К 160-летию со дня рождения Лавра Проскурякова
► Имя Лавра Дмитриевича Проскурякова прочно вошло в историю русской инженерной науки. Каждый новый проект, разработанный талантливым инженером, представлял собой прорыв в отечественном и мировом мостостроении. Его оригинальные, смелые новаторские идеи признаны классикой инженерного искусства. На протяжении всей творческой жизни Лавр Проскуряков оставался первооткрывателем и первопроходцем.
Ценю мостостроителей искусство,
Их мужество, талант и мастерство.
С. Цванг
Сын священника
В семье священника Димитрия Проскурякова из села Борисовки, что в нескольких верстах от Валуек, 30 августа 1858 года родился сын. Крещение младенца пришлось на праздник святых мучеников Флора и Лавра, и отец назвал сына по святцам - Лавром. У отца Димитрия с матушкой Параскевой было восемнадцать детей. В многодетных семьях на Руси, чтобы оторваться от земли и посвятить себя какой-либо деятельности, надо было обладать недюжинными способностями. И Лавр Дмитриевич ими обладал, что сразу же бросилось в глаза первым его учителям. В местной сельской школе и позднее в Валуйках Проскуряков показывал блестящие результаты в учебе, особенно интересовался естествознанием, математикой, физикой.
Это и определило его поступление в Институт инженеров путей сообщения Александра I - одно из крупнейших учебных заведений страны, где формировалась русская инженерная мысль. Главное внимание в институте уделялось математическим дисциплинам, начертательной геометрии, черчению, где студент Проскуряков демонстрировал прекрасные успехи. Но наибольший интерес проявлял к строительной механике и проектированию мостов.
Первооткрыватель
Завершив учебу, Лавр Проскуряков несколько лет служил в Министерстве путей сообщения. Он ездил по стране, изучал практику железнодорожного строительства, пробовал себя в инженерном творчестве. Сразу после окончания института Лавр Дмитриевич приступил к проектированию мостов. Первые два проекта мостов через реку Западный Буг Проскуряков составил в 1885 году, где предложил принципиально новую конструкцию ферм, что делало мост экономически более выгодным. В 1888 году по его проекту был построен мост через реку Сулу на железной дороге Ромны-Кременчуг. Новация Проскурякова основывалась на точном применении расчетных методов. Это стало началом для совершенно нового направления при проектировании железнодорожных мостов в России.
В 1891 году Лавр Дмитриевич блестяще защитил диссертацию по расчету сквозных ферм, получившую высокое признание коллег.
Главная стройка империи
Главным воплощением русской технической мысли конца XIX века стало строительство в тяжелых климатических условиях Великого Сибирского пути - Транссиба, соединяющего европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком. Эта дорога должна была связать Челябинск и Владивосток с помощью двадцати восьми мостов через Обь, Енисей, Амур, Иртыш, Томь. Здесь, на главной стройке империи, ярко и полно раскрылся гений нашего земляка. Все научно-практические изыскания Проскурякова были направлены на создание идеального мостового сооружения. И оно родилось. Это был построенный по его расчетам многокилометровый мост через могучий Енисей.
Проект моста через крупнейшую водную артерию Сибири - Енисей, был разработан Л.Д. Проскуряковым в 1895 году, и уже в 1896-м началось строительство железнодорожного моста, который произвел фурор в научно-технической среде. Он стал крупнейшим мостом в Российской империи на то время.
На Всемирной промышленной выставке в 1900 году в Париже за Енисейский мост Лавр Дмитриевич Проскуряков был удостоен Большой золотой медали. Сам Густав Эйфель рукоплескал инженеру из России. Это была победа русской науки и техники. Мост простоял больше века и выдержал нагрузки не только от поездов XIX столетия, но и составов века XX, превышающих по весу своих предшественников в двадцать раз. Министерство культуры РСФСР признало Енисейский мост в 1986 году памятником инженерной строительной техники и отечественной архитектуры, а в 2001 году он был внесен в предварительный список всемирного наследия человечества ЮНЕСКО как «вершина человеческой инженерной мысли», которое открыло новую эпоху в мировом мостостроении.
По типу Енисейского Проскуряков спроектировал мосты через Оку (Каширский железнодорожный мост) и Волхов (на Петербургско-Вологодской железной дороге) и через Волгу у Казани, мост через Зею и Черемшанку на ветке Тюмень - Омск.
Гений русского инженера
Строительство Великого Сибирского пути подходило к концу, оставалось построить мост через Амур. По протяженности это был самый длинный мост в Евразии. На его строительство ушло 17 800 тонн металла и 13,5 миллиона рублей - огромная сумма по тем временам. С открытием моста через Амур в 1916 году Великий Сибирский путь был завершен. А мост стали называть «Амурским чудом».
Кроме мостов Лавр Дмитриевич участвует в создании других инженерных объектов. Так, стропильные перекрытия пассажирского здания Московско-Курской железной дороги поддерживались фермами по типу мостовых, которые сделал Проскуряков. И все-таки главным в его работе оставались мосты. В 1905-1907 годах он создает два шедевра, которые в наши дни признаны историческими памятниками. Это арочные однопролетные мосты через Москву-реку - Андреевский и Краснолужский.
Мастер сумел соединить смелое новаторство и строгое математическое решение с красотой и изяществом . Оба моста и сейчас остаются достопримечательностью столицы.
Знания и опыт инженера-мостостро- ителя оказались востребованы и после революции, когда он преподавал в Московском институте инженеров путей сообщения.
Последним творением мастера стал Сабуровский мост на Москве-реке в 1924 году. В 1926 году в возрасте 68 лет Лавр Дмитриевич Проскуряков скончался, и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Его труды и разработки актуальны до сих пор. Его методы преподавания строительной механики используются в современных вузах, он по праву признан пионером русской науки о мостах, выдающимся ученым и педагогом-новатором.
На родине помнят своего великого земляка. Именем Проскурякова названа улица в Белгороде.
Людмила ЛОБОВА, главный библиотекарь отдела производственной литературы Белгородской универсальной научной библиотеки
ФОТО ИЗ АРХИВА БИБЛИОТЕКИ