Владислав Шаповалов. МАГИЧЕСКИЙ РЕЗЕЦ (Воспоминания) Часть 5.

Фото: pp.userapi.com

Чтобы снять с себя ярлык “шизика”, я обратился с письмом к тогдашнему главному редактору газеты “Правда” М. Зимянину. Зимянин быстро отреагировал на письмо. Он поручил министру здравоохранения СССР Петровскому внимательно отнестись к моей просьбе.
Через несколько дней я получил срочную телеграмму о вызове меня в Москву в научно-исследовательский институт судебной психиатрии им. Сербского.
Ехал туда с большим волнением. В назначенный час явился в вышеуказанный институт. Там уже собрались светила психиатрии — доктора медицинских наук, профессора. Осмотрели меня, побеседовали, предложили выйти в коридор и подождать решения моего вопроса. Через какие-то две-три минуты пригласили в кабинет и объявили: “Диагноз шизофрения с вас снимается. Это окончательное решение и никакому пересмотру не подлежит”. Я поблагодарил и уехал домой. Через несколько дней в Белгородский здравотдел пришла официальная бумага о том, чтобы меня сняли с психического учёта.
Я написал и отослал благодарственные письма Зимянину и Петровскому. Вскоре Зимянин стал секретарём ЦК КПСС.
В 1993 году в Белгород приехал главный редактор журнала “Роман-газета”, бывший директор издательства “Молодая гвардия”, В. Ганичев. Он привёз и вручил мне членский билет Союза писателей России. Вспомнили и поговорили, как на меня привозили секретное досье в Москву из Белгорода. Он хорошо об этом помнит».

Другой случай.
Николай Харченко подал заявление на вступление в члены Союза писателей СССР. Обсудили, проголосовали, отослали документы. Но потом распознали, что в молодые годы он учился на военного переводчика. Подал заявление о поступлении в члены КПСС, и его не приняли по какой-то причине. Бодягу послали в Москву. Ответсекретарём тогда был Игорь Андреевич. Это и была одна из форм работы Игоря Чернухина с творческой молодёжью.

Пусть простит меня читатель, что я выворачиваю писательскую организацию наизнанку, но чем больше правды, какой бы она ни была горькой, тем меньше будет на земле зла.
Я никогда не отступал от правды и не сделал ни одного плевка лжи ни на одну страницу своих рукописей, за что ходил всегда в синяках.
Не отступлю и на сей раз от вопиющей правды, хотя не хотелось бы ворошить старое дерьмо. Не могу! Больно мне за людей, творящих подлости. Живя в Белгороде уже четвёртый десяток лет, я не позволил себе сделать ни одной пакости, не написал ни одной кляузы ни на одного из моих окружающих, несправедливо оскорблявших и обвинявших меня. Бог с ними! Молча терпел грязные плевки в лицо, и этим, к удивлению, очищался, отчего мой авторитет в обществе повышался. Удивительное дело: от грязи можно очиститься, не отвечая грязью.

