Н. Д. С. от ПТХА

Анжелика Астахова. Фото Владимира Юрченко

В России первая персональная выставка Астаховой прошла в 1998 году в столичном Центральном доме художника, вторая – в прошлом году в Старом Осколе на «Оскольской лире». С 28 июня 18 работ Анжелики впервые экспонируют в Белгороде в выставочном зале «Родина».

Уехав из Белгорода в 1990-х, Анжелика Астахова не оборвала связи с ним, возвращалась в гости – к родным и друзьям. В одно из таких возвращений, в 2015 году, вместе с другом, белгородским поэтом Виталием Волобуевым , оказалась в «Родине», познакомилась с директором выставочного зала Натальей Гончаренко . Тогда же и родилась идея персональной выставки.

Белгород – Италия – Белгород

Выставиться в родном городе – обязательная программа каждого художника, считает Анжелика Астахова:

«К этой выставке я пришла более подготовленной. На первую мою выставку, в Москве, пришёл мой учитель ( Руальд Дмитриев  – прим. ред.) и сказал: «Ленивая». У нас с ним, кстати, цветовая гамма похожа. Этому он меня научил».

Другими своими учителями она считает Леонардо да Винчи , Рембранта , Винсента Ван Гога Думаю, нам всем есть чему у них поучиться») и своего отца Георгия Астахова  – «учителя физики и лирики», как вспоминают его ученики.

«Он критиковал меня всегда за поэзию, и он научил меня стойкости духа», – говорит Анжелика.

Первое обращение к живописи тоже связано с отцом:

«Я долго валялась в больнице. Ко мне пришёл отец и спросил, что бы я хотела в честь выздоровления. Мне очень хотелось пони, но подумалось, что пони в больницу не пустят. Тогда сказала: краски, как у настоящих художников. Он пошёл к другу-художнику и спросил: «А какие краски у настоящих художников?» Масляные. Масляные краски отец и принёс в больницу. Я там заваяла два картины, за которые доктор мои краски отобрал. Я после этого перестала рисовать надолго».

  • Художница вспоминает, что училась рисовать по постерам, купленным в книжном: разглядывала каждый сантиметр. Затем ходила по музеям, трогала картины – как и чем они сделаны, как художник в них проник?

    А потом был совершенно иной виток познания себя в искусстве: переезд в Москву, оттуда – в Италию в 2001-м. Там – двухлетнее «тотальное безделье путём преодоления языковых барьеров», конкурсы живописи, персональные и коллективные выставки и появление собственного художественного направления нон-арт: «не-произведения не-искусства».

    17 дней = 17 полотен

    18 полотен открывшейся выставки разместили в фойе. 17 полотен художница написала за символичные 17 дней здесь, в Белгороде. Восемнадцатая картина – «Путешественница» – появилась раньше всех: её Анжелика Астахова в прошлом году подарила выставочному залу. Собственно, «Путешественница» и задала идею: передать эмоции человека, странствующего в мире реальном и иллюзорном – по городам и в собственных воспоминаниях. Отсюда и причудливое название выставки «Н.Д.С. от ПТХА», где есть «наброски душевных состояний» и сама Анжелика Астахова с одним из своих псевдонимов.

    «Это то, как я путешествую, как я вижу мир и как я его чувствую», – объясняет художница.

    В материальном воплощении это дорога Белгород – Санкт-Петербург – Москва – Калифорния – итальянские города – Берлин – снова Белгород. На холстах – портреты, пейзажи и не только: в почти плакатной стилистике Bacco, Venere, Tabacco ti porta noin sacco – о вреде невоздержанности, образ Христов «Спас Ярое Око» и автопортрет («Какое‑то животное»).

    Персонажи, рассказывает художница, созрели в процессе подготовки:

    «У художника какая‑то идея возникает, и он в это время работает физически – сколачивает подрамники, натягивает холсты, грунтует. За время этой работы созревают персонажи. Иначе как их можно сделать? А потом сама картина диктует, что должно быть, а ты только должен прислушаться. Во время физического труда ты стираешь свою персоналию, абстрагируешься от того, что тебя волнует, – тебя ничего не волнует, кроме воплощения какой‑то идеи, которая витает в воздухе».

  • Из Италии – насыщенные цвета в пейзажах, где «чернильным светится небо», из Германии – «Берлиняшки» и «Толстый бюргер». В дополнение к «Путешественнице» – своего рода диптих с отрывом в год «Путешественник». А из Грайворона – «Песня»:

    «Я знаю Грайворон как свои пять пальцев: ездили туда с поэтами. Я в памяти в него вернулась. И вместе с женщинами в народных костюмах, с мужчинами здесь есть вот этот мифический человек – доктор Время. Он такт отбивает как будто. Время нужно нам, чтобы всё устаканилось, сложилось».

    Из вневременного – портрет «Мамулечка». Рассказывая о его героине, Анжелика вспоминает: мама попросила нарисовать её сегодняшней. А дочь изобразила по‑своему: такой, которой знает и помнит, и с любимым жасмином.

    «Я думаю, что это хорошо, когда ты отрываешься, полетаешь-полетаешь и возвращаешься в родное гнёздышко, как и я, перелётная птичка», – говорит Анжелика.

    Работы экспонируют в «Родине» до 17 июля. На 5 июля запланирован мастер-класс художницы . После окончания выставки одну из работ художница передаст в детский дом, а остальные подарит выставочному залу.

    Оксана Придворева
     
    По теме
    Глава администрации Валуйского городского округа Алексей Дыбов вручил заслуженные награды работникам культуры Валуйской территории Глава администрации Валуйского городского округа Алексей Дыбов вручил заслуженные нагр
    VSH_3038.jpg - Губернатор и правительство Основная тема обсуждения — условия ведения бизнеса в текущей оперативной обстановке  «Последние три недели были тяжелыми для города Белгорода, Белгородского района, Грайворонского округа, для всех нас,
    Губернатор и правительство
    Бронхиальная астма у детей, "Холодовая цепь" как неотъемлемая составляющая безопасности иммунизации, особо опасные инфекции.
    Детская поликлиника №3 г. Старого Оскола
    День работника культуры - ЦБС Ракитянского района Сегодня состоялось мероприятие, приуроченное к празднованию Дня работника культуры.
    ЦБС Ракитянского района
    В музее Первой конной армии - Центр соцобслуживания населения В рамках реализации  национального проекта «Демография»  федерального проекта «Старшее поколение»  и пилотного проекта  на территории Белгородской области по созданию системы долговременного ухода,
    Центр соцобслуживания населения