Новости города БезФормата.Ru
Белгород
Главные новости
 
Задать вопрос?

Виктор Василенко – к 95-летию со дня рождения испанского режиссёра Хуана Антонио Бардема

Виктор Василенко – к 95-летию со дня рождения испанского режиссёра Хуана Антонио Бардема - КПРФ
Виктор Василенко – к 95-летию со дня рождения испанского режиссёра Хуана Антонио Бардема - КПРФ
Виктор Василенко – к 95-летию со дня рождения испанского режиссёра Хуана Антонио Бардема - КПРФ
Виктор Василенко – к 95-летию со дня рождения испанского режиссёра Хуана Антонио Бардема - КПРФ
Фото: www.belkprf.ru







Когда я задумался над тем, с чего начать рассказ о встречах с выдающимся испанским режиссёром Хуаном Антонио Бардемом, вспомнилось: 1977 год, Москва, международный кинофестиваль. Мы, несколько советских журналистов, беседуем с Бардемом. Общаясь с «мэтрами» западного кино, мы привыкли, что чаще всего встречаем у них вежливость, готовность отвечать на вопросы; но сами встречи проходят сдержанно, а в ответах ощущается холодок равнодушия. В этот раз атмосфера беседы была совсем иной: дружеской и очень непосредственной. Много шутили, охотно смеялись (благо, чувствовали, нужды в «дипломатических» улыбках нет). Но при том шёл серьёзный разговор о проблемах, которые волновали всех нас. И не раз случалось, что мы менялись ролями: спрашивал режиссёр, а отвечали журналисты. После встречи мой коллега сказал: «Да, заметно, что это не “сеньор Бардем”, а товарищ Бардем». Характеристика меткая. И дело не только в том, что Бардем был членом Коммунистической партии Испании. Для него коммунистические убеждения – это не только политическая платформа, но и образ мышления, и творческое кредо.

Бардем говорил нам: «Я стремлюсь в своих фильмах правдиво отражать окружающую действительность, чтобы способствовать её преобразованию». И этот принцип он воплощал в своих произведениях – сначала как сценарист (вспомним, например, знаменитый сатирический фильм Берланги «Добро пожаловать, мистер Маршалл!»), а потом и как режиссёр.

Всемирная известность к Бардему-режиссёру пришла в середине 50-х годов после фильма «Смерть велосипедиста». В этом произведении художник раскрыл духовный кризис среднего слоя испанского общества. Политических проблем картина, на первый взгляд, не затрагивала. Однако история главного героя – бывшего лейтенанта франкистов, благополучно устроившегося в жизни после установления диктатуры, но потом вдруг осознавшего, что на том пути, по которому шёл, потерял всё лучшее в себе, - придала фильму ощутимый антифашистский оттенок. Его уловили зрители, разглядели и франкистские власти – и режиссёр оказался в тюрьме.

Сразу после освобождения он снял картину «Главная улица», близкую по мыслям «Смерти велосипедиста», а год спустя в фильме «Месть» обратился к теме классовой солидарности трудящихся.

Потом в творчестве Бардема наступила длительная пауза: почти два десятилетия он не мог поставить фильм, который приблизился бы по уровню к его лучшим произведениям. Нет, режиссёр не утратил мастерства. Но властям удалось создать ему такие условия, что он был лишён возможности говорить о том, что его волновало. Однако это не означало, что Бардем прекратил борьбу. Просто изменились её формы.

В Испании ширилось движение за демократические преобразования. Однако фалангисты не собирались сдавать своих позиций. В начале 1976 года были арестованы организаторы крупной демонстрации трудящихся. Среди тех, кто попал в тюрьму, был и Бардем. «Именно там я ещё раз убедился, насколько необходима борьба всех трудящихся Испании против реакции, - рассказывал режиссёр. – Этой теме я и решил посвятить свой новый фильм. 9 мая 1976 года меня выпустили на свободу, и мы сразу же приступили к работе над картиной. Все, кто участвовал в съёмках, составляли коллектив единомышленников, и работа шла очень быстро. Фильм был снят в рекордно короткий срок – за шесть недель». Это был «Конец недели» - картина, которую Хуан Антонио Бардем представил на фестиваль.

