Ракитянский почерк

  • Каждый может быть успешным

    «Это ведь наши дети, ради них мы и работаем», – сказала мне при встрече начальник управления образования Ракитянского района Е. Г. Власенко.

    Тут надо пояснить, что «наши дети» – это 3429 ракитянских школьников и 1380 воспитанников детских садов. Вырастить их здоровыми, образованными, достойными гражданами своей родины – задача приоритетная.

    В искренности слов Елены Григорьевны смогут убедиться участники выездного заседания коллегии областного департамента образования, которое пройдет в Ракитном на днях. Одна из тем повестки дня – формирование культуры здоровья у детей. Но коррес­понденту «Белгородской правды», движимому профессиональным любопытством, захотелось заранее узнать сек­реты «ракитянского почерка». Что такого особенного делается в районе для сохранения главного достояния – здо­ровья детей, физического и духовного? И хотя ракитянцы секретов не таят, рады и сами опытом поделиться, и у соседей поучиться, несколько открытий мне сделать удалось.

    Стрелки весов – показатель объективный

    Пожалуй, главный опыт, который представляет район, – создание системы межведомственного взаимодействия с социальными партнерами в сфере сохранения, укрепления здоровья детей, формирования здорового образа жизни в образовательных учреждениях. В минувшем году утверждена «дорожная карта» такого взаимодействия. Но много ли значил бы этот документ, если бы за ним не стояла команда единомышленников, нацеленных на общий результат? Именно такую команду удалось собрать заместителю главы администрации Ракитянского района по социально-культурному развитию и социальной защите населения Е. А. Чефоновой. В «дорожной карте» как по нотам расписаны действия руководителей всех задействованных в социальном парт­нерстве структур.

    И Елена Григорьевна Власенко, рассказывая о сотрудни­честве управления образования с Центральной районной больницей, с управлением физи­ческой культуры и спорта, с Ракитянской ДЮСШ, с управлением культуры и кинофикации, управлением ГИБДД, каждый раз добавляла: «Они нам очень здорово помогают».

    Так, например, специалисты Ракитянской ЦРБ не только проводят в школах и детских садах района медосмотры. Следить за состоянием здоровья позволяют «листы здоровья», заполняемые на каждого школьника в начале учебного года. Традиционными стали профилактические беседы специалистов ЦРБ с учащимися школ, родителями, педагогами. Темы таких лекций и «круглых столов» – самые актуальные. Вот например, серьезная проб­лема – избыточный вес у детей. «Толстячков», говорит Е. Г. Власенко, в районе вроде бы и немного – 300 ребят, но оставлять их без внимания все же нельзя. К вопросу подошли творчески: объявили среди образовательных учреждений конкурс проектов «Взвешенные дети».

    Каждая школа придумывает эффективные методы профилактики и избавления от лишнего веса. Это и работа с родителями, и пропаганда здорового питания, и разработка специальных физических упражнений. И все – совместно с медиками, с учетом их рекомендаций. А результат будет самым объективным – на весах в конце учебного года. И вообще организации питания в образовательных учреждениях района уделяется самое пристальное внимание. Межведомственная районная комиссия, контролирующая качество поставляемых в школы продуктов, с начала учебного года уже провела 12 проверок.

    Во всех поселковых школах, говорит Елена Григорьевна, работают Центры здоровья. Впрочем, сейчас этим трудно удивить. А вот наличием в каждой школе сенсорных комнат может похвалиться, наверное, не каждый район.

    Лучшая мода от главы района

    В Ракитянском районе создана, пожалуй, лучшая мода – мода на спорт. Да и могло ли быть иначе, если сам глава района В. Н. Перцев – кандидат в мастера спорта по дзюдо, а также заядлый хоккеист? Очень внимательно относится Владимир Николаевич к вопросу оснащения школ спортивным инвентарем: не только мячами и скакалками, но и хоккейным снаряжением, и даже картингами и байдарками. И нынешней зимой ракитянские школьники получили в подарок от районной администрации 150 пар лыж. А в Ракитянской средней школе № 3 имени Н. Н. Федутенко, между прочим, оборудованы скалодром и веревочный городок, где занимаются воспитанники секции спортивного туризма. В целом в районе создана хорошая инфраструктура для занятий физкультурой и спортом: в полную нагрузку работает бассейн в Ракитном, а совсем скоро откроется еще один – в поселке Пролетарский, ледовая арена «Дружба», четыре ФОКа, лыжная трасса в Юсуповском парке, детский оздоровительный лагерь имени А. Гайдара. В поселениях зимой для ребятни заливаются дворовые катки. Далеко за пределами родного края известны своими успехами ракитянские тхеквондисты.

