Осень – сезон сплошной зачистки не только для комбайнёров. Выйти в поле пришлось и сотрудникам белгородского Гостехнадзора.
Дело в том, что в погоне за урожаем руководители сельхозхозяйств часто не следят за состоянием своей техники. А потому ежегодно в конце сентября в регионе стартует операция с кодовым названием «Трактор – комбайн».
Проводится она с простой целью: напомнить белгородцам, что любая спецтехника, будь то бульдозеры или экскаваторы, тоже является участником дорожного движения. А значит, требует к себе не меньше внимания, чем любая другая железная «ласточка».
А самоходок в регионе, где сельскохозяйственная отрасль лидирует в общей экономической картине, более чем хватает. По словам начальника инспекции Гостехнадзора по Белгороду Александра Мирончука , в одном только областном центре числится чуть более 4,6 тыс. таких агрегатов. А техосмотр на сегодня из них прошли немногим более половины.
«Даже если вы держите свой путь на тракторе в поле, в кармане обязательно должны быть путевой лист, который, кроме прочего, заверяет вашу трезвость, удостоверение машиниста, свидетельство о регистрации, страховка. И обязательно – документ о прохождении техосмотра машины», – поясняет Александр Сергеевич .
Но, как показывает практика, далеко не все механизаторы выводят технику за ворота предприятия в полном соответствии с требованиями законодательства. Результаты проверки Гостехнадзора ещё раз это подтвердили.
Анна МорозоваПервая жертва забытого техосмотра попалась нам на ул. Спортивной . Изрядно потрёпанный «Беларус» неспешно ехал на работу. При проверке документов выяснилось, что он принадлежит частной конторе, которая практикует услуги ЖКХ.
И без талона очевидно, что техосмотром здесь не пахнет: корпус насквозь проржавел, поворотники не работают, бока в масле, прицеп болтается позади, как собачий хвост.
«По сути, одно отсутствие страховочной цепи, крепко удерживающей прицеп, уже является достаточным основанием для привлечения к административной ответственности. А у вас и сам прицеп не в порядке: нет сигнальных ламп, положенных для любого автопаровоза, и таблички «Перевозка людей запрещена», – поясняет водителю Александр Мирончук .
Строгость инспектора можно понять: оторвавшийся в пути прицеп может стать причиной серьёзной аварии. Неуправляемая платформа весом 4,5 тонны способна размазать по дороге следующий за ней автомобиль. То же и с тракторными колёсами. По правилам безопасности они должны быть прикручены дополнительными гайками. На этом экземпляре не оказалось ни одной.
Проверяющий выносит вердикт: машину снять с эксплуатации до полного устранения неисправностей. А чтобы это было наверняка (и водитель не схитрил), с трактора скручивают номерные знаки. Внезапно оставшийся без работы водитель вслух обрушивает свой гнев на некоего Петровича, что «довёл технику до такого состояния».
«Похоже, этого Петровича мы уже к себе вызывали, – задумчиво отмечает инспектор. – Теперь тому, кто несёт ответственность за состояние данной машины, снова придётся явиться к нам на приём, но теперь с протоколом, по которому предстоит оплатить штраф. Требования ко всей технике одинаковы, новая или старая – она должна быть в исправном состоянии».
Анна МорозоваСледующего нарушителя поймали с поличным – фронтальный погрузчик разгребал щебень на стройке. Первым делом проверяем регистрацию машины. Она в порядке. Тем лучше для собственников: ведь за отсутствие оной юридическому лицу пришлось бы выложить до 10 тыс. рублей. На этом везучесть закончилась: водитель не смог предъявить ни талон техосмотра, ни страховой полис ОСАГО, который обязателен для любой колёсной техники, способной разгоняться до скорости больше 20 км в час.
— Некогда всё, вот на днях собирался, – сокрушается мужчина. – Фирма частная, заказов много. Работа же встанет…
— Значит, приходите сегодня, – парирует Александр Мирончук . – Заодно оплатите штраф и пройдёте техосмотр.
По словам инспекторов, частные собственники чаще проявляют халатность в правилах эксплуатации и оформления машин. Но платить за неё приходится и тем, кто выпустил дефектную технику из парка, и тем, кто оказался за рулём. Последний при этом рискует не только кошельком, но и жизнью.
В прошлом году техническая неисправность самоходок стала причиной пяти аварий, в которых пострадали семь человек. В этом году зафиксировано уже шесть ДТП с участием сельскохозяйственной техники. Шестеро людей были ранены, двое погибли. Операция продлится до середины октября. А значит, у покорителей колёсных тяжеловесов есть шанс исправить ситуацию.
Анна Морозова