Сюжетная основа фильма предельно проста: далёкий от политики рабочий Хуан едет на уикэнд через всю Испанию к морю. Но с помощью этого хода авторам удалось сконцентрировать социальные противоречия общества. Героя на его пути ожидало много встреч: с богатыми бездельниками и голодающими безработными; с равнодушными ко всему хиппи и с прогрессивными артистами, стремящимися, несмотря на репрессии, пробудить политическое сознание людей; с иностранными туристами, для которых Испания – безоблачный рай, и с родственниками человека, брошенного без суда за решётку… Каждая встреча снова и снова заставляет героя задуматься над тем, что происходит в его стране. И эта дорога становится дорогой Хуана в ряды борцов.

О «Конце недели» много говорили на фестивале. Не все были согласны с фильмом. Некоторые были удивлены внешней простотой произведения. Нашлись и такие, кто недоумённо пожимал плечами: «Это не Бардем». Но это был именно Бардем – не просто выдающийся мастер экрана, но и последовательный борец за социальные преобразования. «”Конец недели” обращён к простому народу. Мы хотели, чтобы наш фильм был ясен и понятен каждому, чтобы его главная мысль: нельзя быть только потребителем, необходимо активно участвовать в общественной жизни, - дошла до всех, - объяснил режиссёр. – Изощрённая форма повествования помешала бы достижению этой цели».

Но «Конец недели» стал не только политическим, но и творческим успехом Бардема. Ему блестяще удалось решить непростую задачу: создать фильм для самых широких масс зрителей, не идя в то же время на уступки «массовой культуре». Жюри Х Московского международного кинофестиваля высоко оценило фильм Бардема, удостоив его Золотого приза.

«Перед испанскими коммунистами, работающими в кино, сейчас стоит главная задача: помочь людям разобраться в сущности событий, которые происходят в стране. Этому будет посвящён и мой следующий фильм. Он расскажет о попытке антидемократического путча, предпринятой правыми в январе 1977 года. По стране прокатилась волна покушений: был похищен генерал-лейтенант, убиты двое полицейских, пятеро прогрессивных адвокатов. Но провокаторам не удалось поколебать политическое положение в стране. Я хочу подчеркнуть мысль о необходимости единства всех прогрессивных сил в борьбе за демократическое преобразование нашего общества», - сказал на прощанье Бардем.

И вот, два года спустя, режиссёр снова в Москве и знакомит нас со своим новым фильмом «Семь дней в январе».

Полные драматического напряжения дни переходного периода в Испании. Фалангисты уже не у власти, но они не хотят мириться с поражением, пытаются применить апробированную в Чили «стратегию напряжения»: путём террора поколебать положение демократического правительства, запугать левые силы. Бардем внимательно изучает тех, кто стремится остановить социальные и политические преобразования. Среди них и ветераны фалангистского движения, сеющие вокруг себя ядовитые семена фашистской идеологии; и отравленная ими молодёжь; и наставники нового поколения фашистов в ремесле убийства. Но самые опасные не они, - убеждает режиссёр, - а те, кто в тиши уютных гостиных разрабатывают направления ударов реакции. Внешне они весьма респектабельны – солидные люди с солидным положением, ценящие семейные традиции и обеспокоенные «падением нравов». Но режиссёр без нажима, но убедительно показывает, что под этой благопристойной оболочкой скрываются хищники, готовые на всё ради сохранения своих позиций в обществе. Даже собственные подручные для них только инструмент, который не жалко и выбросить, если он уже не годен.

Не сразу понимает истинное распределение ролей потомственный фалангист Луис Мария. Воспитанный в преклонении перед «образцом настоящего испанца» - отцом, расстрелянным республиканцами, - Луис Мария горит желанием внести свою лепту в борьбу за «восстановление былого величия Испании». Друзья, старшие «соратники», даже мать направляют его на путь террора. Юноша решает принять участие в убийстве адвокатов-коммунистов.

