «Горжусь своими земляками» ,
20.11.2017 Управление культуры
Победителей фестиваля «Поединки хоров» определили в Белгороде - Belnovosti.RuИтоги конкурса вокально-хоровых коллективов пенсионеров России подвели накануне.
20.11.2017 Belnovosti.Ru
II конкурс вокально-хоровых коллективов пенсионеров России «Поединки хоров» - Управление культурыВ соответствии с распоряжением Губернатора Белгородской области от 20 мая 2017 года №396-р 16 и 17 ноября 2017 года на базе МБУК «Дворец культуры «Энергомаш» г.
20.11.2017 Управление культуры
Пушкинская библиотека-музей - Мир БелогорьяСегодня в Белгородской области открываются дни литературы Фото: официальная страница Пушкинской библиотеки-музея в соцсети «ВКонтакте»В Пушкинской библиотеке-музее Белгорода стартуют дни литературы.
20.11.2017 Мир Белогорья
В Белгородском районе состоялся II конкурс вокально-хоровых коллективов пенсионеров России «Поединки хоров» - Совет муниципальных образованийОрганизаторами конкурса выступили Правительство Белгородской области, Общероссийская общественная организация «Союз пенсионеров России» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Пенсионного фонда России.
20.11.2017 Совет муниципальных образований
Владислав Шаповалов. МАГИЧЕСКИЙ РЕЗЕЦ (Воспоминания) Часть 8 - Голос БелогорьяВ 1982 году в Москве, в самом престижном издательстве страны, да, видимо, и во всём мире, «Детская литература» выходит в свет моя поэма в прозе «Медвяный звон».
20.11.2017 Голос Белогорья
Владислав Шаповалов. МАГИЧЕСКИЙ РЕЗЕЦ (Воспоминания) Часть 9 (окончание) - Голос БелогорьяНо вернёмся ко второму изданию повести «Медвяный звон». Редактор издательства «Детская литература» Светлана Николаевна Боярская высоко оценила мою повесть «Медвяный звон» и, выпустив первое издание поэмы в прозе (1962),
20.11.2017 Голос Белогорья
В Шебекино в седьмой раз встретились краеведы области - АдминистрацияВ Шебекино в седьмой раз встретились краеведы области 7-е Ребиндеровские чтения состоялись 2 ноября 2017 года в Центре культурного развития.
19.11.2017 Администрация
В понедельник в Белгороде начнутся Дни литературы - Mediatron.RuПушкинская библиотека Белгорода сообщила, что в понедельник здесь пройдёт литературно-музыкальный праздник в честь Открытия Дней литературы «Земли родной талант и вдохновение».
18.11.2017 Mediatron.Ru
В БГИИК прошёл первый в этом учебном году День отрытых дверей - БГИИК18 ноября в Белгородском государственном институте искусств и культуры состоялся традиционный День открытых дверей.
18.11.2017 БГИИК
БГИИК принял участие в работе конкурса «Поединки хоров» - БГИИК16 ноября в Белгороде состоялось торжественное открытие II конкурса вокально-хоровых коллективов пенсионеров России «Поединки хоров».
18.11.2017 БГИИК
Рыбак утонул в пруду - Vbelgorode.ComНа Белгородчине зарегистрирован случай гибели на воде. В минувшую пятницу, 17 ноября, в акватории пруда в селе Яковлевка Новооскольского района утонул рыбак.
20.11.2017 Vbelgorode.Com
Под Шебекино перевернулась иномарка - Vbelgorode.ComПассажир погиб в ДТП на белгородской трассе. На минувших выходных на дорогах Белгородской области было зарегистрировано девять ДТП, в которых 11 человек получили травмы, еще один белгородец погиб.
20.11.2017 Vbelgorode.Com
За 10 месяцев текущего года в Белгородской области произошло 1135 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли 29 человек.Начиная с 2005 года,
20.11.2017 УМВД по Белгородской области
Порча исчезает вместе с деньгами
Приговор Суд учел все обстоятельства ► Осуждены две мошенницы , совершившие преступление в Белгороде .
Газета Наш Белгород
Вор-карманник осужден к лишению свободы
13 октября 2017 года Шебекинским районным судом Белгородской области рассмотрено уголовное дело в отношении ранее неоднократно судимого за совершение краж чужого имущества 40-летнего жителя города Курск Овсянникова,
Газета Красное знамя
Трагедии на дорогах
7 ноября, около 18 часов в Шебекино на железнодорожном переезде в районе улицы Железнодорожной произошла страшная трагедия.
Газета Красное знамя
Муниципальный духовой оркестр Белгородского района –  в числе призеров областного конкурса «Играй, музыкант!» - Администрация Белгородского районаX областной конкурс духовых оркестров «Играй, музыкант!» прошел 18 ноября в белгородском Центре народного творчества.
