Виктор Василенко: в поисках выхода из капиталистического тупика





Виктор ВАСИЛЕНКО,

Белгород



1

 

Уже в ХХ веке, с пониманием того, что капиталистический путь развития ведёт в тупик, к западным специалистам пришло желание найти выход из тупика, альтернативный тому, который предлагали коммунисты. Рассмотрим некоторые варианты, имеющие достаточно большое число сторонников.

Некоторые специалисты тешат себя и других надеждой, что капиталистическую систему можно оздоровить, не меняя её сути. Именно эту идею проповедуют многочисленные поборники социал-демократических преобразований общества.

Например, французский экономист Мишель Альбер, резко критикуя американскую модель капитализма и доказывая её губительный характер, противопоставил ей в своей книге «Капитализм против капитализма» именно социал-демократическую «Рейнскую модель». При этом он подчеркнул, что «нет никаких сомнений в капиталистическом характере» её – она тоже «основана на рыночной экономике, частной собственности и свободном предпринимательстве».

Ян Тинберген отмечал, что главное различие между «либеральной» и «социал-демократической» моделями – в размерах доли перераспределения национального дохода (в последней она существенно выше). В сущности, это воплощение тех мечтаний литератора Эжена Сю, о которых Белинский иронически заметил: «Он желал бы, чтобы народ, перестав быть голодною, оборванною чернью, сделался сытою, опрятною и прилично себя ведущей чернью». Потому что условий для духовного развития личности перераспределение дохода в капиталистической системе не создаёт.

Во второй половине десятых годов нового века в ряде европейских стран, социально-экономическая система которых выстроена в духе «Рейнской модели» власти начали вводить так называемый «безусловный основной доход» (БОД). Эта мера подразумевает, что каждый гражданин страны будет получать безо всяких условий определённую сумму, обеспечивающую его существование. БОД уже поэтапно вводится в Финляндии, как эксперимент осуществляется в Голландии, его введение сулили избирателям на выборах 2017 года французские социалисты…

Казалось бы, это именно то, к чему другим путём шёл Сталин – обеспечить полную доступность для всего народа основных продуктов питания и товаров первой необходимости. Насущные материальные потребности всех граждан будут удовлетворены. Чем не доказательство справедливости популярного тезиса хрущёвских времён: «Всё дороги ведут к коммунизму»!

Но это может показаться «коммунизмом», разве что, с той точки зрения, которая получила распространения с подачи Хрущёва – с акцентом на «каждому по потребностям». Между тем Маркс, напомню, прямо предостерегал: «Было бы вообще ошибкой видеть существо дела в распределении и ставить на нём главное ударение». Главное в подлинном коммунизме – это первая часть этого девиза: «От каждого по способностям». А для этого труд – сам по себе, а не ради заработка – должен стать ценностью существования человека, его внутренней потребностью. В свою очередь, для этого у людей должно выработаться одухотворённое отношение к труду. Между тем, в капиталистическом обществе – хоть трижды социально ориентированном – труд всегда был и остаётся для подавляющего большинства людей средством зарабатывания денег.

Замечу, что идею введения безусловного основного дохода учёные выдвигали ещё полвека назад. Но большинство из них видели смысл этого не в освобождении человека от необходимости заниматься трудом ради зарабывания на жизнь и открытии простора для безвозмездного одухотворённого труда на общее благо как реализации своего человеческого потенциала (это и есть от каждого по способностям). Нет, они считали, что такая мера даст человеку выбор между трудом и досугом.

Но безусловно прав был американский социолог Д. Рисман, который ещё примерно полвека назад, когда идея безусловного основного дохода только выдвигалась и казалась многим специалистам панацеей от социальных болезней капиталистического общества, предупреждал: «Досуг может иметь смысл, только если труд имеет смысл».

Потому что в потребительском обществе, - а именно оно сформировалось во всех развитых капиталистических странах, - увеличение досуга только откроет возможности для ещё большего удовлетворения потребительских запросов людей. Небезызвестный Бжезинский в работе «Технотронное общество» нарисовал такую картину «рая», открывающуюся на пути, первым шагом по которому стало введение БОД: технократическая элита занимается управлением, а остальная масса людей только тем и занимаются, что потребляют и развлекаются.

Это будет не прогресс человечества, а уже необратимая деградация. Возникнет общество, очень похожее на то которое представили братья Стругацкие в своей повести «Хищные вещи века». (О ней говорилось в главе «Был ли возможен коммунизм?»).

Профессор Йельского университета Чарльз Рейч, который тоже был убеждён, что «нет оснований бороться с механизмом» капиталистической системы, видел путь к совершенствованию общества не только в перераспределении доходов, но и в «развитии сознания». Достижение этой цели, - полагал он, - сделает существующий механизм «слугой человека». Однако, как было показано выше, именно капиталистический механизм в процессе своего функционирования формирует те пороки души, которые так не нравятся ни Рейчу, ни Альберу. И даже такой «идеалист» как религиозный философ Николай Бердяев говорил о том, что «когда пытаются решить вопрос о совершенной человеческой жизни, погружаясь в путь индивидуального нравственного и религиозного совершенствования, то видят, что необходим путь социального изменения».

Неслучайно как раз в последней трети ХХ века – в период установления в целом ряде стран Западной Европы социал-демократической модели капитализма – смертельная для души человека жажда обогащения сделалась не просто основным стимулом, но абсолютно доминирующим. «Максимальное увеличение дохода превратилось в высшую цель жизни», - констатировала в конце 80-х годов западногерманская журналистка Марион Денхоф. А президент Франции Франсуа Миттеран на прошедшей в 1995 году в Копенгагене Всемирной встрече с тревогой говорил об опасности «превращения мира во всеохватывающий рынок, где главной целью является получение максимальной прибыли».

Неслучайно и то, что в странах с давними традициями социально-ориентированного капитализма писатели (например, швед Вале, датчанин Нильсен, немец Франке, швейцарец Дюрренматт) создали глубоко пессимистические антиутопии. «Рай, который на самом деле ад», - так охарактеризовал будущее «общество всеобщего благоденствия» Фридрих Дюрренматт в повести «Операция «Вега». «Дело дошло до того, - описывал Пер Вале в романе «Стальной прыжок» последствия движения по пути к такому «раю», - что почти весь народ потерял человеческий облик; люди только и знали, что у них есть автомобили, квартира, телевизор… Многие предпочитали покончить жизнь самоубийством или жить в беспробудном пьянстве, чем так жить».