Но позвольте вас, уважаемый читатель, вернуть к нашему изначальному разговору, к подлинным записям на плёнке голоса Станислава Косенкова — этой реликвии нашего края. Я осознавал, с каким художником работаю, потому старался записать его голос для потомков.
«Потому, в общем-то, когда я взялся читать Владислава Мефодьевича, а я могу сказать, что избалован хорошей литературой, мне удалось покопать Достоевского, Лескова, это мне столько дало, что я не знаю... если я беру книжку, открываю книжку, если строка меня не берёт, несколько строк не захватывают, значит, все это дребедень — у человека нет царя в голове. Он набирает, представляет предложения слов каких-то, у него нет своего мира, нет построения совершенно определённого такого. Открываешь, вот, не глядя открыл, смотришь — это Толстой, это Гоголь, это Достоевский, это Чехов, то есть своё построение, своя ухватка, свой подбор обыкновенных слов, которыми пользуются все. Ну, наверное, я не смогу проанализировать построение такое, чисто литературоведческое, Владислава Мефодьевича, как он ставит дело и цель, вот, но это совершенно своеобразная какая-то строка, которая вначале, в общем-то, не то, что хватает. Хорошо, что я тогда наткнулся на “Зачарованный бор”. Я считаю, это, в общем-то, одна из лучших вещей, и не только у Владислава Мефодьевича, а и в русской современной литературе, из того, что я читал. Не хочу там обобщать, говорить — почему? Очень трудная задача, чисто художественная постановка задачи. Ну, одно действующее лицо, которое почти ничего не делает. Война где-то идёт, люди где-то воюют, а он, лесник, ходит, шишки собирает, в общем, не понятно, что он там делает, вначале...»
Я хочу снова прервать Станислава Степановича и сказать, что здесь наши творческие взгляды на войну сходятся, даже художественные приёмы созвучны друг другу.
Ну, во-первых, чаще всего в гравюрах Косенкова мы видим огромное небо, землю и маленький кустик, маленький человечек что-то там делает... И всё, что творится на земле, — маленькое.
Во-вторых, когда на экране или в книге люди убивают друг друга, то зритель, читатель обязательно стоит на чьей-то стороне. Он не безучастен, а участен. А раз участен, то невольно воспринимает то, что видит. Вы посмотрите на сегодняшние игры мальчишек — одна война! Одни пистолеты, автоматы, выстрелы. Проводится целенаправленный культ насилия. Зачем? Да для того, чтобы интернациональной плутократии покорить мир, а насилие, война — один из методов достижения этой цели. И сейчас нынешнее поколение уже с пелёнок готовят к тому, чтобы оно загородило своими спинами правящую элиту мирового зла. После полного покорения славян перед тайным мировым правительством стоит следующий рубеж на пути овладения миром — мусульмане. Вот славянскую кровь и готовят для покорения азиатов.
Вы думаете, почему сейчас экраны и печать забиты убийствами? Всего лишь одна небольшая газетка может подать в одном только номере несколько убийств! Это пропаганда убийств! Скрытый геноцид народа под маской «свободы печати». Это пропаганда взаимоуничтожения. А юриспруденция обеспечивает этой пропаганде «правовую основу», почти безнаказанность самого тягчайшего из преступлений на земле. Там, где правительство не является врагом своего народа, убийство карается равноценным расстрелом. Только в этом случае государство можно считать правовым и демократическим, ибо всё это укрепляет общество, а не разлагает его. По замыслам мировой закулисы стоит задача сокращения населения русских на две трети, этого «резерва» вполне хватит им для пушечного мяса и личного обслуживания.
По этому поводу Станислав говорил мне:
— Я не буду баталистом. Колоть, резать, убивать — это безнравственно. Одно это уже заражает. Пропагандирует. Один колет другого, тот — этого. Всё это не художественно. Надо найти такой ракурс, чтобы всё содрогнулось без выстрелов!
Конечно, героика труда стоит выше героики войны. Героика созидания нравственна; «героика», если можно так назвать её здесь, разрушения — преступна. Зажечь народ созиданием можно сильнее, чем разрушением. Романтика творчества — не в сравнении с омерзительностью уничтожения. К сожалению, правители больше толкают нас в стихию конфронтации, нежели в лоно примирения. И литература здесь, подлинная литература, никогда не была отрицательной силой, она была и есть только мобилизующей силой. Отсюда цена литературы: хорошая книга — равна подвигу, а подвиг ума — выше всех остальных подвигов, даже героических на войне.
Меня поразило то, что Станислав не только говорит моими словами, но и поступает так, как я. Дело в том, что ещё лет за тридцать до моего знакомства с Косенковым я как-то инстинктивно, ХУДОЖЕСТВЕННО почувствовал это, и в моих вещах вы не найдёте батальных сцен. Тому подтверждение — произведения на тему войны: и «Белые берега», и «Старый букварь», и «Зачарованный бор», и «Буланка»... А намучился я над первой своей повестью «Мишка». Включал батальные сцены в текст, выкидывал и снова вставлял, наконец, упразднил окончательно — убедившись, что они не только выпирают из сюжета, но и вяжут повествование. Ничего не дополняют. В психологическом плане самое важное происходит до «пух-пух». Самое напряжённое и тяжёлое. Идёт как бы подъём переживаний, нагнетание страшного предстоящего. Оно неведомо и тем ещё более зловещее. А пошло «пух-пух» — это уже механика. Техника. Фактически — разрядка. Недостаток литературы советского периода, да и кинофильмов того времени, как раз и заключается в гиперболизации «техники» боя, назовём так, и придании ему главного значения, где конфликт решается не психологически, а пальбой из стволов. Художественная литература, кино увлекались техникой поражения противника, как будто в этом их цель. И конфликты решались путём стрельбы — сплошной рёв из динамиков. А стрельба — это уже следствие. Для войны бой имеет действительно главное, решающее значение, а для литературы — служебное, даже проходное, если уж автор никак не может обойтись без «пух-пух».
Лев Николаевич Толстой говорил, что для него не столь важно, как расположены войска, а то, что думает человек, убивая другого человека. Его состояние.
Так, меня как писателя Станислав Косенков интересует в первую очередь как человек, что он думает, когда режет штрих, хотя его рассматривают лишь как художника. Интересует состояние его души во время работы и как это состояние сказывается на его резце.
Но продолжим рассказ Станислава Косенкова, тем более что теперь каждое его слово стало исторической ценностью, национальным достоянием нашей культуры.