    И потому множество возможностей социального парт­нерства предоставляет «дорожная карта» управлению образования и управлению физи­ческой культуры и спорта, а также местной ДЮСШ. В школах райо­на работают 18 тренеров-преподавателей спортшколы. А различные секции посещают в целом почти три тысячи ребят. Трудно перечислить все спортивные праздники, соревнования, которые проводятся в образовательных учреждениях постоянно в рамках межведомственного взаимодействия.

    Уже не первый год здесь проводятся спортивные субботы – в каждой школе в этот день ученики вместе с родителями и педагогами устраивают своего рода «веселые старты». А для большей ответственности глава райо­на назначил сотрудников администрации в качестве «субботних шефов» за школами. Шефы принимают самое непосредственное участие в спортивных состязаниях. И такими же обязательными в образовательных учреждениях района стали утренние физзарядки. «Мы никогда не отказывались от трех часов физкультуры в школьном расписании, – говорит Е. Г. Власенко. – Кроме этого, во время внеурочной деятельности обязательны динамические паузы на свежем воздухе».

    Все большую популярность приобретает здесь спортивный туризм. Заместитель директора Ракитянской ДЮСШ Н. В. Чепенко создала авторскую программу по развитию этого вида спорта. Вместе с руководителями секций ребята ходят в походы, которые не только закаляют физически, но и позволяют лучше узнать историю своего края.

    Есть жизнь без вредных привычек

    Неотъемлемой частью полноценного здоровья является здоровье духовное, убеждены ракитянцы. Большая воспитательная роль отводится возрождаемому здесь тимуровскому движению (которое сейчас принято называть волонтерским). В межведомственном взаимодействии с управлениями социальной защиты населения и Пенсионного фонда проводятся мероприятия по реализации проекта «Диалог поколений». Например, нынешней снежной зимой ракитянские школьники помогали пожилым односельчанам расчищать дворы от снега. Вот вам и физичес­кое воспитание, и нравственное... Всестороннему развитию подрастающего поколения способствует также и развитие кадетского движения, и здесь ракитянцам тоже есть чем похвалиться.

    Вместе с педагогами и спе­циа­листами районного управления культуры и кинофикации ракитянские школьники создают видеофильмы и слайды, посвященные пропаганде здорового образа жизни. Среди методов взаимодействия – биб­лиотечные уроки, конкурсы сочинений «Наша семья за здоровый образ жизни», родительские лектории «Семья без вредных привычек», районная акция «Всей семьей в бассейн», посещение школьниками духовно-нравственного просветительского центра «Русский мир» в селе Дмитриевка.

    А сотрудники районной ГИБДД разделяют с педагогами ответственность за безопасность юных ракитянцев на дорогах. Кроме всевозможных пропагандистских мероприятий, правоохранители организуют на местах работу «базовых» школ по профилактике детского дорожного травматизма, деятельность «Родительских патрулей» и «Кадетских классов по безопасности дорожного движения», разрабатывают безопасные маршруты в районах образовательных учреждений.

    Вообще, нужно заметить, что здоровьесберегающая составляющая органично вплетена здесь и в образовательный процесс, и во внеурочную деятельность. С прошлого года в районе действует проект «Здоровая школа», одна из главных задач которого – формирование у детей культуры здоровья, ответственности за него. Он затрагивает, пожалуй, все основные аспекты здоровьесбережения: гигиенические требования к учебной нагрузке и режиму дня, к объему домашних заданий; использование на уроках здоровьесберегающих технологий, в том числе по методике академика В. Ф. Базарного; работа по профилактике вредных привычек. Каждый современный учитель обязан владеть здоровьесберегающими технологиями, убеждена начальник районного управления образования.

    По проекту легко дышать

    Очень часто в нашей беседе с Е. Г. Власенко звучало слово «проект». Проектное управление дает результаты, констатирует Елена Григорьевна. Например, в минувшем году на базе школы № 3 имени Н. Н. Федутенко реализовался проект «Школьный парк здо­ровья». В числе прочего в его рамках в школе были организованы уроки на свежем воздухе. Внести коррективы в школьное расписание может только сильный мороз или проливной дождь. При благоприятных погодных условиях ученики с 5 по 8 класс обязательно один из уроков проводят на улице. А прилегающая к «уличным кабинетам» территория, надо заметить, усажена казацким можжевельником – растением неприхотливым и очень полезным. Успешный опыт «Школьного парка здоровья», кроме всего прочего, продемонстрировал, что для организации эффективной здо­ровьесберегающей среды не всегда нужны колоссальные финансовые затраты.

    Можно привести еще один пример – проект «Легко дышать», который в этом году начинает воплощаться на базе Центра развития ребенка – детского сада № 6 поселка Пролетарский. Качество воздуха в дошкольных учреждениях – воп­рос очень важный, ведь большую часть времени дошкольники проводят именно в помещении. И снова педагоги подошли к воп­росу творчески – нашли способ улучшать воздух в детском саду не только по­средством проветривания, увлажнения и ионизации, но и с помощью специальных сорбентов.