И вполне закономерно, что западноевропейские правительства социал-демократической ориентации в целом поддерживают курс США на создание людоедского мирового порядка. И ни одно из них ни разу не сделало даже минимального шага к гуманизации мирового порядка. Да и не могут они его сделать – ведь утверждение академика Коптюга о том, что в рамках капиталистической модели экономики разрешить нынешние глобальные кризисы невозможно, касается любого капитализма, ибо капитализм, включая и «Рейнскую модель» немыслим без паразитирования развитых государств на бедных странах. Это, замечу, ясно понимал за много десятилетий до начала утверждения нового мирового порядка один из вождей Второго Интернационала (с которым размежевались большевики) и идеологов социал-демократии Бернштейн, который провозгласил принцип: «Народы, враждебные цивилизации и неспособные подняться на высшие уровни культуры, не имеют никакого права рассчитывать на наши симпатии… Мы не перестанем критиковать некоторые методы, посредством которых закабаляют дикарей, но не ставим под сомнение и не возражаем против их подчинения и против господства над ними прав цивилизации». Прямое соучастие «левых» европейских правительств в преступной войне против Югославии, где у власти тогда находилась родственная социалистическая партия, открытое поощрение деструктивных сил в Ливии, Сирии, на Украине, не оставляет места для «розовых» иллюзий.

 

 

 

2

 

В ХХ веке многие западные специалисты, к коммунистическому движению не причастные, видели выход из тупика в гуманизации мирового порядка. Особенно активно этот проект начали разрабатывать где-то с конца 60-х годов, когда тупиковый характер западного пути развития стал очевиден. Важнейшая задача гуманизации – смена основных идеологических принципов общества.

Учёные немало лет размышляли над тем, какими должны быть установки сознания, утверждение которых будет способствовать гуманизации мира. Экономика не должны составлять суть жизни, - полагал экономист Э. Шумахер, - приоритет должен быть за внутренней, духовной человеческой культурой. Нужно поднять дух человека, ему необходимы идеалы, в которые он мог бы действительно верить, ради которых он мог бы жить и бороться, - считал А. Печчеи. Будущее за жизнью, достаточно скромной в материальном отношении, которая позволит утвердить истинно человеческое достоинство каждого гражданина планеты, - высказывал убеждение почётный президент Римского клуба А. Кинг. Нужно, чтобы труд возвеличивал, а не унижал человека, - писал Д. Медоуз. В создании условий, способствующих развитию и реализации духовного потенциала человека, видел утверждение истинной свободы Э. Фромм. К организации жизни в духе человеческой солидарности призывал А. Швейцер. И всех сходились в том, что категорически необходимо отказаться от модели потребления западного типа.

Суммируя эти и многие другие в том же духе идеи, выдвинутые западными специалистами, можно выделить следующие фундаментальные принципы гуманизированного общества:

- приоритет духовных ценностей;

- основным стимулом человеческой деятельности должно стать духовное удовлетворение, а не материальное обогащение, а высшей целью – всестороннее развитие человека;

- человек должен получать радость от служения людям, а не от стяжательства;

- необходимо искоренить потребительское отношение к жизни, психологию вещизма, выработать в людях ориентацию на разумные материальные потребности;

- нужно преодолеть эгоизм, человек должен осознать себя частичкой единого целого – человечества и ощутить личную ответственность за его будущее.

Заметим, что – в отличие от поклонников социал-демократического «улучшения» капитализма, сторонники гуманизации мира в большинстве выступали за радикальное преобразование социально-экономической системы. На такой позиции стояли и Фромм, и Печчеи, а Шумахер убеждал: «Мы окажемся на грани катастрофы, если не изменим коренным образом своей социальной системы».

Правда, при этом чёткой программы конкретных реальных мер по гуманистическому переустройству общества выдвинуто не было – предложения носили самый общий характер, порой явно фантастический (вроде того, чтобы транснациональные корпорации, проникшись ответственностью за судьбу человечества, перестали охотиться за прибылью любой ценой и превратились в инструмент гуманизации мира). Но для рассматриваемого в этой главе вопроса существенней другое.

Очевидно, что названные принципы гуманизированного общества в целом вполне соответствуют установкам коммунистической идеологии. Почему же тогда предлагавшие их учёные и общественные деятели дистанцировались от коммунистов. Вероятно, в каждом отдельном случае были свои причины, но общим было иное, чем у коммунистов отношение к частной собственности. Большинство таких специалистов – от Швейцера до Фромма – были против её упразднения.

Но вот выдающийся индийский мыслитель, Нобелевский лауреат Рабиндранат Тагор, который тоже не был коммунистом, утверждал: «Индивидуальная делёжка ведёт к алчности». Да и сам Фромм в книге «Иметь или быть?» констатировал: «Природа обладания (как модуса существования, основанного на приоритете «иметь» – В.В.) вытекает из природы частной собственности. При таком способе существования самое важное – это приобретение собственности и моё неограниченное право сохранять то, что я приобрёл. Модус обладания исключает все другие. В буддизме этот способ поведения описан как «ненасытность», а в иудаизме и христианстве его называют «алчностью»; он превращает всех и вся в нечто безжизненное». Таким образом, сохранение частной собственности будет объективно препятствовать гуманизации человека и общества. И потому прав Маркс: «упразднение частной собственности» - необходимое условие для «присвоения человеческой сущности человеком».

 

 

3

 

Среди представителей левых сил постсоветской России много тех, кто видит оптимальный вариант развития в создании системы, которую можно назвать «рыночным социализмом». Речь не об использовании на определённом этапе строительства социализма механизмов рыночной системы как инструмента экономического развития, а о том, чтобы сделать рыночную систему экономической основой социалистического общества. Руководитель одной из региональных организаций КПРФ эту идею выразил так: надо соединить «две великие социальные идеи» - идею свободы частной экономической инициативы и идею справедливости.

Не будет преувеличением сказать, что идея «рыночного социализма» стала одним из устоев не только экономической программы левой оппозиции, но, по сути, и её идеологии. Поэтому надо подробнее рассмотреть перспективы, которые открываются на этом пути развития.

Прежде, чем приступить к их рассмотрению, вспомним, что является основной целью социалистического преобразования общества с позиции коммунистического учения: «Если характер человека создаётся обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными», «надо, стало быть, так устроить окружающий мир, чтобы человек познавал в нём истинно человеческое, чтобы он привыкал в нём воспитывать в себе человеческие свойства», - писали Маркс и Энгельс.

Через столетие после Маркса и Энгельса западные специалисты, дистанцировавшиеся от коммунистов, доказали, что движение к этой цели – это единственный шанс выйти из тупика, в который завёл человечество западный путь развития.

Создаёт ли условия, способствующие достижению такой цели, «рыночный социализм»? Любая рыночная система ориентирована на извлечение прибыли. В этом её суть. А как показали не только Маркс и Энгельс, но и Фромм и Печчеи, превращение стремления к прибыли в главный стимул экономической деятельности объективно препятствует развитию истинно человеческих – духовных – возможностей человека.

