Правила продажи потребительских товаров и оказания различных возмездных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет
Продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо на фотоснимках, посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром. Продажа товаров через интернет-магазины относится к дистанционному способу продажи и осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1, Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 №612. Настоящие Правила не применяются в отношении работ (услуг), за исключением работ (услуг), выполняемых (оказываемых) продавцом в связи с продажей товаров дистанционным способом.
Не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации:
Информация, размещенная на сайте интернет-магазина является публичной офертой товара. Это означает, что продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в его описании.
При принятии решения о покупке товара дистанционным методом особое внимание следует уделить информации, которую предоставляет продавец о себе, о товаре и об условиях покупки.
До заключения договора купли-продажи продавец должен предоставить покупателю следующую информацию :
После того, как вами заявлено согласие о приобретении товара, а продавцом подтвержден заказ, продавец не вправе изменять условия договора – то есть цену или условия приобретения.
Продавец в момент доставки товара обязан довести до сведения покупателя в письменной форме следующую информацию (для импортных товаров – на русском языке):
Если приобретаемый вами товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток, то продавцом должна быть предоставлена об этом информация.
Поскольку передача товара, проданного дистанционным способом, осуществляется, как правило, в месте нахождения покупателя, то стоит обратить внимание на предлагаемые условия доставки :
Обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара, возникают с момента получения продавцом соответствующего сообщения покупателя о намерении заключить договор.
Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
Покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара. Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца. Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.
За 2016 г. в Управление Роспотребнадзора по Белгородской области (далее-Управление) от потребителей поступило 53 жалобы на нарушение их прав при продаже товаров дистанционным способом. По результатам рассмотрения по 43 обращениям заявителям даны письменные ответы с разъяснениями их прав, 4 обращения направлены для рассмотрения по подведомственности, 1 материал был направлен для возбуждения уголовного дела, 2 обращения явились основанием для проведения внеплановых проверок, по 1-му проведено административное расследование, выявлены нарушения Правил продажи товаров дистанционным способом и включение в договор условий, ущемляющих права потребителей. По фактам выявленных нарушений вынесены постановления о наложении штрафных санкций в соответствии с КоАП РФ на сумму 56 тыс. рублей.
По нарушениям прав потребителей, допущенным в сфере дистанционной продажи в 2016 году Управлением подано 23 иска в суд в защиту прав потребителей, из которых 11 исков в защиту прав неопределенного круга лиц «О признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено» – рассмотрено и удовлетворено 10 исков. Иск в защиту конкретного потребителя Управлением подан в связи с нарушением продавцом сроков доставки мобильного телефона посредством сети «Интернет», требования Управления судом удовлетворены, в пользу потребителя присуждено 15.8 тыс. рублей. Кроме того даны два заключения по иску потребителей, судом в пользу потребителей присуждено 150 тыс. рублей.