Закон защищает инициативных людей
► Каждый из нас , к сожалению , может вспомнить хотя бы одну неприятную историю , связанную с нарушением потребительских прав : покупка бракованного телефона или бытовой техники , некачественное изготовление мебели или фундамента под дом , опоздание поезда или задержка авиарейса м...
Ликбез для потребителя
Наступили времена, когда квартиры, как и другие товары, стали предметом договора купли-продажи. Предложений много, и покупателю не просто сделать правильный выбор. Но не все знают, что в случае приобретения квартиры ненадлежащего качества у покупателя такие же права, как и при покупке, например, смартфона - это право на устранение недостатков, снижение цены квартиры или возмещение убытков.
Даже при внимательном и придирчивом подходе к выбору квартиры не всегда, к сожалению, удается обнаружить недостатки в качестве жилья, тем более, когда они проявляются в процессе эксплуатации, ведь покупатель квартиры не специалист в области строительства и не обладает специальными познаниями в этой сфере.
В тех случаях, когда недостатки в квартире были выявлены в течение гарантийного срока, на помощь приходит закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». Главное, необходимо проявить терпение и настойчивость, чтобы довести дело до логического конца, как уже сделали некоторые белгородцы, отстоявшие свои интересы.
В практике работы Белгородского регионального отделения общественной организации «Всероссийская лига защитников потребителей» таких случаев немало.
По доброй воле
К сожалению, различные дефекты, влияющие на качество жизни в купленной квартире, покупатели обнаруживали в процессе эксплуатации. После предъявления претензий, составленных с помощью специалистов общества в защиту прав и интересов покупателей, некоторые продавцы жилых помещений шли навстречу и принимали меры к урегулированию проблемы в досудебном порядке.
Жительнице областного центра была заменена 2- комнатная квартира ненадлежащего качества в новом доме по улице Шаландина с заменой всех правоустанавливающих документов . И жительница поселка Майский , после покупки однокомнатной квартиры обнаружившая в ней существенные недостатки , не позволяющие эксплуатировать её по назначению , добилась своего без похода в суд . После предъ явления претензии договор купли - про дажи был расторгнут , и покупательнице возвратили деньги .
Долог путь к справедливости
Но, к сожалению, не все продавцы квартир поступают разумно, реагируя на претензии покупателей, что приводит к длительному разбирательству в суде. И примеров тому - достаточно.
Жительница Белгорода заключила договор купли - продажи двухкомнатной квартиры стоимостью 4 000 000 ру блей с одним из крупнейших застройщиков - продавцов квартир города . При передаче квартиры она обнаружила недостатки в качестве отделки стен , потолков , окон и дверей , настилки полов из ламината . Об обнаруженных недостатках сделала отметку в акте приема - передачи квартиры . А когда переехала в эту квартиру , обнаружила еще ряд недостатков , что и послужило основанием для обращения к пр одавцу с письменной претензией , в которой она перечислила все недо четы и указала сроки их устранения . Ее требования продавец квартиры добровольно не выполнил . После этого покупатель в претензионном порядке потребовала снизить цену квартиры на 110 000 рублей , что предусмотрено законом «О защите прав потребителей» . Но и на это продавец не отреагировал . Тогда женщина организовала проведение независимой экспертизы качества квартиры , на которой присутствовали и представители продавца . В заключении эксперта были перечислены все недостатки и указана сумма - более чем 126 000 рублей , необходимые на их устранение . Покупательница в очередной раз обратилась к продавцу с требованием о снижении цены квартиры на указанную экспертом сумму , но и после получения такого требования продавец не удовлетворил ее претензию в добровольном порядке . После обращения к нам с жалобой на продавца квартиры и просьбой защитить её права и интересы в судебном порядке , в суд было направлено исковое заявление . И он вынес решение в пользу покупательницы , по которому с ответчика взыскано 120 000 рублей в качестве снижения цены кварти ры , необходимой для устранения недостатков , 23 000 рублей в виде убытков , понесённых ею на оплату экспертизы , 200 000 рублей неустой ки за нарушение срока выполнения её претензионных требований и 5 000 рублей компенсации морального вреда . Кроме того , с ответчика в пользу покупательницы взыскан штраф - более чем 60 000 рублей за отказ от выпол нения её претензионных требований в добровольном порядке .
Если верить в себя и закон
В аналогичной ситуации оказалась еще одна жительница областного центра , купившая у другого застройщика 2- комнатную квартиру стои мостью более чем 5 500 000 рублей . Она предполагала , что за эту сумму ей будет продана идеальная кварти ра . Однако надежды не оправдались , так как в процессе непродолжитель ного проживания женщина обнару жила , что с потолков осыпалась штукатурка , межкомнатные двери отличались друг от друга по цвету , ламинат на полу уложен без предварительной технологической подготовки , из - за чего листы в местах стыков приподнялись «домиком» , стены квартиры по вертикали имели значительные отклонения он нормы , местами были обклеены кусками обо ев , вентиляционная система в ванной была установлена с нарушениями строительных норм и правил , как и оконные и балконные рамы . Покупательница неоднократно обращалась к продавцу квартиры с претензиями , требуя устранить недостатки . После того , как продавец демонтировал дверные полотна , чтобы заменить их на другие , а в результате установил двери с еще большим количеством недостатков , женщина решила устранять недостатки самостоятельно . Для этого она организовала проведение независимой экспертизы , чтобы определить стоимость необходимых работ . Эксперт подтвердил все перечисленные недостатки и определил , что сумма для их устранения составляет более чем 240 000 рублей . После это го владелица злополучной квартиры в очередной раз в претензии предложила продавцу в добровольном порядке снизить цену квартиры на указанную сумму . А получив отказ , обратилась к нам .
Не согласившись выплатить потреби телю 240 000 рублей в добровольном порядке , по решению суда продавец возвратил ей более чем 800 000 ру блей , включая сумму снижения цены за квартиру , неустойку , убытки , компенсацию морального вреда и штраф за отказ от добровольного удовлетворения её законных требований .
Николай БОЙКО , председатель Совета Б РО ОО «Всероссийская лига защ итников потребителей»
Фото из свободных источников