Повисли арками мосты...

Повисли арками мосты...
Повисли арками мосты...
Повисли арками мосты...
Повисли арками мосты...
Фото: www.belnovosti.ru

К 160-летию со дня рождения Лавра Проскурякова

► Имя Лавра Дмитриевича Проскурякова прочно вошло в историю русской инженерной науки. Каждый новый проект, разработанный талантливым инженером, представлял собой прорыв в отечественном и мировом мостостроении. Его оригинальные, смелые новаторские идеи признаны классикой инженерного искусства. На протяжении всей творческой жизни Лавр Проскуряков оставался первооткрывателем и первопроходцем.

Ценю мостостроителей искусство,

Их мужество, талант и мастерство.

С. Цванг

Сын священника

В семье священника Димитрия Проску­рякова из села Борисовки, что в несколь­ких верстах от Валуек, 30 августа 1858 года родился сын. Крещение младенца пришлось на праздник святых мучени­ков Флора и Лавра, и отец назвал сына по святцам - Лавром. У отца Димитрия с матушкой Параскевой было восемнад­цать детей. В многодетных семьях на Руси, чтобы оторваться от земли и посвя­тить себя какой-либо деятельности, надо было обладать недюжинными способно­стями. И Лавр Дмитриевич ими обладал, что сразу же бросилось в глаза первым его учителям. В местной сельской школе и позднее в Валуйках Проскуряков по­казывал блестящие результаты в учебе, особенно интересовался естествознани­ем, математикой, физикой.

Это и определило его поступление в Институт инженеров путей сообщения Александра I - одно из крупнейших учеб­ных заведений страны, где формирова­лась русская инженерная мысль. Главное внимание в институте уделялось матема­тическим дисциплинам, начертательной геометрии, черчению, где студент Про­скуряков демонстрировал прекрасные успехи. Но наибольший интерес прояв­лял к строительной механике и проекти­рованию мостов.

Первооткрыватель

Завершив учебу, Лавр Проскуряков несколько лет служил в Министерстве путей сообщения. Он ездил по стране, изучал практику железнодорожного стро­ительства, пробовал себя в инженер­ном творчестве. Сразу после окончания института Лавр Дмитриевич приступил к проектированию мостов. Первые два проекта мостов через реку Западный Буг Проскуряков составил в 1885 году, где предложил принципиально новую кон­струкцию ферм, что делало мост эконо­мически более выгодным. В 1888 году по его проекту был построен мост через реку Сулу на железной дороге Ромны-Кременчуг. Новация Проскурякова ос­новывалась на точном применении рас­четных методов. Это стало началом для совершенно нового направления при проектировании железнодорожных мо­стов в России.

В 1891 году Лавр Дмитриевич бле­стяще защитил диссертацию по расчету сквозных ферм, получившую высокое признание коллег.

Главная стройка империи

Главным воплощением русской тех­нической мысли конца XIX века стало строительство в тяжелых климатических условиях Великого Сибирского пути - Транссиба, соединяющего европейскую часть России с Сибирью и Дальним Восто­ком. Эта дорога должна была связать Че­лябинск и Владивосток с помощью двад­цати восьми мостов через Обь, Енисей, Амур, Иртыш, Томь. Здесь, на главной стройке империи, ярко и полно раскрылся гений нашего земляка. Все научно-прак­тические изыскания Проскурякова были направлены на создание идеального мо­стового сооружения. И оно родилось. Это был построенный по его расчетам много­километровый мост через могучий Ени­сей.

 

Проект моста через крупнейшую во­дную артерию Сибири - Енисей, был раз­работан Л.Д. Проскуряковым в 1895 году, и уже в 1896-м началось строительство железнодорожного моста, который про­извел фурор в научно-технической среде. Он стал крупнейшим мостом в Российской империи на то время.