В любой рыночной системе главными стимулами труда остаются материальные. В таком труде, как показал Маркс, человек не раскрывает свой духовный потенциал, а, напротив, «разрушает свои духовные силы».

Наконец, в любой из ныне существующих рыночных систем сохраняется частная собственность. А, как было показано выше, она способствует не развитию духовности человека, а, наоборот, формированию приоритета материальных ценностей во внутреннем мире, подчинению его алчности, что губительно для духовности.

Кроме всего, рыночная система имеет ту особенность, что превращает человека в товар. Антрополог М. Сахлинс так охарактеризовал рыночное общество: «Это очень необычный тип общества. Он отмечен… странной идеей, будто люди имеют в собственности своё тело, которое имеют право и вынуждены использовать, продавая его тем, кто контролирует капитал». Эта система порождает «рыночный характер», цель которого, как отметил Э. Фромм, «полнейшая адаптация, чтобы сохранить спрос на самого себя; личность с рыночным характером не имеет собственного «Я», ибо её «Я» постоянно меняется в соответствии с принципом «Я такой, как вам нужен». И это тоже разрушает духовность, поскольку человеку духовному органически присуще стремление к сохранению своего «Я» как основы личности.

Следовательно, рыночная система в силу самой своей природы не только не способствует духовному развитию людей, но подавляет духовное начало. И в этом отношении не имеет значения, «дикий» это рынок или регулируемый, либеральный или «социально ориентированный».

Российские сторонники «рыночного социализма», как правило, являются горячими поклонниками китайской модели. Но, как раз, опыт движения Китая по этому пути экспериментально подтверждает приведенные выше теоретические рассуждения.

У левой оппозиции принято именовать эту модель «социализмом с китайской спецификой». Однако есть ли основания считать её вариантом подлинного социализма?

В 1926 году в докладе на заседании Исполкома Коминтерна Сталин сказал: «Куда вести дело при хозяйственном строительстве, в каком направлении строить, каковы должны быть перспективы нашего строительства, - всё это такие вопросы, без разрешения которых честные и вдумчивые хозяйственники не могут сделать ни шага вперёд». А как же определили свои цели и пути их достижения руководители КПК? Делая целеустановочные высказывания и предлагая партии целеустановочные документы, они мягко говоря, не злоупотребляли термином «социализм».

Партийная конференция 1985 года определила «Целевую модель преобразований». Первый этап – «обогреть и накормить население». Второй – «уровень среднего достатка».

«Архитектор» этой модели преобразований Дэн Сяопин образно ответил на вопрос, какая всё-таки её сущность – социалистическая или капиталистическая: «И рыжая, и чёрная кошки одинаково хороши, если ловят мышей».

В 1992 году Генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь на XIV съезде партии уже безо всяких метафор призвал: «Не сковывать себя идеологическими и практически абстрактными спорами о том, под каким названием выступают реформы – социализма или капитализма».

Замечу, что у российских поклонников китайской модели такая позиция вызвала восторг: «На первом месте реализм. Никаких догм».

Но мы не последуем совету бывшего Генсека КПК и попытаемся разобраться в том, что всё-таки выстроили в Китае. Ведь есть догмы, а есть основополагающие принципы. Один из них – системы социализма и капитализма имеют коренные отличия: ещё до революции Сталин в работе «Анархизм или социализм?», основываясь на учении Маркса-Энгельса, показал, что капитализм ориентирован на извлечение прибыли, социализм должен ориентироваться на удовлетворение потребностей общества. В своём стремлении достичь уровня среднего достатка китайские реформаторы этим различием пренебрегли.

Российские поклонники китайской модели нередко сравнивают её с ленинским НЭПом. «Китайские коммунисты просто творчески применили ленинское учение о НЭПе», - вот достаточно типичная их оценка. Что ж, сравнение китайской модели с НЭПом помогает отчётливо выявить принципиальную разницу между ленинским и китайским подходами к новой экономической политике.

Спорить не приходится, для Китая введение в экономику механизмов рыночной системы, видимо, как и для России 1921 года, было жизненной необходимостью. Страна к началу 80-х годов находилась в очень тяжёлом экономическом положении. Но на этом сходство кончается.

Ленин, напомню, чётко обозначил, что НЭП – это не иная, чем прежде, модель социализма, а временное отступление от принципов социализма, своего рода «Брестский мир» с капитализмом, к которому страну вынудила критическая ситуация в экономике, вызванная двумя войнами. Ленин ставил цель: «…отступить хотя бы и далеко назад, но в меру, отступить так, чтобы вовремя приостановить отступление и перейти опять в наступление»; крайне важным он считал «точно установить предел отступления». Владимир Ильич неоднократно подчёркивал, что переход к НЭПу таит в себе «громадную опасность». Вернее сказать, целый ряд опасностей: тут и поддаться панике при отступлении, если «все начнут рваться назад»; и принять введение НЭПа за эволюцию принципов большевиков (желание «тысяч и десятков тысяч всяких буржуев»)… И никогда Ленин не говорил о «классовом мире» на период НЭПа с капиталистами. Напротив, он подчеркнул, что новая экономическая политика – «это есть отчаянная, бешеная, если не последняя, то близкая к тому, борьба не на живот, а на смерть между капитализмом и коммунизмом».

Когда крайне тяжёлое экономическое положение Кубы, возникшее в начале 90-х годов после практически мгновенного разрыва связей с СССР и другими странами социалистического блока, вынудила руководство страны тоже пойти на ряд уступок капитализму. Фидель Кастро чётко определил позицию кубинского руководства, которую обобщённо можно выразить девизом: «Принципами мы не торгуем!». Он писал: «Везде, где царят капиталистические принципы, общество откатывается назад, поэтому мы должны быть чрезвычайно осторожными всякий раз, когда социализм вынужден прибегать к капиталистическим механизмам». Благодаря столь взвешенному подходу лидера кубинской Революции, Куба за десятилетие «особого периода» в духовном развитии людей не только не отступила от достигнутого ранее, но совершила огромный рывок вперёд.