    А опытной площадкой для реализации муниципального проекта по созданию комплексной оздоровительной системы по закаливанию дошкольников, который так и называется «Здоровый дошкольник», стал Центр развития ребенка – детский сад № 7 поселка Ракитное. После окончания проекта комплексная система закаливания будет вводиться и в других дошкольных образовательных учреждениях.

    Нужно сказать, что ракитянские педагоги учат детей культуре здоровья на собственном примере. Район активно включился в региональный проект «Создание и организация работы центров культуры здоровья педагогов (на примере Грайворонского, Борисовского, Краснояружского, Ракитянского, Шебекинского, Прохоровского райо­нов)». И только в этом году ракитянская педагогическая сборная заняла первое место в областных соревнованиях по командной гимнастике.

    Для распространения лучшего опыта управление образования района объединило педагогов-новаторов в семь методических объединений. Вместе они создают общую методическую копилку, воспользоваться которой может каждый белгородский педагог. Этим опытом уже заинтересовался Белгородский институт развития образования.

    В пределах одной газетной публикации невозможно подробно рассказать о всей работе, проводимой в рамках межведомственного взаимодейст­вия социальных структур Ракитянского района. И это к лучшему: участникам выездного заседания коллегии департамента образования тоже предстоит сделать новые открытия в изучении ракитянского опыта.

    Школа – это радость

    С удовольствием я приняла предложение побывать в одном из образовательных учреждений Ракитянского района – МОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа № 1». Директор школы Е. И. Фролова и заместитель начальника управления образования Н. Ю. Якименко нашли время в плотном рабочем графике и провели для корреспондента областной газеты ознакомительную экскурсию.

    Коллектив школы – это 533 ученика, 37 педагогов и 25 человек вспомогательного и обслуживающего персонала. У этой большой школьной семьи есть не только свой герб, но и гимн, а в нем такие слова: «Школа – это радость». И похоже, коллективу удалось доказать: школа может быть территорией радос­ти новых открытий, общения с друзьями.

    Первая Пролетарская внесена в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России», лауреат Всероссийского конкурса «100 лучших школ России», занимает первое место по социально-экономи­чес­кому развитию среди образовательных учреждений района, да и в целом не счесть дос­тижений, которых достигла школа за свою 45-летнюю историю.

    Обустройство здесь продумано до мелочей, во всем чувствуется основательный хозяйский подход. Почетный работник общего образования Российской Федерации Елена Ивановна Фролова и сама училась в этой школе, а теперь вот уже десять лет возглавляет коллектив. Множество цветов на каждом этаже, оригинальные скамейки в коридорах, теплые оттенки красок на стенах – все это создает невероятно уютную атмосферу, которая решает важную задачу эстетического воспитания. А как приятно отдохнуть в зимнем саду школы, созданном по инициативе Управляющего совета учреждения. Кроме всего прочего, живые цветы положительно влияют на эмоциональное состояние детей, создают благоприятный психологический фон. Удивительно, но на переменах здесь звучит классическая музыка!

    Оформление каждой рекреации посвящено определенной теме – будь то правила пожарной безопасности, профилактика дорожно-транспортного травматизма или здоровое питание. В холлах стоят питьевые кулеры с одноразовыми стаканчиками, тут же – раковины с горячей и холодной водой, всегда есть возможность помыть руки. На каждом этаже установлены теннисные столы, доступны настольные игры – на переменах школьники проводят время с пользой.

    Школа успешно реализует региональные, муниципальные и школьные проекты «Здоровое поколение», «Центр культуры здоровья педагогов», «Разговор о правильном питании», в рамках которых тесно взаимо­действует с социальными парт­нерами.

    Особое внимание уделяют здесь духовному здоровью детей, богатым источником которого являются книги. Фонд школьной библиотеки насчитывает более 19700 экземпляров, а также более 70 электронных изданий учебного назначения. Настоящая кладовая для любителей чтения. По инициативе Совета старшеклассников в школе создан «Уголок читателя», который никогда не пустует. Традиционными стали здесь Неделя детской книги, смотр-конкурс «Самый читающий класс», «Лучший читатель года».

    Дети, говорит Елена Ивановна, бережно относятся к своему школьному дому, не портят окружающую их красоту. Впрочем, они учатся в родных стенах создавать красоту своими руками. Нужно сказать и о том, что Пролетарская средняя общеобразовательная школа № 1 является Ресурсным центром по обучению таким профессиям, как швея, водитель транспортных средств категории «В» и токарь.

    Не пустуют классы после уроков

    К тому часу, когда я приехала сюда, уроки уже закончились: все школы Ракитянского района работают в одну смену. Но первая Пролетарская не пустовала. В кабинетах еще задержались ученики начальных классов в группах продленного дня, ребята постарше занимались в кабинете хореографии танцами, в спортзале проходили занятия спортивных секций.