«И вот то нарастает какое-то, так спокойно, спокойно, спокойно оно нарастает, тревога, тревога, вот какое-то беспокойство, а потом вдруг тоже каким-то таким спокойным тоном человек говорит, начинаешь вслушиваться, что же всё-таки говорит человек об этом. Вот. И очень длительно начинаешь изучать. В общем-то, интрига, понимаете, не такая броская, яркая какая-то, а типически сдержанная такая и очень сильная. И эта вещь меня настолько привлекла, что я остальным вещам сразу поверил».
Далее:
«“Буланка” — прекрасная вещь, мне кажется. “Медвяный звон” — это вещь действительно сложная, здесь сочетается как бы два плана — и рассказ о пчёлах, поэма о пчёлах, так, это и художественное произведение. Но это поэма, действительно, это поэма в прозе. Вот. Это какое-то, ну я не знаю, но в какой-то мере напоминает мне, допустим, вот в последних главах по построению строки, вот какое-то японское — танки, пятистишия, — какое-то краткое сообщение...
Следующее. Строка вроде бы там рядом стоит, вот такие там параллели какие-то, понимаете, идут, не такое длинное предложение, у него длинных предложений почти нет. Действительно, ведь если так взять, переиздаться в “Детской литературе”, я не знаю, не имея, в общем-то, ни титулов, ни связей, вот, не околачиваться в Москве, не обивая пороги, в общем-то, это, я считаю, что хорошая вещь. Не потому, что я её сделал».
У Станислава Косенкова я прошёл целую систему нового для меня дела — графики. Даже шлифовал ему заготовки из линолеума под гравюры, что и физически трудно. Наблюдал весь процесс работы художника-графика, станковиста: набросок эскиза, рисунок, перенос его на картон, затем на кальку и доску, дорисовка, наконец, на линолеум и только затем — резка. Наконец, заключительный этап: прокатал через станок — и вещь готова!
Это была обоюдовдохновенная работа. Мы часто встречались, советовались, вместе разрабатывали тему, строили композицию того или иного листа. Иногда Слава ставил передо мною такие творческие вопросы, на которые мне, не искушённому в графике, трудно было ответить. Почему-то я чаще всего сопротивлялся косенковской смысловой линии, так как видел в ней отклонение от моего текста. Позже я понял, что у Станислава подобие, даже в портрете, на втором плане, хотя он далеко от изображаемого в тексте предмета не отходил. Здесь, наверное, мне, писателю, всегда хочется от художника добиться того, чтобы тот передал моё видение предмета. А это невозможно.
Но постепенно косенковская линия покоряла меня и всё больше убеждала в том, что иначе и быть не может. В этом, конечно, сила таланта: заставить другого видеть вещи так, как того хочет творец, что и делал Слава. Косенков выражал на графическом листе то, что видел сам в моих произведениях, на что имел полное право как художник. Ведь и каждый читатель, как и каждый созерцатель картины, видит то, что изобразил художник слова или кисти, по-своему, в силу своего багажа знаний, развития, представления о мире; и в идеале взгляд художника никогда не совпадёт со взглядом «потребителя» искусства.
Весь процесс литературного творчества можно лишь представить. Ты лепишь портрет словами. Нос там, глаза, лоб. У тебя он существует только в воображении. Тот нос, который ты знаешь. Видел. Вообразил. А у каждого читателя это будет уже свой нос, глаза, лоб, которые видел он. И вдруг — иллюстрация: готовая, в штрихах или в красках. Картина того, что ты сам представлял себе ранее... И — несоответствие.
Конечно, здесь чаще всего можно наблюдать несовпадение представлений. Гравюры разят, удивляют. Они просто неожиданны. Ты часто внутренне протестуешь против той или иной трактовки образа. Соглашаешься или не соглашаешься с художником. Иные графические листы сразу ложатся тебе на душу, иные ты вовсе не приемлешь. Но это ничуть не значит, что та или иная иллюстрация неверна. Дело не в точности совпадения слова с рисунком, совпадения представлений читателя с гравюрой художника, а в воздействии на душу человека этой гравюры. В том-то и суть искусства. Оно должно вызвать ответные мысли, эмоции и должно оставить впечатление. То есть должно действовать на тебя. Если это происходит, значит художник выполнил свою задачу. И чем сильнее это воздействие, тем талантливее кисть.
Даже больше. Писатель обязан убедить читателя в том, что небо именно такое, а не иное. И дерево, и нос, и глаза, и лоб тоже. Обязан заставить читателя видеть изображённое глазами художника. Но это уже высший порядок в искусстве, когда художник, точно гипнотизёр, что являет собой не что иное, как экстрасенсное явление, берёт полную власть над человеком и ведёт его намеренно в русле своих представлений о мире. Удаётся это единицам — гениям.
Станислав говорил:
— Я хозяин своего листа. Что хочу, то и делаю. Но перед листом я и раб. И вот если наедине с листом я побеждаю, наступает высшее торжество. Из раба я превращаюсь во властелина. А что касается самого текста, то писатель должен взять власть свою надо мною. Тогда я могу работать. Скажем, когда я рисую Прасолова, он становится для меня выше всех. Выше Пушкина, выше Лермонтова, выше Тютчева. Я должен проникнуться всем им. Я становлюсь на колени перед ним, как становился и перед вами, когда работал над «Медвяным звоном». Иначе это будет заказ, иначе это будет всё по чужой мысли.
Предлагал Славе перейти на «ты», тем более что я обращался к нему во втором лице. Но он так и не смог преодолеть этот условный барьер. Видимо, из-за возрастной разницы, что мне, к сожалению, всё чаще и чаще приходится чувствовать.
— Человек, который понимает себя и может выразить себя, — это ещё не художник. Художник тот, кто может влезть в чужую шкуру.
Я бы добавил со своей стороны: и через эту «шкуру» выразить себя, своё видение того, что изображает он. Меня часто молодые люди спрашивают: как стать писателем? Я отвечаю: сделай сначала себя и через «себя» пропусти окружающую действительность — выйдет роман. Произведение искусства — это окружающая действительность, пропущенная через сердце и ум писателя, через его душу и жизнь.
— Если в ложном ракурсе начал резать, вся работа полетела. Глянешь — то туча не нравится, то снег, то полоса земли... Поиск техники взаимосочетаний для графика очень важен. И потом, если обособлю — больше скажу. Иллюстратору с поэзией тяжелее, чем с прозой. Проза даёт сюжет, поэзия требует обобщений. Она вроде бы и больший простор даёт мысли-руке, но и больше вяжет её, — говорил Станислав.