Эпизод убийства был одним из самых сложных для режиссёра. Ведь нужно было не просто показать сам факт убийства, но и дать ему нравственную оценку. И добиться того, чтобы эту оценку разделили и зрители. Бардем нашёл очень точное решение. Террористы врываются в помещение, сгоняют людей в угол. Сейчас должна произойти трагедия. Но мы её не увидим: за секунды до выстрелов Луис Мария не выдерживает и уходит, и камера сопровождает его. Всё, что осталось в нём от человека, восстаёт против убийства. В ужасе Луис Мария затыкает уши, закрывает глаза и словно захлёбывается в немом крике. Самая кровавая сцена не смогла бы придать эпизоду более эмоциональную окраску. Этот кадр стал своеобразным символом протеста против насилия.

… Потом я спросил режиссёра: не слишком ли много места он уделил психологии фашистов? «Я считаю, что нужно было углубиться в это, - ответил Бардем. - Потому что существует “повседневный” фашизм, “будничный” фашизм который не привлекает особого внимания, не вызывает у людей опасения. Но он может в любой момент вылиться в крайние формы. И об этом я считал необходимым сказать».

Убийцы надеялись запугать антифашистов. Но гибель адвокатов лишь сплотила прогрессивные силы. Похороны жертв террора вылились в грандиозную манифестацию Финальная часть фильма стада его апофеозом. Бардем нашёл великолепное образное выражение мысли «Когда народ един, он непобедим». Тысячи человеческих лиц, поднятые кверху сжатые кулаки и всюду красные гвоздики. Но произносится ни одного слова, но мы и без слов ощущаем чувства людей. И понимаем, что означают заключительные титры «На первых послефранкистских выборах в Кортесы крайне правые не получили ни одного мандата». В этот раз «они» не прошли.

«Семь дней в январе» был одним из самых ярких фильмов очень интересной программы Московского фестиваля 1979 года, и Бардему вновь был присуждён Золотой приз.

«“Семь дней в январе”, - говорил Бардем, - это фильм, о котором я мечтал всю свою творческую жизнь. Он открывает новую эру в моём творчестве: с падением франкизма я получил возможность обратиться к политическому кино. Свою следующую картину я хочу посвятить одной самых острых проблем современной Испании – проблеме безработицы».

Однако увидеть в 1981 году на очередном Московском фестивале фильм Бардема о проблеме безработицы не удалось. Как сказал сам режиссёр, ему не удалось «найти в капиталистической стране продюсера-капиталиста, который бы взялся финансировать фильм об одной из наиболее тяжёлых социальных болезней капиталистического общества».

«Я собирался начать работу над фильмом, посвящённым Гарсиа Лорке, но в это время болгары предложили мне принять участие в создании фильма о Георгии Димитрове, - поведал Бардем. - Это предложение отвечало моей позиции коммуниста, и я согласился. Фильм расскажет о двух годах жизни Димитрова – 1932 и 1933 – и будет называться «Предупреждение». Я считаю, что не бывает одинаковых исторических моментов, но есть международные ситуации очень близкие. Если сравнивать 1932-33 годы с настоящим временем, то мы увидим, что в Западной Европе вновь происходит возрождение реакционного духа. И я своим фильмом хочу напомнить о том, какими последствиями для человечества чревато наступление реакции. Если мы не сумеем сплотиться, выступить единым фронтом и отвратить угрозу будущему, то мир ждут очень тяжёлые времена».

Художник верно уловил нарастание угрозы нового наступления реакции. Но кто мог тогда предположить, что будет уничтожен главный оплот противостояния мировой реакции – социалистическая система и Советский Союз, и реакция сможет вести наступление столь бесцеремонно и с такой инфернальной жестокостью.

Виктор ВАСИЛЕНКО,

Белгород

 

на фото: ставший в конце 70-х знаменитым кадр из фильма «Семь дней в январе».

Хуан Антонио Бардем (крайний слева) беседует с советскими кинематографистами.