На Всемирной промышленной выстав­ке в 1900 году в Париже за Енисейский мост Лавр Дмитриевич Проскуряков был удостоен Большой золотой медали. Сам Густав Эйфель рукоплескал инженеру из России. Это была победа русской науки и техники. Мост простоял больше века и выдержал нагрузки не только от поездов XIX столетия, но и составов века XX, пре­вышающих по весу своих предшественни­ков в двадцать раз. Министерство культу­ры РСФСР признало Енисейский мост в 1986 году памятником инженерной стро­ительной техники и отечественной архи­тектуры, а в 2001 году он был внесен в предварительный список всемирного на­следия человечества ЮНЕСКО как «вер­шина человеческой инженерной мысли», которое открыло новую эпоху в мировом мостостроении.

По типу Енисейского Проскуряков спро­ектировал мосты через Оку (Каширский железнодорожный мост) и Волхов (на Пе­тербургско-Вологодской железной доро­ге) и через Волгу у Казани, мост через Зею и Черемшанку на ветке Тюмень - Омск.

Гений русского инженера

Строительство Великого Сибирского пути подходило к концу, оставалось по­строить мост через Амур. По протяженно­сти это был самый длинный мост в Евра­зии. На его строительство ушло 17 800 тонн металла и 13,5 миллиона рублей - огромная сумма по тем временам. С открытием моста через Амур в 1916 году Великий Сибирский путь был завершен. А мост стали называть «Амурским чудом».

Кроме мостов Лавр Дмитриевич уча­ствует в создании других инженерных объектов. Так, стропильные перекрытия пассажирского здания Московско-Курской железной дороги поддерживались фер­мами по типу мостовых, которые сделал Проскуряков. И все-таки главным в его работе оставались мосты. В 1905-1907 годах он создает два шедевра, которые в наши дни признаны историческими па­мятниками. Это арочные однопролетные мосты через Москву-реку - Андреевский и Краснолужский.

Мастер сумел соединить смелое нова­торство и строгое математическое реше­ние с красотой и изяществом . Оба моста и сейчас остаются достопримечательно­стью столицы.

Знания и опыт инженера-мостостро- ителя оказались востребованы и после революции, когда он преподавал в Мо­сковском институте инженеров путей со­общения.

Последним творением мастера стал Сабуровский мост на Москве-реке в 1924 году. В 1926 году в возрасте 68 лет Лавр Дмитриевич Проскуряков скончался, и был похоронен на Новодевичьем кладби­ще.

Его труды и разработки актуальны до сих пор. Его методы преподавания строи­тельной механики используются в совре­менных вузах, он по праву признан пионе­ром русской науки о мостах, выдающимся ученым и педагогом-новатором.

На родине помнят своего великого зем­ляка. Именем Проскурякова названа ули­ца в Белгороде.

Людмила ЛОБОВА, главный библиотекарь отдела производственной литературы Белгородской универсальной научной библиотеки

ФОТО ИЗ АРХИВА БИБЛИОТЕКИ

 

 
По теме
Управление Госавтоинспекции УМВД России по Белгородской области напоминает о порядке получения и замены водительского удостоверения, а также прекращения регистрации транспорта для граждан.
Управление Госавтоинспекции УМВД России по Белгородской области напоминает о порядке получения и замены водительского удостоверения, а также прекращения регистрации транспорта для граждан.
ГИБДД
В Белгородской области юные помощники автоинспекторов напомнили о дорожной безопасности прохожим - ГИБДД В Губкине воспитанники детских садов – юные помощники Госавтоинспекции вышли на улицы города «шагающим автобусом», чтобы напомнить прохожим о дорожной безопасности.
ГИБДД
Неделя профилактики туберкулеза - Центральная районная больница Вопреки распространённому представлению, туберкулёз далеко не всегда проявляется надсадным кашлем и кровохарканьем.
Центральная районная больница
Румяная Масленица - Центр соцобслуживания населения Декорирование доставляет радость, создает положительный эмоциональный настрой.
Центр соцобслуживания населения