( продолжение следует )

На снимке: (слева направо): В рядах "Бессмертного полка" вместе со всеми белгородцами руководители области и фронтовики - Председатель областной Думы Василий Потрясаев, почетный житель Белгородской области, фронтовик, писатель Владислав Шаповалов, губернатор Белгородчины Евгений Савченко, мэр Белгорода Константин Полежаев, Главный федеральный инспектор по Белгородской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Александр Закоржевский. ( фото ИА БелРу )

Опубликованные части автобиографической повести В.М. Шаповалова "Магический резец" :

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4

 
По теме
Война глазами художника - Газета Наш Белгород Знаменитый   график   о   Курской   битве ► Выставка Станислава Косенкова «И снова ратной славы дата» открылась в его музее - мастерской .
21.07.2018
С духовой музыкой - в космос - Газета Наш Белгород Марш-парад духовых оркестров России торжественно завершился в Белгороде ► В грандиозном событии приняли участие Центральный воен­ный оркестр Министерства обороны РФ,
21.07.2018
 
Вспоминая Маяковского - KaviCom.Ru Сегодня 125 лет со дня рождения Владимира Маяковского.      Русский советский поэт, сатирик, драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр и художник.
20.07.2018
В Белгороде 19 команд подвергли себя «РИСКу» - Belnovosti.Ru Активисты корпуса «Волонтёры Победы» и других общественных организаций региона демонстрировали в Центре молодёжных инициатив знания о Курской битве в рамках областной интеллектуальной игры.
20.07.2018
Публичный информационный центр Орловской области сообщил, что в Орловском краеведческом музее открылась выставка «Штрихи Победы»   - Это ретроспективная экспозиция из методического фонда художественно-графического факуль
20.07.2018
 
Персональную выставку смолянина Владимира Петрова представят в Белгороде - Belnovosti.Ru Выставка живописных произведений смоленского художника Владимира Петрова «Краски родной природы» откроется в холле первого этажа Белгородского государственного художественного музея 8 августа в 16:00.
20.07.2018
 
Выставка эскизов театральных декораций и костюмов "Сказочная страна" открылась в Белгороде - Mediatron.Ru Пресс-служба Управления культуры Белгородской области сообщила, что в Белгородском художественном музее состоялось открытие персональной выставки члена Союза театральных деятелей РФ Александра Даниловича Пащенко «Сказочн
19.07.2018
 
