Итоги «горячей линии» по вопросам защиты прав потребителей при пользовании услугами такси
В преддверии новогодних праздников Управлением Роспотребнадзора по Белгородской области (далее – Управление) совместно с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» (далее – Центр) проведено тематическое консультирование граждан по вопросам защиты прав потребителей при пользовании услугами такси.
В адрес Управления Роспотребнадзора по Белгородской области в 2017 году по вопросам правового регулирования перевозки пассажиров и багажа легковым таксипоступило 4 письменных обращения. Все обращения потребителей рассмотрены в соответствии с компетенцией Роспотребнадзора в установленный законом срок.
В рамках проведения «горячей линии» по телефону поступило 72 обращения по следующим вопросам:
Всем потребителям даны консультации и разъяснения.
В сезон новогодних праздников, услуги такси особенно актуальны. А недостатки в работе таксомоторов чреваты наиболее весомыми убытками - в первую очередь опозданием на поезд, самолет и т.д. Как же пассажирам воспользоваться своими правами и добиться компенсаций в случае нарушений?
Вопрос: Какие документы должны выдать в подтверждении оплаты такси?
Ответ: Согласно п.111 Правилперевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N112, в подтверждении оплаты за пользование такси Вам должны выдать кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, содержащими:
- наименования, серию и номер квитанции на оплату пользования такси н
-наименование исполнителя (наименование, адрес, номер телефона, ИНН):
- стоимость пользования легковыми такси (при использовании таксометра указывают его показания);
-фамилия, имя, отечество и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов.
Вопрос: Если такси не пришло в назначенное время, какую компенсацию можно потребовать?
Ответ: Права пассажира при задержке такси регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «потребителей» (далее – Закон). Потребитель вправе потребовать от таксомоторной фирмы следующие виды компенсаций:
- неустойка за нарушения срока оказания услуги. Согласно пункту 5 статьи 28 Закона за каждый час просрочки начисляется пеня в размере 3% стоимости услуги. При этом максимальный размер неустойки не может превысить общей стоимости услуги. Обратите внимание: неустойка считается до тех пор, пока не будет предоставлена услуга (то есть пока машина не подъедет) либо — пока потребитель не откажется от заказа;
- полное возмещение убытков, причиненных просрочкой оказания услуги (на основании пункта 1 статьи 28 Закона). В убытки может включаться стоимость авиаперелета или железнодорожного билета, если из-за опоздания такси потребитель не успел на свой самолет или поезд; стоимость дней пребывания в отеле, туристической программы, сорвавшихся из-за невозможности своевременного прибытия; упущенную выгоду, если сорвались важные встречи и т.д;
- компенсация морального вреда (статья 15 закона). Сумма определяется, исходя из степени нравственных и физических страданий, причиненных некачественным оказанием услуги потребителю.
Вопрос: Можно ли в такси провозить багаж?
Ответ: В соответствии с Правиламиперевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N112, влегковом такси разрешается провозить в качестве ручной клади вещи, которые свободно проходят через дверные проемы, не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида. Багаж перевозится в багажном отделении легкового такси. Габариты багажа должны позволять осуществлять его перевозку с закрытой крышкой багажного отделения.
В легковых такси запрещается перевозка зловонных и опасных (легковоспламеняющихся, взрывчатых, токсичных, коррозионных и др.) веществ, холодного и огнестрельного оружия без чехлов и упаковки, вещей (предметов), загрязняющих транспортные средства или одежду пассажиров. Допускается провоз в легковых такси собак в намордниках при наличии поводков и подстилок, мелких животных и птиц в клетках с глухим дном (корзинах, коробах, контейнерах и др.), если это не мешает водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида.
О фактах нарушения прав потребителей при оказании услуг такси потребитель может обратиться в Управление по телефону Общественной приемной Управления: 8 (4722) 34-41-35 или 88002220431 , а также по средствам размещения в соответствующем разделе официального интернет-сайта Управления ( http://31.rospotrebnadzor.ru ), на адрес электронной почты Управления ( orgotd@31.rospotrebnadzor.ru ) или по адресу: г. Белгород, ул. Железнякова, 2.
Консультацию по вопросам защиты прав потребителей потребитель может получить в Консультационном центре для потребителейв ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области», расположенном по адресупо адресу г. Белгород, ул. Губкина, д. 48, а также по телефону: тел. 51-98-72.