Руки работают, а сердце дарит

Пяльцы для работы с бисером. Фото Владимира Юрченко

«Руки работают, а сердце дарит» – эта надпись вышита на бисерном кошельке и очень точно отражает суть поистине виртуозных работ мастериц ушедшей эпохи. Необыкновенные по изяществу и тонкости исполнения работы завораживают.

Можно долго наблюдать объёмную, как будто дышащую картину, следить за  переливами журчащего ручья, за  танцем солнечных лучей в  трепещущей на  лёгком ветерке кроне деревьев и  вдруг очнуться и  понять: перед тобой не  3D-картинка, а  плоское изображение, кропотливо собранное из  бусинок столь крошечного размера, что невольно начинаешь думать  – человеку такое не  по  силам, без вмешательства эльфов и  фей здесь не  обошлось.

Бисероплетение  – древнейший вид декоративно-прикладного искусства. Исследователи считают, что зародилось оно в  Древнем Египте, где бусинки изготавливали из  обожжённых песка с  глиной, затем стекла. А  начинались эксперименты с  вытачивания драгоценных и  полудрагоценных камней.

Такая бусра (название бисера на  арабском) сначала служила для украшения даров, приносимых богам, позже стала ценным товаром в  торговле с  другими странами. Так бисер распространился по  всему свету, а  наибольшего успеха в  развитии бисерного искусства достигла Римская империя. Стеклянные фабрики Александрии славились уникальными бусами из  белого стекла с  витиеватыми цветными узорами, потом подобная техника вдохновила венецианских мастеров: их  муранское стекло знаменито и  востребовано по  всему миру и  в  наше время.

В  Европе, а  одновременно с  ней и  в  России, любовь к  бисерному искусству достигла своего пика в  конце XVIII  – начале XIX  века. Однако была существенная разница: в  Европе этим рукоделием занимались преимущественно женщины средних сословий, на  заказ, у  нас  же оно было уделом аристократов, причём как женщин, так и  мужчин.

В  московском музее-усадьбе «Останкино» собрана великолепная коллекция картин и  предметов этой эпохи, среди них есть даже работы царственных персон. Ирина Ефремова , искусствовед и  куратор этой коллекции, поделилась историей создания маленьких бисерных шедевров:

«Это необыкновенно кропотливое творчество. Для одной такой картинки (размером примерно 8×14  см  – прим. авт.) могли использовать до  40  типов бисера разных размеров и  цветов, до  1  500  бусинок. На  её  создание уходил не  один месяц, при условии что вышивкой занимались ежедневно, по  несколько часов. На  более крупные работы требовались годы».

Ирина Ефремова.
Фото Владимира Юрченко

Бисер часто был настолько мелким, что ни  одна игла не  могла пролезть в  отверстие. Тогда использовался следующий метод: с  помощью щетинки тончайшая ниточка продевалась через бусинку в  иглу, затем пришивалась к  ткани, вынималась из  иглы  – и  всё повторялось заново. Воистину, мастерицы проявляли чудеса терпения и  концентрации!

Помимо большого количества времени бисерное творчество требовало и  немалых денег : бусины привозились пудами из-за границы. В  России производство стекляруса и  круглых бусин было освоено Михаилом Ломоносовым , который много экспериментировал в  области естественных наук и  создал труд «Наука о  стекле». В  деревне Усть-Рудица (Ленинградская область) он  основал свою стекольную фабрику, которая в  числе прочего производила бисер, продававшийся по  все стране. Увы, после его смерти фабрика просуществовала очень недолго и  все материалы снова начали втридорога закупать за  рубежом.

Мастерицы создавали не  только картины, но  и  предметы интерьера, аксессуары для своих нарядов, выплетая на  них картины природы, сцены из  жизни, надписи, реже  – абстрактные, но  многозначительные орнаменты. В  коллекции можно увидеть множество предметов, над назначением которых можно поломать голову, поскольку они давно вышли из  употребления: например, сонетка  – атласная широкая лента, за  которую тянули, когда хотели колокольчиком вызвать прислугу; распялка для бальных перчаток и  чехол к  ней; огромные, с  метр длиной, курительные трубки того периода, когда курение было достоянием высших слоев общества и  сопровождалось экстравагантным ритуалом на  арабский манер.