Китайские реформаторы тоже были лидерами Компартии. Однако они подобными предостережениями пренебрегли. Я знаком с китайскими делами, прежде всего, по материалам СМИ российской левой оппозиции (в том числе и перепечаткам из ведущих газет КНР). Казалось бы, всё «просоциалистическое» в действиях руководителей КПК в них должно было всячески подчёркиваться. Однако ни разу мне не встретилось даже упоминания о том, что рыночные реформы рассматриваются как вынужденное отступление на пути строительства социализма (собственно, приведенные выше высказывания китайских руководителей в принципе отвергают такой подход к «преобразованиям»); соответственно, и речи не заходит о необходимости определить пределы отступления. Нет ни намёка на идею «борьбы не на живот, а на смерть» с капитализмом в ходе реформ. Напротив, был провозглашён принцип «классового сотрудничества» с капиталистами. И это сотрудничество распространилось столь глубоко, что незадолго до XVI съезда КПК, на торжественном заседании, посвящённом 80-летию Компартии Китая, Цзян Цзэминь заявил, что капиталистам не просто будет открыт доступ в Компартию, но их будут принимать «с особым радушием»…

Однако марксизм – это наука. И её основные положения остаются в силе, независимо от чьей-то воли. Их действие скажется, даже если ими решено пренебречь. Одно из таких положений: «Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический, духовный процессы жизни». Замечу, что к подобному выводу много лет спустя пришёл и американский философ и психолог, противник коммунистов, Э. Фромм. «Общество, принципами которого являются стяжательство, прибыль и собственность, порождает социальный характер, ориентированный на обладание», - писал он. Результатом такой ориентации становится подчинение внутреннего мира людей алчности и собственничеству, что ведёт к подавлению духовного начала.

Поэтому целиком закономерно, что в середине 90-х годов, когда экономический эффект реализации «целевой модели преобразований» был уже налицо, собкор «Правды» в КНР А. Крушинский, в целом ратовавший за китайский путь, отмечал, что расплатой за весьма значительные достижения в экономике, ставшие результатом реформ, оказалось возникновение и всё более широкое распространение идеологического и духовного кризиса общества. «Провозглашение приоритета материальных благ над духовными, - писал журналист в одной из корреспонденций из Китая, - способствовало нарастанию экономической и уголовной преступности, наносит очевидный ущерб общественной морали». Он рассказывал, что очень многими овладело единственное стремление – разбогатеть, что «базарная психология с её культом личных интересов, в лучшем случае, порождает бытовой эгоизм, а в худшем – превращает честь и совесть в товар, плодит коррупцию. Размывается традиционное чувство патриотизма, помогавшее нации держаться даже в тяжёлые годы опиумной войны».

В левой печати России уже в начале нового века вспоминали как свидетельство выверенности китайского курса заявление Дэн Сяопина: «Китайский народ имеет своё национальное достоинство и чувство гордости. Это большая честь – любить свою страну и посвящать свою энергию социалистическому строительству». Однако примерно в это же время появилось немало свидетельств, что далеко не все молодые граждане Китая намерены посвящать свою энергию «социалистическому строительству».

Об этом писал Крушинский. Побывавший в 2001 году в Китае ректор Белгородского госуниверситета Н.В. Камышанченко подтвердил эту тенденцию: у большинства студентов тех университетов, которые он посетил, главный стимул учёбы – заключить контракт с западной фирмой и уехать из страны. В 2002 году в газете «Поиск» была информация, что из числа китайцев, приехавших в США получить степень доктора, на родину вернулось лишь 10%. «Советская Россия» конкретизировала: только в 1999 году в США остались около двух тысяч китайских докторантов.

Но, быть может, корреспондент «Правды», человек со стороны, просто неверно оценил процессы, происходящие в духовной жизни китайского общества? Но ведь и Пленум ЦК КПК, прошедший в 1994 году, признал острое неблагополучие в этой сфере и обратился с призывом: «Необходимо решительно противостоять эрозии, проистекающей из алчности, эгоизма, нездоровой роскоши». Два года спустя пленум ЦК КПК вновь констатировал идеологический и духовный кризис общества: «В некоторых сферах утрачены моральные устои, произрастают стяжательство, индивидуализм. Кое-где имеют место явления разложения, партийный стиль и партийная дисциплина переживают серьёзный кризис».

Однако при этом «целевая модель преобразований» скорректирована не была. Более того, по оценке ИТАР-ТАСС, доклад Цзян Цзэминя на прошедшем в 1997 году XV съезде КПК был «самым рыночным за всю его карьеру». В 2002 году XVI съезд КПК подтвердил неизменность курса: «Основная задача социально-экономического строительства на первое 20-летие XXI века… Развернуть всестороннее строительство среднезажиточного общества более высокого уровня». Вероятно, одним из элементов такого строительства надо считать то, что в 2004 году 2-я сессия Всекитайского собрания народных представителей Х созыва приняла поправки к Конституции, защищающие интересы капиталистов («частного сектора экономики»).

Неужели от 1996 года к 1997-му КПК удалось вывести общество из тяжёлого морального и идеологического кризиса, и Китай мог продолжать движение по прежнему пути, уже не опасаясь «побочного эффекта» преобразований?

Но нет, симптомов духовного оздоровления общества не заметно. Скорее, заметна его дальнейшая деградация.

Скажем, на следующий год после XV съезда КПК в прессе прошла такая информация: «Со вступлением страны на путь экономической рыночной реформы такие – ранее практически выведенные (подчёркнуто мной – В.В.) – социальные болезни, как наркомания, проституция, игорный бизнес стали возвращаться в Китай. Опасные темпы приобретает распространение наркомании среди молодёжи». Последнее подтверждалось и заявлением Цзян Цзэминя: «Борьба против наркотиков является вопросом жизни и смерти нации».

А ведь распространение наркотиков – это типичный симптом духовного разложения общества, утраты людьми возвышенных целей и смысла жизни. Ещё одно свидетельство этого процесса – широкое распространение в молодёжной среде крайне бездуховной западной «музыки». Радио Би-Би-Си в середине «нулевых» годов нового века так прокомментировало это явление: «Рэп стал музыкой нового поколения китайцев, которое ничего не хочет знать о политике». Вряд ли эта часть молодёжи считает для себя большой честью посвящать свою энергию социалистическому строительству.

В XXI веке так называемый «социализм с китайской спецификой» всё больше начинает походить на самый неприкрытый капитализм; причём далеко не лучшего пошиба. Вот некоторые данные середины десятых годов нового века, дающие основания для такого вывода.

По росту численности долларовых миллиардеров Китай входит в тройку мировых лидеров; в 2010 году он уступал только США. Зато в США, по данным 2016 года, 1% населения контролирует 42,1% общих богатств, а в Китае – 43,8%. По данным Международного консорциума журналистских расследований, самое большое число оффшорных компаний зарегистрировано именно в Китае! Как показали исследования Global Financial Integriti, по незаконному выводу средств из отечественной экономики китайские капиталисты, хотя пока проигрывают российским, но зато опережают все остальные капиталистические государства…

Причём, деньги выводят зачастую по откровенно мошенническим схемам. Профессор экономики Гарвардского университета Кэннет Рогофф как пример привёл такую: китайский экспортёр отчитывается о продаже товара американскому импортёру по цене ниже, чем он получил в реальности. Разница тайно размещается в американском банке. Ну, а чего, собственно, поклонники «социализма с китайской спецификой» хотели: чтобы экономика была как при капитализме, а мораль – как при подлинном социализме? Не бывает так. Апологет капитализма философ Айн Рэнд сто раз права: в системе, во главу угла которой поставлено извлечение прибыли, «выражение «Делать деньги» является основой человеческой морали».