   

   

       
-Первую годовщину профсоюза «Правда» отметили с размахом в Белгороде- - ИА Бел.руПраздник проходил 19 августа на территории Пикник-парка в Соломино и собрал несколько тысяч белгородцев.
21.08.2017 ИА Бел.ру
Выставка исторической графики народного художника России А.Д. Шмаринова «Кто с мечом…» - Управление культуры18 августа 2017 года в Белгородском государственном литературном музее открылась выставка исторической графики народного художника России А.Д.
21.08.2017 Управление культуры
БГИИК поздравляет с юбилеем Виктора Ганженко - БГИИКРуководство Белгородского государственного института искусств и культуры, профессорско-преподавательский состав, сотрудники и студенты сердечно поздравляют с юбилеем профессора кафедры хореографического творчества, доцента,
21.08.2017 БГИИК
В Белгородском районе продолжили VI сезон творческих вечеров «Под дубом» вечером «Днем дружбы» - Совет муниципальных образованийВ соответствии с традицией творческих вечеров «Под дубом», участники и гости собрались на природе у многовекового дуба в лесопарковой зоне поселка Дубовое,
21.08.2017 Совет муниципальных образований
В Белгородском районе продолжили VI сезон творческих вечеров «Под дубом» вечером «Днем дружбы» - Администрация Белгородского районаВ соответствии с традицией творческих вечеров «Под дубом», участники и гости собрались на природе у многовекового дуба в лесопарковой зоне поселка Дубовое,
21.08.2017 Администрация Белгородского района
В Белгородском районе продолжили VI Сезон творческих вечеров «Под дубом» - Belnovosti.RuВ соответствии с традицией творческих вечеров «Под дубом», участники и гости собрались на природе у многовекового дуба в лесопарковой зоне посёлка Дубовое VI Сезон творческих вечеров «Под дубом» продолжили вечером «Дн
21.08.2017 Belnovosti.Ru
2 сентября в Белгородской области в 11-й раз откроется международный фестиваль славянской культуры "Хотмыжская осень" - Mediatron.RuГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества» сообщил, что 2 сентября открывается ХI Международный фестиваль славянской культуры «Хотмыжская осень», посвященный Году экологии в России.
19.08.2017 Mediatron.Ru
Грант на творчество - Газета Наш БелгородЗнай наших ! Экспертный совет по поощрению социальных , образовательных , информационных ,
18.08.2017 Газета Наш Белгород
Учителя и ученики - Газета Наш БелгородВернисаж Горожанам представили работы из собрания Сергея Андрияки ► Выставка «Связь поколений .
18.08.2017 Газета Наш Белгород
Под недремлющим оком - Газета Наш БелгородКонкурс В объективе - время , события , люди ► В Белгородской галерее фотоискусства им .
18.08.2017 Газета Наш Белгород
Выставка Историческую графику представят в литмузее ► Выставка народного художника России Алексея Шмаринова «Кто с мечом ...
18.08.2017 Газета Наш Белгород
В отдел полиции № 2 УМВД России по Белгороду поступило заявление от 32-летнего жителя областного центра.
21.08.2017 Belnovosti.Ru
Ликвидировали загорания в транспортных средствах - МЧС Белгородской областиНа минувшей неделе в области зафиксировано два случая загорания  транспортных средств.
21.08.2017 МЧС Белгородской области
Все пожары случились в частных домах. Так, 19-го августа на телефон единой службы спасения от очевидцев поступило сообщение о том, что в Старом Осколе в переулке Дзержинского произошло загорание в частном жилом доме.
21.08.2017 ИА Бел.ру
За совершение кражи
За совершение кражи Прокуратура Красненского района поддержала государственное обвинение по уголовному делу по п. «в» ч. 2 ст.
Газета Заря
793 преступления за полгода раскрыли старооскольские полицейские - БелПресса
793 преступления за полгода раскрыли старооскольские полицейские
Фото Наталии Козловой Об этом сообщил и. о. начальника Старооскольского УМВД Роман Емельянов на пресс-конференции 27 июля.
БелПресса
Как не стать жертвой мобильных мошенников
