Вниманию потребителей: о дорогостоящей посуде, реализуемой в кредит

Вниманию потребителей: о дорогостоящей посуде,  реализуемой в кредит

Управление Роспотребнадзора по Белгородской области (далее – Управление) предупреждает потребителей о широком распространении недобросовестных практик заключения договоров купли-продажи дорогостоящей посуды.

В обращениях потребителей, поступающих в Управление, как правило, указывается на нижеследующее.

Потребителя приглашают на бесплатную презентацию посуды, в ходе которой проводят демонстрацию «необыкновенных» свойств посуды, в которой молниеносно готовятся различные блюда. Восхищенным зрителям предлагают приобрести наборы чудо-кастрюль, сковородок, сотейников.    Разрекламировав «удивительную» посуду и продемонстрировав приготовление в ней самых разнообразных блюд, продавцы занимаются агрессивным маркетингом и принуждают людей заключать договоры купли-продажи и кредитные договоры на покупку дорогостоящей посуды.

Подобные договоры часто сознательно заключаются с использованием факторов (шумные, душные помещения, громкая или, напротив, успокаивающая музыка, использование ароматических средств и т.п.), которые отвлекают внимание потребителей, не дают им сосредоточиться, реально оценить потребительскую ценность и нужность предлагаемых товаров и услуг, соотнести их со своими финансовыми возможностями. Договорная документация по таким сделкам может носить сложный и запутанный характер, часть важной информации выносится в приложения либо «растворяется» в середине многостраничного договора, при этом используются специальные и непонятные потребителю термины. Одновременно потребителя торопят с подписанием договора, предлагают подписать документы после устного описания их содержания, изложенного мелким шрифтом.

Стоимость соответствующих товаров, как правило, во много раз превышает финансовые возможности клиентов (может доходить до 100-150 тыс. руб.), в связи с чем им предлагается для оплаты заключить кредитный договор, а приглашение на презентацию сопровождается настойчивой рекомендацией иметь при себе паспорт (который необходим для оформления кредита).

Традиционно под воздействие недобросовестных практик попадают доверчивые потребители, а также люди пожилого возраста. После общения с родственниками и близкими людьми, а также внимательного ознакомления с условиями заключенных договоров (кредитного, купли-продажи) и ценами на аналогичные товары многие потребители пытаются расторгнуть заключенные договоры, на что, как правило, встречают категорический отказ со стороны продавца.

Таким образом, несмотря на то, что потребитель вправе отказаться от договора купли-продажи, в том числе заключенного под влиянием заблуждения (неполучения всей необходимой информации о товаре), на практике это оказывается сделать непросто.

Недобросовестными продавцами и исполнителями используется целый ряд юридических уловок, которые существенно затрудняют достижение положительного исхода: представители продавца или исполнителя услуг отказываются получать письменные претензии и жалобы, в договорах не указывается действительный (реальный) адрес хозяйствующего субъекта, договорам присваиваются несвойственные названия, затрудняющие их идентификацию.

Фиксируя соответствующие обращения, Управление старается не только разъяснить гражданам их права и порядок судебной защиты таких прав, но и оказать действенную помощь, направленную на возврат денежных средств, например, вступая в судебный процесс для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей на основании ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также п. 5 ст. 40 Закона «О защите прав потребителей».

Управлением в отношении ООО «ЭКО ЛАЙФ» и ООО «ЭКО ЛАЙФ СТАР» поданы в судебные органы исковые заявления в защиту неопределенного круга лиц с требованием о прекращении противоправных действий по продаже посуды без информации о товарах и их изготовителях на русском языке, об основных потребительских свойствах товаров, правилах и условиях эффективного и безопасного использования товаров, требования Управления судом удовлетворены (с решениями суда по делам можно ознакомиться на сайте   http://sverdlovsky.blg.sudrf.ru).

Управление рекомендует:

  • не торопиться с принятием решения о покупке посуды, оставив себе время для оценки потребности в использовании предлагаемых товаров и наличия финансовой возможности их оплаты, в том числе с учетом мнения членов семьи;
  • не подписывать предлагаемые документы (договор, соглашение, заявления, анкеты, акты, спецификацию на товар, заявление на получение кредита и т.п.), не прочитав и не поняв предварительно их содержание;
  • иметь в виду, что, подписывая кредитный договор (заявление на получение кредита, график погашения кредита и т.п.), потребитель связывает себя договорными обязательствами с банком, что означает необходимость последующего погашения суммы кредита и уплаты процентов даже в том случае, если продавцу или исполнителю заявлено требование о расторжении договора и возврате денежных средств;
  • помнить, что потребитель свободен в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается.
  • Управление напоминает:

    Согласно статье 25 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» , требование покупателя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеются доказательства приобретения товара у данного продавца. Потребитель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему кухонной посуды обменять ее в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом. При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара, покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.

    Любые продовольственные и непродовольственные товары ненадлежащего качества можно вернуть или обменять в соответствии с правилами, закрепленными в статье 18 Закона «О защите прав потребителей» .

    В соответствии со статьей 12 Закона «О защите прав потребителей» если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При этом пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

     
    По теме
    На эти цели можно израсходовать 5% от выплаты на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности Программа «Содействие» реализуется в регионе по инициативе губернатора Вячеслава Гладкова.
    VSH_3038.jpg - Губернатор и правительство Основная тема обсуждения — условия ведения бизнеса в текущей оперативной обстановке  «Последние три недели были тяжелыми для города Белгорода, Белгородского района, Грайворонского округа, для всех нас,
    Губернатор и правительство
    «Наш парк самый красивый и крутой!». - Корочанский район Такие эмоции испытали участники акции «Марафон достижений» в Корочанском районе «Марафон достижений» позволяет презентовать новые благоустроенные пространства в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городс
    Корочанский район
    Уборка памятников - Управление образования Уборка памятников-неотъемлемая часть мероприятий по сохранению исторического наследия.
    Управление образования