Кстати, те самые китайские капиталисты, которых руководство КПК готово «с особым радушием» принимать в партию, в целом, ничем не отличаются от любых других капиталистов, включая и российских, кои столь неприятны нашим поклонникам китайской модели развития.

Китайские бизнесмены делом подтверждают правоту не только Хилла, написавшего, что богатство приобретается всеми способами – честными, если возможно, и иными, если предоставляется случай, но и Маркса, который утверждал, что ради 300% прибыли капиталист пойдёт на любое преступление вплоть до виселицы включительно. И в данном случае это не образное выражение, а реалии жизни. Потому что, в отличие от России, в Китае очень жёсткие законы, направленные на борьбу с экономическими преступлениями. Тем не менее, они не останавливают многих охотников нажить богатство «иными» способами. Скажем, У Ин считалась олицетворением успеха в «новокитайском» понимании: она, совсем молодой, начала бизнес с салона моды, а к 25 годам стала долларовой мультимиллионершей, владелицей крупного холдинга. Но закончилась её блистательная карьера в 28 лет смертным приговором за получение по жульническим схемам 56 миллионов долларов.

Несколько лет назад разыгрался скандал с нарушениями при производстве продуктов питания, в том числе и детского. Проблема приняла настолько острый характер, что власти Китая объявили: наказанием виновных в тяжких преступлениях, связанных с безопасностью пищевых продуктов, будет только смертная казнь, причём без права на отсрочку приговора.

Не отстают от частных предпринимателей и руководители государственных компаний. Скажем, глава компании, управляющей Пекинским аэропортом, был обвинён в растрате 16 миллионов долларов; бывшего главу одной из крупнейших корпораций China National Nuclear Corporation уличили в получении взяток на смешную по меркам его российских коллег сумму – всего-то в миллион долларов. Тем не менее, это стоило ему пожизненного заключения.

Добыв неправдами и правдами сумасшедшие деньги, китайские богачи в бессмысленной расточительности отнюдь не уступают новорусским. Ещё в начале десятых годов в СМИ прошла информация, что Китай опередил не только Россию, но даже США по тратам на предметы роскоши – объём продаж предметов роскоши в Китае достиг 10 миллиардов долларов в год.

Вот лишь несколько примеров дикого мотовства китайских богачей. Номер мобильника, который в китайском произношении звучит как четырёхкратное повторение «быть богатым» был выставлен на аукцион. Его оспаривали 70 претендентов. В итоге он достался человеку, выложившему за него 1,1 миллион долларов. Китайские футбольные клубы скупают по всему миру «звёзд» за столь бешеные деньги, какие даже российский «Газпром» предложить не может – и лидер «Зенита» Халк, получавший и в питерском клубе непомерную зарплату, променял его на Китай. А английской «звезде» Руни, китайский клуб (вернее, его владелец) предложил миллион фунтов в неделю. Покупают китайские богачи людей – и тоже отнюдь не безвестных – и для, так сказать, «личного употребления». Не так давно немалый шум произвела такая сделка: китайский олигарх купил себе 22-летнюю порноактрису на 15 лет за 7,5 миллионов долларов в год…

Тем не менее, у огромной части рядовых китайцев это уже не вызывает отвращения. Как показал глобальный опрос, проведенный в середине десятых годов, Китай занимает четвёртое место в мире по уважительному отношению граждан к богатым соотечественникам – лояльность к ним выразила почти половина населения «социалистической» страны. Что ж, это ещё один симптом тяжёлого кризиса общественного сознания.

Отнюдь не преодолён и кризис «партийного стиля и партийной дисциплины», отмеченный пленумом ЦК КПК 1996 года. В 1999 году прошло сообщение: на совещании начальников управлений министерства общественной безопасности КНР отмечено, что в последние годы китайская номенклатура всё более погрязает в коррупции, экономических преступлениях; явления разложения буквально захлестнули руководящие кадры партийных и правительственных учреждений». Тогда в Китае за первое полугодие было раскрыто 18 тысяч дел, связанных с должностными преступлениями, а за первое полугодие 2001-го – более 27-и тысяч. Наверное, это отражает не только усиление бдительности органов правопорядка и партийного контроля.

Между тем, меры по борьбе с нарушениями коррупционного характера в Китае чрезвычайно жёсткие. Если сумма незаконных доходов чиновников превышает 100 тыс. юаней (14,3 тыс. долл.), за это предусматривается наказание от 10 лет заключения до смертного приговора с конфискацией всего имущества. Да если бы такое наказание ввели в России, чиновничий аппарат пришлось бы почти полностью обновлять каждые пару лет.

Замечу, что такие меры однозначно свидетельствуют, что на совесть чиновников, нравственность и, говоря языком российского реформатора А. Чубайса, «прочие воздушности», руководители страны совершенно не надеются. Но, судя по числу только смертных приговоров (10 тысяч за семь лет), алчность в душах многих чиновников превозмогает не только «воздушности», но и страх. Среди уличенных в преступлениях председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (взятки на 4,5 миллиона долларов); замминистра общественной безопасности КНР (участие в контрабанде нефтепродуктов в общей сумме на 3 миллиарда долларов); заместитель председателя Высшего народного суда КНР (у него был выявлен незаконный доход в 728,5 тыс. долларов); десятки сотрудников созданного в прокуратуре управления по… борьбе с коррупцией, которые по ходу «дела Чэна Кэцзе» присвоили почти 8 миллионов долларов…

На прошедшей несколько лет назад в Лондоне международной теоретической конференции «Марксизм в XXI веке» главный редактор китайского журнала «Марксизм и действительность» профессор Ли Итиан выступил с докладом «Моральный кризис и марксистский ответ в современном Китае».

Судя по дошедшей до нас информации, глубину морального кризиса он раскрыл очень убедительно. СМИ цитируют его «диагноз»: «Мы живём в обществе, в котором фундаментальные моральные основы подрываются, основные моральные ценности подвергаются презрению, а в сознании людей нет серьёзных представлений о морали».

Но вот «марксистский ответ», увы, дан в самых общих словах: «Являясь официальной китайской идеологией, марксизм ищет подходящие моральные концепции и принципы, с помощью которых можно было найти ответ на нынешний кризис». В том и беда, что марксизм ныне является только ОФИЦИАЛЬНОЙ идеологией китайского общества. А РЕАЛЬНОЙ идеологией уже достаточно давно сделалась потребительская.