20.11.2017 Администрация Белгородского района
финал Межрегиональной Слобожанской лиги Международного союза КВН - Мир БелогорьяЗавтра в Белгороде пройдет финал Межрегиональной Слобожанской лиги КВН В областном Центре молодежных инициатив 21 ноября пройдет финал Межрегиональной Слобожанской лиги Международного союза КВН.
20.11.2017 Мир Белогорья
Концерт органной музыки "Бах всегда прав!" - Управление культуры15 ноября в Органном зале Белгородской филармонии состоялся концерт органной музыки с участием гостей филармонии – лауреата международных конкурсов,
20.11.2017 Управление культуры
Владислав Шаповалов. МАГИЧЕСКИЙ РЕЗЕЦ (Воспоминания) Часть 8 - Голос Белогорья
Владислав Шаповалов. МАГИЧЕСКИЙ РЕЗЕЦ (Воспоминания) Часть 8
В 1982 году в Москве, в самом престижном издательстве страны, да, видимо, и во всём мире, «Детская литература» выходит в свет моя поэма в прозе «Медвяный звон».
Голос Белогорья
Владислав Шаповалов. МАГИЧЕСКИЙ РЕЗЕЦ (Воспоминания) Часть 9 (окончание) - Голос Белогорья
Владислав Шаповалов. МАГИЧЕСКИЙ РЕЗЕЦ (Воспоминания) Часть 9 (окончание)
Но вернёмся ко второму изданию повести «Медвяный звон». Редактор издательства «Детская литература» Светлана Николаевна Боярская высоко оценила мою повесть «Медвяный звон» и, выпустив первое издание поэмы в прозе (1962),
Голос Белогорья
Жизнь его - сцена - Газета Наш Белгород
Жизнь его - сцена
В память о великом актёре ► 17 ноября - особая дата для Белгородчины . В этот день родился наш замечательный земляк - Михаил Семёнович Щепкин (1788-1863) - выдающийся актёр ,
Газета Наш Белгород
Личное первенство университета по настольному теннису, посвященное 39-летию Белгородского ГАУ - БелГСХА16 ноября 2017 года на базе учебно-лабораторного корпуса №1 Белгородского ГАУ прошло личное первенство по настольному теннису, посвященное Дню университета.
20.11.2017 БелГСХА
Личное первенство университета по кикбоксингу, посвященное 39-летию Белгородского ГАУ - БелГСХА15 ноября 2017 года прошло личное первенство университета по кикбоксингу в разделе фулл-контакт, посвящённое дню Университета.
20.11.2017 БелГСХА
В матче 12-го тура российской волейбольной суперлиги, прошедшем 18 ноября в Красноярске, «Белогорье» не уступило «Енисею» ни партии.
20.11.2017 ВК Белогорье
Стартует «Кэс-баскет»
В спортивном зале шко-лы №40 состоялась пресс-конференция, посвящённаяпредстоящему старту в на-шем городе школьной лигибаскетбола «КЭС-БАСКЕТ».
Газета Зори
Репетиция удалась - Газета Наш Белгород
Репетиция удалась
Волейбол «Белогорье» обыграло «Кузбасс» из Кемерово ► Репетиция полуфинала Кубка России - так называли эксперты эту встречу.
Газета Наш Белгород
На вершине - Газета Наш Белгород
На вершине
Хоккей МХК «Белгород» возглавила таблицу «Запада» ► Взяв в Рыбинске шесть очков у местного «Полёта», белгородские хоккеисты стали лидерами зоны.
Газета Наш Белгород
финал Межрегиональной Слобожанской лиги Международного союза КВН - Мир БелогорьяЗавтра в Белгороде пройдет финал Межрегиональной Слобожанской лиги КВН В областном Центре молодежных инициатив 21 ноября пройдет финал Межрегиональной Слобожанской лиги Международного союза КВН.
20.11.2017 Мир Белогорья
«Единая Россия» проведет масштабную неделю приема граждан - Единая РоссияВ честь 16-летия Партии, Президиум Генерального совета «Единой России» принял решение о проведении недели приемов граждан.
20.11.2017 Единая Россия
16.11.2017 Управлением Роскомнадзора была завершена внеплановая документарная проверка в отношении ПАО «МТС».
20.11.2017 Роскомнадзор
На территории Белгородской области ожидается ухудшение погодных условий - МЧС Белгородской областиПо данным Белгородского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, 21 ноября облачно с прояснениями.
20.11.2017 МЧС Белгородской области
Село Заячье Корочанского района отпраздновало 420-летний юбилей - Единая РоссияМестные партийцы поздравили жителей села с праздником  В селе есть все возможности для комфортного проживания: чистый воздух, развитая инфраструктура, в которую входят: основная общеобразовательная школа, дом культуры,
20.11.2017 Единая Россия