Как не стать жертвой мобильных мошенников      В связи с участившимися случаями мошенничества с банковскими картами, сотрудники ОМВД России предупреждают вас о совершении данных фактов!
Газета Заря
БГИИК поздравляет с юбилеем Виктора Ганженко - БГИИКРуководство Белгородского государственного института искусств и культуры, профессорско-преподавательский состав, сотрудники и студенты сердечно поздравляют с юбилеем профессора кафедры хореографического творчества, доцента,
21.08.2017 БГИИК
Выставка исторической графики народного художника России А.Д. Шмаринова «Кто с мечом…» - Управление культуры18 августа 2017 года в Белгородском государственном литературном музее открылась выставка исторической графики народного художника России А.Д.
21.08.2017 Управление культуры
В Белгородском районе продолжили VI Сезон творческих вечеров «Под дубом» - Belnovosti.RuВ соответствии с традицией творческих вечеров «Под дубом», участники и гости собрались на природе у многовекового дуба в лесопарковой зоне посёлка Дубовое VI Сезон творческих вечеров «Под дубом» продолжили вечером «Дн
21.08.2017 Belnovosti.Ru
Учителя и ученики - Газета Наш Белгород
Учителя и ученики
Вернисаж Горожанам представили работы из собрания Сергея Андрияки ► Выставка «Связь поколений .
Газета Наш Белгород
Грант на творчество - Газета Наш Белгород
Грант на творчество
Знай наших ! Экспертный совет по поощрению социальных , образовательных , информационных ,
Газета Наш Белгород
Под недремлющим оком - Газета Наш Белгород
Под недремлющим оком
Конкурс В объективе - время , события , люди ► В Белгородской галерее фотоискусства им .
Газета Наш Белгород
«Энергомаш» уступил «Арарату». «Мир Белогорья» вел прямую трансляцию встречи Фото: «Мир Белогорья»В пятницу на центральном городском стадионе Белгорода в присутствии более 9 тыс.
21.08.2017 Мир Белогорья
Волейболисты молодежной сборной России в третьем матче группового этапа чемпионата мира U-19 со счетом 3:0 обыграли Чили.
22.08.2017 ВК Белогорье
Молодёжная сборная России по волейболу одержала четвёртую победу подряд на чемпионате мира U23, который проходит в Каире (Египет) по экспериментальным правилам счёта:
22.08.2017 ВК Белогорье
В здоровом теле - здоровый дух - Газета Наш Белгород
В здоровом теле - здоровый дух
В Белгороде прошел большой спортивный праздник ► Во вторую суббот у августа в России традиционно отмечается День физкультурника .
Газета Наш Белгород
Первое поражение - Газета Наш Белгород
Первое поражение
  Футбол ► В подмосковном Раменском в минувшую пятницу прошёл матч четвертого тура первенства ПФЛ среди команд группы «Центр» .
Газета Наш Белгород
Историческая победа - Газета Наш Белгород
Историческая победа
Гандбол Белгородские студенты стали чемпионами России по пляжному гандболу Чемпионат России по пляжному гандболу финишировал на базе спорткомплекса БГТУ им .
Газета Наш Белгород
01 - РособрнадзорОбновлённый детский сад на 200 мест открылся в селе Бехтеевка Корочанского района.
21.08.2017 Рособрнадзор
Белгород готовится к осенне-зимнему периоду - Администрация городаВ администрации областного центра прошло оперативное совещание, на котором был рассмотрен вопрос о подготовке управления «Белгорблагоустройство» к содержанию города в осенне-зимний период 2017-2018 годов.
21.08.2017 Администрация города
обучение ребенка-аутиста - Мир БелогорьяВ Белгороде проведут обучение педагогов-наставников для детей с аутистическим расстройством Фото: «Мир Белогорья»В регионе продолжают внедрять методики инклюзивного образования.
22.08.2017 Мир Белогорья
Уважаемые студенты, преподаватели и сотрудники НИУ «БелГУ»! Примите поздравления с Днём Государственного флага России!
22.08.2017 БелГУ
Депутат Государственной Думы Валерий Скруг принял участие в торжественной церемонии вручения оборудования Дому культуры в селе Троицкое - Единая РоссияМузыкальные инструменты, световое оборудование, спортивные тренажеры и многое другое было приобретено в рамках проекта партии «Единая Россия» «Местный дом культуры».
21.08.2017 Единая Россия