В начале десятых годов «Правда» опубликовала заметку «КПК: опора на марксизм». В ней, в частности, говорилось: «Член Постоянного комитета Политбюро Си Цзиньпин призвал должностных лиц уделять повышенное внимание изучению классических трудов по теории марксизма и использовать фундаментальные законы марксизма при анализе и решении встающих перед страной проблем».

Изучать труды классиков они, возможно, и изучают, однако на определяющих решениях это не сказывается. В статье китайской газеты «Жэньминьван», перепечатанной в ноябре 2016 года «Правдой», рассказывалось об очередном Пленуме ЦК КПК. Основными вопросами были: «Некоторые нормы и принципы внутрипартийной политической жизни в условиях новой обстановки» и пересмотр «Положения КПК о внутрипартийном контроле».

Но суть дела была вовсе не в поиске мер по преодолению «краха морали» (выражение Ли Итиана). «Требуется… придерживаться строгой всесторонней партийной дисциплины, неуклонно продвигать решения ЦК КПК о всестороннем углублении реформ»,- писала газета.

А главная задача реформ всё та же: «Всеобъемлющее строительство общества со средним достатком». В некоторых местах использовалось такое обозначение цели: «среднезажиточное общество». И ни разу – ни разу! – она не была названа строительством социализма. Об идеологических проблемах, возникающих на этом пути, говорилось очень мало – и совсем в ином понимании, нежели о них говорил Ли Итиан или Пленумы ЦК КПК второй половины 90-х годов: «Каждый шаг вперёд влечёт за собой… столкновение с идеологическими барьерами и препятствиями».

Интересно, какие же идеологические барьеры и препятствия подразумеваются? Не остатки ли коммунистической идеологии, противящейся подобным «преобразованиям»?

О многом говорит и внешнеполитический курс КНР. После уничтожения Советского Союза Китай, уже достаточно мощный и в военном, ив экономическом отношениях, мог стать антиимпериалистическим «полюсом» мировой системы. Но – нет. Ни разу Китай не пришёл на помощь жертве агрессии западных держав. Ни разу Китай не выступил по-настоящему жёстко против курса США на установление глобальной диктатуры. Как заметил французский журналист Франсуа Шлоссер в статье «Буш: головокружение от могущества США», «Китай незаметно оказался тише воды, ниже травы». Более того, на встрече стран АЭТС в Шанхае Китай занял позицию среди тех государств, которые выступили с одобрением американской агрессии против Афганистана. Зато, как сообщала пресса, на международной экономической конференции в Нигате китайский представитель отнёс КНДР – казалось бы, идеологического союзника КНР – к государствам, которые «просто болтаются под ногами». Политический обозреватель «Советской России» Василий Софрончук, в прошлом видный советский дипломат, причину такой позиции Китая объяснил очень просто: заинтересованностью в экономических связях с Западом. Действительно, если, по данным «нулевых» годов, 70% своих валютных запасов Китай вложил в бумаги Американского казначейства, он никогда не сделает шаги, которые могли бы поколебать стабильность США.

Таким образом, внешняя политика КНР тоже освободилась от «идеологических догм» и приобрела сугубо рыночный характер. И она даёт основания для вывода: Китай вовсе не намерен добиваться гуманистического переустройства мира, он стремится занять место в элите нового мирового порядка и выйти на уровень потребления этой группы. Именно к этому выводу пришёл итальянский политик (отнюдь не коммунист) Джульетто Кьеза. И при этом он резонно заметил, что если китайцы начнут потреблять, как в ведущих капиталистических странах, «не будет места для нас и для них на этой планете».

Суммируя всё, сказанное выше, можно сделать заключение, что применение механизма рыночной системы в определённой мере на начальном этапе строительства социализма, вероятно, целесообразно, а бывает и необходимо. Но экономической основой подлинно социалистического общества рыночная система быть не может, поскольку в силу своей природы препятствует достижению главной его цели: говоря словами Маркса, «возвращению человека к самому себе, как к человеку человечному»; напротив, рыночная система способствует формированию социального характера «человека потребляющего» и, соответственно, духовному загниванию общества.

Весьма существенно и то, что в современной рыночной системе стремление к высокому уровню потребления – это одно из условий устойчивого функционирования. Следовательно, в ней не удастся утвердить принцип сознательного ограничения материального потребления разумно достаточным. Между тем, без этого, как говорилось выше, невозможно преодолеть нынешний кризис развития человечества.

 

 

4

 

Среди тех, мыслителей, которые не приемлют капиталистической системы, есть и такие, кому путь оздоровления общества видится не в движении вперёд к коммунизму, а в движении назад к средневековью. Их нередко именуют «консервативными романтиками». Подобной позиции в разное время и в разной степени придерживались, например, политический деятель XIX века Бенджамин Дизраэли, писатели Джон Голсуорси, Соммерсет Моэм, учёные Николай Бердяев, Льюис Мамфорд.

В своё время Маркс увидел в подобном протесте против капитализма лишь проявление антагонизма между капиталом и земельной собственностью. Думается, однако, неправомерно сводить суть противоречий только к этому. Консервативные романтики в средневековье видят достойной подражания, прежде всего, систему ценностей, исповедуемую дворянством.

Герцен относился к феодальному строю без малейших симпатий. Тем не менее, он признавал, что его высший класс ориентировался на приоритет духовных ценностей, что основой идеологии дворянства было убеждение в том, что «правилами политической экономии нельзя заменить догматы патриотизма, предания мужества, святыни чести».

Бердяев своё неприятие капитализма объяснял тем, что «вся капиталистическая система есть детище пожирающей и истребляющей похоти» и это «этически не может быть терпимо». Заметим, кстати, что, хотя он относился к Советской власти недоброжелательно, чтобы не сказать враждебно, тем не менее, признавал «большую правду социализма по сравнением с капитализмом».

Однако привить дворянскую систему ценностей капиталистическому обществу очевидно невозможно, поскольку основополагающие принципы его социально-экономической системы порождают совсем иные установки сознания. А воссоздание социально-экономической модели средневековья – даже если допустить, что это реально – вряд ли можно счесть таким уж благом: ведь не стоит забывать, что она обеспечивала свободу духовного развития меньшинства за счёт тяжелейшего труда и полного бесправия большинства, которое такой свободы было лишено совершенно.

 

 

5

 

В посткоммунистической России оказалось немало сторонников «облагораживания» капитализма христианской религией. Один из наиболее горячих поборников этого – белгородский губернатор Е.С. Савченко.