В Белгороде открылась персональная выставка Маргариты Скорбач «Формат» В выставочном зале «Родина» областного центра открылась персональная выставка белгородской художницы-акварелиста Маргариты Скорбач «Формат».
19.07.2018
Выставка «Сказочная страна Александра Пащенко» - Управление культуры 18 июля в 16:00 в холле 3-го этажа художественного музея состоялось открытие персональной выставки члена Союза театральных деятелей РФ Александра Даниловича Пащенко «Сказочная страна Александра Пащенко».
19.07.2018
В Белгороде открылась персональная выставка Маргариты Скорбач «Формат» В выставочном зале «Родина» областного центра открылась персональная выставка белгородской художницы-акварелиста Маргариты Скорбач «Формат».
19.07.2018
Следователи отметят профессиональный праздник ► С 2014 года День сотрудника органов следствия Российской Федерации отмечается ежегодно 25 июля .
21.07.2018 Газета Наш Белгород
Нажмите для предварительного просмотра изображения - ФГБУ Белгородская МВЛ В отдел патологоанатомического вскрытия и гистологии поступил труп кошки для установления причины смерти животного.
20.07.2018 ФГБУ Белгородская МВЛ
Показательные учения прошли на базе отряда специального назначения «Сокол» УФСИН России по Белгородской области ► Сотрудники спецназа продемонстрировали преодоление полосы препятствий,
07.07.2018 Газета Наш Белгород
Осуждены сбытчики наркотических средств ► Проблема распространения наркомании не теряет актуальности и, к сожалению, не обошла и наш город.
29.06.2018 Газета Наш Белгород
С духовой музыкой - в космос - Газета Наш Белгород Марш-парад духовых оркестров России торжественно завершился в Белгороде ► В грандиозном событии приняли участие Центральный воен­ный оркестр Министерства обороны РФ,
21.07.2018 Газета Наш Белгород
Война глазами художника - Газета Наш Белгород Знаменитый   график   о   Курской   битве ► Выставка Станислава Косенкова «И снова ратной славы дата» открылась в его музее - мастерской .
21.07.2018 Газета Наш Белгород
► 22 сентября в Белгородском театре кукол откроется восьмой   Международный фестиваль театров кукол «Белгородская забава».
21.07.2018 Газета Наш Белгород
Первая экспозиция талантливой художницы ► Во вторник в выставочном зале «Родина» состоялось торжественное открытие персональной выставки Людмилы Глушенковой «Внутри чуда».
15.07.2018 Газета Наш Белгород
В областной филармонии прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню семьи, любви и верности ► Испокон веков на Руси бережно хранили семейные традиции и передавали их следующим поколениям.
15.07.2018 Газета Наш Белгород
Возвращение «Салюта» - Газета Наш Белгород Белгородцы уступили в дебютном матче сезона ► «Салют Белгород» с поражения начал сезон 2018-2019.
20.07.2018 Газета Наш Белгород
Вдохновение - взаимное - Газета Наш Белгород Йога и скандинавская ходьба для здоровья и настроения ► Активисты 26-го округа Белгорода собрались на спортивной площадке Шуховского лицея на тренировку под открытым небом.
20.07.2018 Газета Наш Белгород
Болели вместе - Газета Наш Белгород Финал на набережной посмотрели полторы тысячи болельщиков ► Чемпионат мира-2018 в России завершился.
20.07.2018 Газета Наш Белгород
► Развитию шахмат в Белгороде в последнее время уделяется особое внимание.
19.07.2018 Газета Наш Белгород
В городе прошли соревнования по картингу ► На АСК «Вираж» завершился 4 этап чемпионата и первенства Черноземья по картингу, а также 2 этап всероссийских соревнований «Памяти Льва Кононова».
20.07.2018 Газета Наш Белгород
Специалистами отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Белгородской области в I полугодии 2018 года было проведено 151 контрольно-надзорное мероприятие: 101 внеплановая проверка, 35 административных расследований,
20.07.2018 Россельхознадзор
В связи с проведением работ на тепловых сетях, с 21 июля по 6 августа 2018 года будет временно прекращено движение автотранспорта на участке автомобильной дороги по ул.
20.07.2018 Самоуправление Старый Оскол
За нарушение ветеринарного законодательства Салаев Д. (Краснояружский район) был привлечен Управлением Россельхознадзора по Белгородской области к административной ответственности в виде штрафа в размере 4950 рублей.
20.07.2018 Россельхознадзор