  • В  это  же время в  одежде стал популярен стиль модерн, и  бисерное искусство и  здесь пришлось ко  двору: красавицы расшивали сложными узорами полупрозрачные туники в  восточном стиле, с  обилием бахромы и  сверкающих деталей.

    «Сюжеты работ были не  случайны,  – рассказывает Ирина Ефремова,  – каждый элемент обладал своей скрытой символикой, это настоящие зашифрованные послания. Каждый цветочек в  букете, позы персонажей и  цвета картины имели свой особенный смысл».

    Бисерные шедевры создавались в  основных четырёх техниках: вышивание (наиболее трудоёмкий способ), вязание специальным крючком (это немного проще, часто заготовки отдавали в  исполнение подмастерьям и  ученикам), плетение (напоминает технику ткачества), вышивка «в  прикреп» (нитка с  нанизанным на  неё бисером пришивается к  холсту).

    Эти изделия нельзя было купить или заказать  – их  можно было только получить в  дар, поэтому они особенно ценились, такую вещь не  стыдно было преподнести и  царю. Они бережно передавались по  наследству, и  таким образом многие дошли до  наших времён практически в  первозданном виде: картины и  поделки из  бусинок не  теряют своих цвета и  формы и  очень хорошо хранятся.

    Бисерное творчество развивается и  сейчас. Гостья выставки Татьяна Красникова рассказала, что в  школе №  27, где она преподаёт технологию, работа бисером входит в  учебную программу:

    «Наши дети не  только изучают разные техники рукоделия, но  и  часто выбирают бисероплетение для создания и  защиты творческого проекта (обязательная самостоятельная творческая итоговая работа учащихся  – прим. авт.). Как ни  удивительно, но  многие юноши тоже посещают наши занятия, учатся редким видам рукоделия, техникам. Конечно, работы у  нас значительно проще. Сейчас весьма популярны техники, которых не  было раньше, например объёмное плетение фигурок с  использованием лески».

    Насладиться необыкновенным творчеством русских мастериц можно до  24  мая .

    Ольга Алфёрова

    Ещё новости о событии:

    Пяльцы для работы с бисером. Фото Владимира Юрченко «Руки работают, а сердце дарит» – эта надпись вышита на бисерном кошельке и очень точно отражает суть поистине виртуозных работ мастериц ушедшей эпохи.
    15:15 30.03.2015 БелПресса - Белгород
    Руки работают, а сердце дарит - БелПресса
    Пяльцы для работы с бисером. Фото Владимира Юрченко «Руки работают, а сердце дарит» – эта надпись вышита на бисерном кошельке и очень точно отражает суть поистине виртуозных работ мастериц ушедшей эпохи.
    15:14 30.03.2015 БелПресса - Белгород
     
    По теме
    Событие приурочено к 70-летию образования региона В музее представлены экспонаты, посвящённые истории школы: фотографии ветеранов педагогического труда, руководителей школы и учителей года, выпускников разных лет,
    Бронхиальная астма у детей, "Холодовая цепь" как неотъемлемая составляющая безопасности иммунизации, особо опасные инфекции.
    Детская поликлиника №3 г. Старого Оскола
    Фото: Екатерина Ушакова Главная цель проекта – привлечь детское внимание к медицинской тематике, научить правильному оказанию первой помощи себе и товарищу при различных ситуациях и травмах.
    Сетевое издание Просторы 31
    ЗНАКОМСТВО С КАЗАЧЕСТВОМ - Районный краеведческий музей В нашем музее пользуется большой популярностью экскурсия по залу, посвящённому казачеству.
    Районный краеведческий музей