Разъясняет департамент ЖКХ области
По статистике объем образования твердых коммунальных отходов (ТКО) постоянно увеличивается как по Белгородской области, так и в целом по стране. С каждым годом повсеместный технический прогресс активно изменяет состав образуемого мусора, увеличивая долю товаров, несущих в себе всё более опасные по химическому составу отходы. Выделенные для их захоронения полигоны вплотную приблизились к населенным пунктам и зачастую требуют расширения территории. Уже сегодня мусорная проблема заставляет задуматься о том, что в скором времени, когда накопленные отходы подорвут здоровье будущего поколения, действовать будет сложнее и затратнее.
Для изменения сложившихся негативных тенденций Правительством Российской Федерации приняты меры по реформированию сферы обращения с отходами на территории страны, основным направлением которых является централизация управления в данной отрасли. Так, каждый субъект РФ обязан выбрать регионального оператора (РО) по обращению с ТКО и заключить с ним соглашение об организации деятельности по обращению с отходами.
В Белгородской области, согласно результатам конкурсного отбора, РО по обращению с ТКО выбрано ООО "Центр Экологической Безопасности", предложившее наилучшие условия исполнения соглашения, в том числе и по цене, заявив на 11,1 млрд руб. меньше максимальной установленной суммы (28,3 млрд рублей).
В дальнейшем будут проведены торги для определения транспортирующих отходы организаций, по итогу которых регоператор направит в Комиссию по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области установленный пакет документов. На его основании будет утвержден единый тариф на услуги по обращению с ТКО. Заметим, что его величина будет складываться из собственных расходов РО и затрат на транспортировку, обработку, обезвреживание и захоронение ТКО.
В настоящее время невозможно точно обозначить итоговое значение тарифа, потому как не проведены все вышеуказанные процедуры, однако известно, что максимально допустимый показатель для единого тарифа - 550 руб. за 1 куб. м ТКО для всех категорий потребителей. Вместе с тем плата для жителей многоквартирных домов и жителей индивидуальных жилых домов будет различаться за счет разницы в объемах образования отходов, которая отражена в нормативах накопления ТКО.
Работа по определению нормативов была проведена в 2017 году департаментом ЖКХ области совместно с администрациями муниципальных образований. На основании полученных сведений департаментом ЖКХ области произведены и утверждены приказом расчеты средних годовых значений для всех категорий потребителей.
В итоге данный норматив на 1 человека в год составит:
для жителей индивидуальных жилых домов :
- площадью до 100 кв. м – 2 куб. м;
- свыше 100 кв. м – 2,8 куб. метров;
для жителей многоквартирных домов - 2,5 куб. м.
Плата для жителей складывается из единого тарифа РО и норматива накопления. Таким образом, прирост к текущей ежемесячной плате за услугу по обращению с ТКО в среднем на территории Белгородской области для жителей МКД составит до 75 руб., ИЖД до 100 кв. м – до 52 руб., ИЖД свыше 100 кв. м – до 88 руб.
В соответствии с федеральным законодательством субъекты РФ обязаны перейти на новую систему обращения с отходами и соответственно изменить порядок оплаты за данные услуги не позднее 1 января 2019 года. В Белгородской области начало осуществления деятельности регионального оператора запланировано на 1 июля 2018 года. Плату за услугу РО начислят жителям области в платежных документах за июль.
На территории Белгородской области планируется внедрение дуального сбора для многоквартирных домов и бытового компостирования для индивидуальных жилых домов. Дуальная система сбора отходов подразумевает раздельный сбор по 2 фракциям:
вторичное сырье (ПЭТ, стекло, металл, макулатура, пластики);
органические отходы (пищевые и растительные остатки) и неутилизируемая фракция.
Участвуя в раздельном накоплении отходов и сдаче вторичного сырья, жители области смогут вернуть часть средств, уплаченных за услугу по обращению с ТКО. За счет раздельного накопления вторичного сырья жители МКД и ИЖД могут снизить объем отходов, направляемых на захоронение до 17,8% от общего объема, и как следствие снизить размер оплаты.
Само же вторсырье можно будет сдать в пункты приема за денежное вознаграждение, что позволит вернуть еще 13-18 % платежа, в зависимости от типа застройки.
В ИЖД дуальность сбора заключается в том, что органические отходы (пищевые и растительные остатки) помещаются в компостную площадку домовладения, что позволяет снизить объём отходов на 20 %. Вторичное сырье, как и в системе сбора в МКД, либо сдается в пункты сбора, либо отправляется в контейнер.
Для удобства сдачи вторсырья и опасных отходов на территории Белгородской области в течение трех лет планируется организация 180 стационарных и 30 мобильных пунктов приёма. Стационарные пункты будут функционировать в крупных населенных пунктах, мобильные будут курсировать по сельским территориям по графику.
Уже в текущем году планируется организовать 42 стационарных и 10 мобильных пунктов приема вторичного сырья.
Помимо этого, на территории области уже сейчас действует 379 пунктов приема ртутьсодержащих отходов и отработанных источников питания, действуют два предприятия, оказывающих услуги по утилизации ртутьсодержащих ламп ООО "Спецэнергомонтаж" (Волоконовский р-н, х. Зеленый Клин) и ООО "ИТЦ" (Шебекинский район, с. Неклюдово). Единственным предприятием на территории Российской Федерации, осуществляющим утилизацию батареек является ООО "Мегаполисресурс" (г. Челябинск).
Выбранный региональный оператор становится ответственным лицом за всю систему обращения с твердыми коммунальными отходами на территории области, начиная от места накопления (контейнерной площадки) и до объектов утилизации, обработки, размещения отходов.
Выбор регионального оператора, и как следствие переход на новую систему обращения с отходами на территории Белгородской области, будет способствовать решению назревших экологических проблем и вопросов в нашем регионе, на которые рано или поздно придется отвечать. Необходимо проведение мероприятий, направленных, в том числе, на ликвидацию несанкционированных свалок, закрытие не отвечающих природоохранным требованиям полигонов размещения отходов, обновление контейнерного парка и контейнерных площадок, строительство новых объектов по сортировке и переработке отходов.
Обозначенные мероприятия будут реализовываться при непосредственном участии и финансовой поддержке со стороны Белгородской области и муниципальных образований. Кроме того, планируется привлечение субсидий из федерального центра на реализацию мероприятий в данной сфере и средств инвесторов.