    Доброй традицией здесь стал школьный хореографический фестиваль, которому исполнилось более 40 лет: каждый класс готовит выступления к этому яркому празднику, зрителями которого становятся все жители поселка. А занятия танцами, как известно, – хорошая профилактика нарушений осанки у детей.

    В образовательном процессе, рассказывает директор, активно используются здоровье­сберегающие технологии, в том числе по методике академика В. Ф. Базарного. Обязательны здесь динамические паузы на свежем воздухе, всевозможные внутришкольные спортивные состязания и, конечно, как во всех ракитянских школах, – спортивные субботы и утренние физзарядки. Оснащенности спортивного зала этой поселковой школы могут позавидовать некоторые общеобразовательные учреждения областного центра. Есть у школы и свое научное общество – «Исследователи», уже седьмой год объединяющее талантливых и пытливых ребят. Вместе со своими наставниками они работают над различными научными темами, среди которых – и тема здоровьесбережения.

    В школе создана психолого-педагогическая служба, функ­ционирует психолого-медико-педагогический консилиум. С 2012 года реализуется целевая программа «Доступная среда». Оформлен и оснащен кабинет коррекционно-развивающего обучения с сенсорным интерактивным оборудованием, который состоит из различных зон: игровой, зоны для индивидуальных и групповых занятий с обучающимися, зоны релаксации. Занятия, проводимые в кабинете, направлены на реализацию рекомендаций Индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов, проводятся занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Используется здесь ароматерапия, музыкотерапия. Этот кабинет с удовольствием посещают и здоровые дети, и сами учителя.

    Даже в нынешний эпидемиологический период заболеваемость в школе не превысила двух процентов, замечает Е. И. Фролова. Не пришлось уходить на карантин благодаря активным методам комплексной профилактики, в числе которых – соблюдение режима проветривания, частые влажные уборки, разъяснительная работа с родителями и, конечно, включение овощей и фруктов в ежедневное школьное меню. Плюс ко всему, добавляет Елена Ивановна, здание школы довольно большое, нет скученности, а начальные классы расположены в отдельном корпусе. Думается, это результат комплексного подхода к здоровьесберегающей деятельности.

    В первой Пролетарской умеют радоваться успехам, большим и малым. Есть здесь свое «Дерево успеха», на котором, словно ветки, вырастают новые и новые плоды достижений коллектива. Есть Доска почета – как для педагогов и обслуживающего персонала, так и для отличившихся учеников, и даже своя Книга спортивных рекордов. Ведь не зря девиз Пролетарской средней общеобразовательной школы № 1 – «Каждый может быть успешным!».

     

     

     

    Автор: 

    Н. КАЛИЕВА.

     
    По теме
    Фото: Министерство по делам молодёжи Белгородской области По словам главы региона, перед властями стоит задача сформировать чёткую систему добровольческой деятельности,
    Сразу три пункта приема гуманитарной помощи для жителей приграничных регионов Белгородчины развернуты в Старом Осколе — в ЦМИ, Управлении соцзащиты и в ФОКе «МИСИС».
    28 марта в отделении временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов МБСУСОССЗН «КЦСОН Волоконовского района» состоялась лекция «Что такое туберкулез.
    Мэр города поручил рабочим уделить больше внимания содержанию остановок общественного транспорта Наталия ИЛЮШНИКОВА Мэр города поручил рабочим уделить больше внимания содержанию остановок общественного транспорта В
    Татьяна Киричкова: «Золотая свадьба – настоящий праздник любви, мудрости и счастья» - Сетевое издание Ровеньская нива Фото: Татьяна Киричкова Сегодня в Центре культурного развития в торжественной обстановке поздравления принимали пары, отмечающие «золотой юбилей» совместной жизни.
    Сетевое издание Ровеньская нива
    VSH_3038.jpg - Губернатор и правительство Основная тема обсуждения — условия ведения бизнеса в текущей оперативной обстановке  «Последние три недели были тяжелыми для города Белгорода, Белгородского района, Грайворонского округа, для всех нас,
    Губернатор и правительство
    Бронхиальная астма у детей, "Холодовая цепь" как неотъемлемая составляющая безопасности иммунизации, особо опасные инфекции.
    Детская поликлиника №3 г. Старого Оскола
    День работника культуры - ЦБС Ракитянского района Сегодня состоялось мероприятие, приуроченное к празднованию Дня работника культуры.
    ЦБС Ракитянского района
    В музее Первой конной армии - Центр соцобслуживания населения В рамках реализации  национального проекта «Демография»  федерального проекта «Старшее поколение»  и пилотного проекта  на территории Белгородской области по созданию системы долговременного ухода,
    Центр соцобслуживания населения