Евгений Степанович охотно и часто говорит о необходимости духовно-нравственного воспитания. Но при этом путь к решению проблемы видит отнюдь не в преобразовании социально-экономической системы, которое создало бы условия, благоприятствующие этому, а именно в религии: «…более важно, на мой взгляд, другое. Понимание того, что мы живём временную жизнь, а есть жизнь вечная» (из выступления губернатора на заседании Интеллектуального клуба Белгородчины в конце 2014 года). Потом следуют упоминания «жизни по Божественным заповедям», «веры в Творца» и теократического государства «в хорошем смысле».

Что ж, подобные высказывания бывших чиновников КПСС свидетельствуют, что учение Христа они усвоили ничуть не лучше, нежели учение Маркса. Ведь Христос задолго до марксистов высказал мысль, что бытие определяет сознание: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». И потому богачу, который подошёл к Нему именно с этим вопросом: как «наследовать жизнь вечную?», - Христос ответил: «Пойди всё, что имеешь, продай и раздай нищим (напомню, в христианском понимании: неимущим – В.В.), и будешь иметь сокровище на небесах». От нынешних поборников духовно-нравственного воспитания чего-то подобного никогда не услышишь. Оно и понятно: ведь в таком случае им пришлось бы начинать с себя, ибо «сокровищ на земле» они насобирали немало.

Напомню, что фундаментальные принципы учения Христа – приоритет духовных ценностей, приоритет общих интересов, пренебрежение погоней за материальными благами, отказ от собственности как условие духовного возвышения, бескорыстие, готовность помочь ближнему и даже пойти на личные жертвы ради этого. Идеологические устои капиталистической системы диаметрально противоположные: приоритет материальных ценностей, стремление к наживе, жажда обладания собственностью, эгоизм. Поэтому люди, живущие по принципам идеологии капитализма, могут относиться к учению Христа только фарисейски.

Английский писатель Джон Голсуорси устами одного из героев романа «Конец главы» иронично заметил о респектабельных буржуа: «Большинство из них было бы шокировано, если бы им сказали, что они не христиане, и шокировано ещё больше, если бы их попросили отдать половину своих богатств бедным».

Разведчик Конон Молодый, который выступал на Западе в роли бизнесмена и преуспел в этом, став миллионером, говорил: «Мне претил бизнес. Никак не мог привыкнуть к мысли, что подлость во имя денег – это норма; что если ты нарушил закон – ты дурак, а если закон обошёл – умный и порядочный человек». Быть может, это неадекватное восприятие капиталистической действительности советским по духу человеком? Но и совсем не советский по духу предприниматель А. Злочевский, отвечая на вопросы в ходе проведенного в 90-е годы исследования бизнес-элиты России, утверждал то же самое, только с противоположной идеологической позиции: «Для меня нет морали в бизнесе. Мораль в бизнесе – закон. Обман вне сферы законодательства, то есть, обман – моральная вещь в бизнесе». Вспомним и наставление Наполеона Хилла: богатство приобретается любыми средствами – честными, если возможно, и иными, если представится случай. Таким образом, Христос был абсолютно прав: «Не можете служить и Богу, и маммоне».

Да, в западном мире религиозность – обязательная составляющая имиджа человека, который стремится сделать карьеру. Но не о таких ли верующих Христос говорил: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем, как внутри они полны хищения и неправды»?

В капиталистическом обществе Бог из носителя (по выражению Эразма Роттердамского) «духа наичистейшего» превращается, как метко заметил Эрих Фромм, в «генерального директора акционерного общества “Вселенная”». И отношения с Ним строятся соответственно. Главной целью подобной религиозности оказывается не духовное возвышение личности, а желание обеспечить себе покровительство Всевышнего в жизни этой и привилегии в жизни Иной.

Здесь любое христианское движение встанет перед выбором: либо, забыв о духе учения Христа, камуфлировать религиозностью уродства капитализма, либо стремиться к упразднению фундаментальных ценностей и стимулов капиталистической системы и замене их подлинно христианскими. Думается, не случайно руководители и Православной, и Католической Церквей, которые считают «нормальными» социально-экономические устои капитализма, не раз были весьма непоследовательными в своих высказываниях.

Скажем, патриарх Кирилл, уже в середине 10-х годов нового столетия, бичевал пороки современного общества: «В угоду комфорту и наслаждениям люди отказываются от следования нормам морали. Так постепенно размываются границы греха и праведности, и в моду возводится то, что издревле считалось недостойным человека: пьянство, наркомания, разврат, проституция, гомосексуализм. Общество всегда было больно пророками, но именно в наше время, как и во времена упадка римской и иных цивилизаций они считаются социально одобряемыми». Но при этом на социально-экономические устои общества, которые способствуют распространению пороков, он ни словом не покушался. Да и как глава Церкви мог покушаться, скажем, на частную собственность, если РПЦ в последнюю четверть века правдами и неправдами заполучила столько собственности, что олигархи могут завидовать? Более того, протоирей Чаплин, отвечавший в начале 10-х годов за связи Московского Патриархата с общественностью, вывел даже целую концепцию, призванную оправдать бесстыдную роскошь многих высокопоставленных «святых отцов» (ныне Чаплин отставлен, но тогда он был награжден патриархом Кириллом орденом Сергия Радонежского – «за смелость в… отстаивании христианского мировоззрения»).

Но жизнь доказывает справедливость слов Христа: «Кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником». Потому и возникают ситуации, когда ревнители духовно-нравственного воспитания сами в качестве «законников» отнюдь не являют пример ориентации на духовно-нравственные принципы. Напротив, они множество раз являли пример полного пренебрежения ими.

Так, в годы кризиса конца «нулевых» годов власти «святого Белогорья» в ответ на резкое (почти в четыре раза!) увеличение количества людей, нуждающихся в социальной поддержке, внесли поправку в Социальный кодекс области, резко уменьшающую число людей, которые могут получить субсидии по оплате ЖКУ. В 2014 и 2015 годы, когда новый кризис вызвал заметное обнищание значительной части населения области, власти опять же ответили на это урезанием льгот. По свидетельству Белгородстата, при повышении стоимости минимального продуктового набора на 17-20%, рост зарплаты «по полному кругу организаций» составил тогда всего 4,3%. При этом, опять же по свидетельству Белгоростата, в 2014 году произошло «…сокращение мер социальной поддержки населения. Ликвидированы компенсации социальных выплат льготной категории граждан и компенсации по оплате услуг ЖКХ многодетным семьям. В четыре раза возросла стоимость услуг соцработника. Не в полной мере финансируется обеспечение жильём детей-сирот, данная ситуация продолжает оставаться и в 2015 году».

Зато на «социальную поддержку» чиновников средства у власти находятся без проблем – к примеру, в конце 2014 года, практически одновременно с урезанием льгот рядовым людям, было принято решение «установить главе администрации города Белгорода премию в размере 50% ежемесячного денежного вознаграждения». А в 2015 году, когда пенсию, вместо законных 12,9%, проиндексировали только на 4% («денег нет, но вы держитесь!», - бодро заявил при этом глава правительства РФ), депутаты-единороссы Белгородского горсовета предложили, по свидетельству пресс-службы фракции КПРФ, увеличить оплату труда заместителю председателя Совета (понятно, тоже от «ЕР»). И тут уже не скупились: предлагалось выделить для этого дополнительно к уже заложенному на 2016 год фонду оплаты труда ещё около 400 тысяч (!) рублей. Самое интересное, что мотивировкой этого предложения было возложение на зампреда дополнительных функций – в частности, «оказание содействия в развитии солидарного общества».

А что же представители Церкви? Вместо того, чтобы вслед за Христом обличать: «И вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом не дотрагиваетесь до них», митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн расточал елей: ««Земля святого Белогорья является примером того, как жить в мире и делать всё, чтобы наша страна достигла такого духовного состояния, которое именуется святой Русью». Замечу, что то ли просто по стечению обстоятельств, то ли по замыслу редакции газеты, опубликовавшей эту оценку, в одном номере с ней соседствовал материал, который даёт основания для диаметрально противоположной оценки духовно-нравственного состояния «святого Белогорья» - в Белгороде врач до смерти забил пациента, якобы оскорбившего медсестру.

Тогда же, что и патриарх Кирилл, выступил с резкой критикой пороков общества и Римский папа Франциск. В отличие от своего православного собрата, он точно определил их истоки: «Это следствие глобального выбора – выбора экономической системы, которая ведёт к теперешней трагедии. Выбор экономической системы, в центре которой идол, именуемый деньгами, в то время, как Бог хотел, чтобы в центре её был человек… Но сейчас в этой системе, лишённой всякой этики, находится этот идол, а мир превратился в идолопоклонников». Однако о том, на каких социально-экономических принципах должна основываться система, соответствующая христианским принципам, папа не сказал ни слова. Между тем, ответ для тех, кто следует учению Христа, может быть только один: католическая монахиня мать Тереза, лауреат Нобелевской премии мира, дала его, назвав учение Христа «абсолютно соответствующим делу социализма».

Совершенно очевидно, что переход на принципы бытия в соответствии с установками учения Христа, - это, по существу, будет коммунистическим преобразованием системы.

 

 

Сказанное в этой статье подтверждает оценку, которую французский философ Ж.П. Сартр дал в начале 60-х Советскому Союзу, написав, что это «единственная страна, где слово “прогресс” имеет смысл». И в нынешней глобальной ситуации переустройство общества в соответствии с принципами коммунистического учения – это единственная реальная возможность вывести человечество из тупика. Альтернативу этому ещё в 30-е годы ХХ века ясно обозначил писатель Джордж Бернард Шоу, который предупреждал: «Если этот эксперимент в области общественного устройства не удастся, тогда цивилизация потерпит крах, как потерпели крах многие цивилизации, предшествовавшие нашей. Мы знаем благодаря последним историческим исследованиям, что существовало много цивилизаций, что история их была во многом подобна истории нашей цивилизации и что, когда они достигали ступени, которой достигла сейчас западная капиталистическая цивилизация, начиналось их быстрое разложение, сопровождавшееся полным крахом всей системы и чем-то весьма похожим на возврат человеческой расы к состоянию дикости. И снова и снова впоследствии человеческая раса пыталась обойти, проскочить эту ступень, но это никогда не удавалось ей. А Ленин построил систему, которая поможет обойти эту ступень… Если будущее будет таким, каким предвидел его Ленин, тогда мы все можем улыбаться и смотреть в будущее без страха. Однако если эксперимент его будет сорван и кончится неудачей, если мир будет упорствовать в сохранении капиталистического развития, тогда я должен с большой грустью проститься с вами, мои друзья…».

 

 

 





               
 
По теме
Виктор ВАСИЛЕНКО, Белгород В этом году, помимо 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции, несколько юбилеев других, не столь масштабных, событий, но тоже имеющих важное значение для будущего человечества.
Идеалы добра и милосердия, раскрытые перед внутренним взором незрячих людей, помогут в формировании гармоничной личности,
Каждый переживает стресс по-своему. Одни теряют аппетит, не могут смотреть на еду, другие трескают все подряд в огромных количествах.
Гороскоп ОВЕН С самого начала недели верьте в свои силы — и у вас все получится, период подходит для активных действий.
Сергей Гаврилов, депутат Государственной Думы ФС РФ, председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Дорогие наши подруги!
Он посвящён 195-летию восстания декабристов Международный Проект - Акция «Товарищ, верь!», под девизом «Отчизне посвятим, души прекрасные порывы!», направлен на приобщение молодежи к идейному,
Гороскоп ОВЕН Сейчас этому знаку зодиака следует держать себя в руках — в течение недели ваша выдержка не раз подвергнется серьезному испытанию.
Гороскоп ОВЕН Настала неделя для решительных действий. Сейчас поговорка «тише едешь — дальше будешь» для Овнов напрочь лишена актуальности.
20 февраля 2020 года в рамках межрегионального Форума «Бережливое управление 2.0 Энергия действий!» будет организованна работа секции «Производительность труда и поддержка занятости» по адресу: г. Белгород, ул.
Скачать фото высокого качества для печати Занятия были организованны для детей в дошкольных учреждениях Сотрудники ГИБДД в Новом Осколе провели тренинги по правильному использованию средств пассивной безопасности в
Состоялось торжественное мероприятие, посвященное подведению итогов социально-экономического развития района в 2019 году Все достижения и победы тружеников Белгородского района в ушедшем году были посвящены 65-летию Б
  Дорогие друзья! Новогодние праздники – это особое время для каждого из нас, время, когда мы подводим итоги, время, когда мы строим планы на будущее, время,
Скачать фото высокого качества для печати  Пусть удача благоволит начинаниям, дела идут ладно, проекты венчаются успехом, вдохновение не покидает, ритм жизни держит в тонусе.
Скачать фото высокого качества для печати Заряд позитива и отличное настроение подарил металлургам Оскольского электрометаллургического комбината новогодний праздник.
VSH_3038.jpg - Губернатор и правительство Основная тема обсуждения — условия ведения бизнеса в текущей оперативной обстановке  «Последние три недели были тяжелыми для города Белгорода, Белгородского района, Грайворонского округа, для всех нас,
Губернатор и правительство
«Наш парк самый красивый и крутой!». - Корочанский район Такие эмоции испытали участники акции «Марафон достижений» в Корочанском районе «Марафон достижений» позволяет презентовать новые благоустроенные пространства в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городс
Корочанский район
Уборка памятников - Управление образования Уборка памятников-неотъемлемая часть мероприятий по сохранению исторического наследия.
Управление образования