Крепость на колёсах. Как «Московский метрополитен» Прохоровку защищал

Крепость на колёсах. Как «Московский метрополитен» Прохоровку защищал
Крепость на колёсах. Как «Московский метрополитен» Прохоровку защищал
На фоне «Московского метрополитена».
Фото: www.belpressa.ru
Бронепоезд «Московский метрополитен» перед отправкой на фронт. Фото с сайта urban3p.ru

Мало кто знает, какую роль сыграл на первом, самом трудном этапе Курской битвы «Московский метрополитен» – так назывался бронепоезд, который построили в 1943 году на деньги, собранные работниками столичной подземки.

В конце декабря 1942-го командир дивизиона майор Владимир Панич принял два новых бронепоезда. Первый – № 737  – считался тяжёлым, так как на его вооружении были два 107-миллиметровых орудия. Второй бронепоезд – № 746  – считался лёгким. Это и был «Московский метрополитен» .

Сдерживая натиск врага у Прохоровки, он принял на себя удар армады фашистских танков и самолётов.

Фашистам наперерез

На строительство бронепоезда работники метро собрали 706 тыс. рублей . Этот патриотический порыв оценил Сталин : его благодарность зачитали на многолюдном митинге 21 марта 1943 года, на котором поезд торжественно передали командованию дивизиона. Строители дали экипажу наказ «не щадя жизни, бить проклятых гитлеровских извергов» .

«Метрополитен» получился истинно грозным оружием, оснащённым башнями от Т-34, пулемётами для борьбы с вражеской пехотой и зенитными орудиями. Его четыре боевые площадки могли противостоять танкам и самолётам, не говоря уже о пехоте», – рассказывает Глазунов.

Боевой экипаж бронепоезда, состоящий в основном из добровольцев подземки, готовился помешать перерезать фашистам железную дорогу Белгород – Курск. В годы войны такие поезда служили настоящими крепостями на колёсах, останавливая прорывы вражеских танковых клиньев. Немцы засыпали бомбами все железнодорожные станции, а за бронепоездами шла настоящая охота.

Командиром «Метрополитена» назначили капитана Бориса Есина . Сразу после митинга поезд отправили на Курскую дугу. 3 июля 1943 года он уже базировался на станции Сажное в нескольких километрах к северу от Белгорода.

Фото с сайта urban3p.ru Боевой путь

Немцы жаждали реванша за поражение под Сталинградом. Советское командование, закрепившись у Курска, планировало наступать в направлении Орла и Белгорода. На этом этапе и сыграл свою роль бронепоезд 60-го отдельного дивизиона. Он должен был прикрывать почти 20-километровый участок железной дороги Сажное – Гостищево – Беломестное. Как свидетельствует экспозиция музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление», других регулярных частей Красной армии в этом районе не было.

«Этот участок остался едва ли не единственным не перерезанным наступающими немецкими войсками», – поясняет исследователь.

Боевые действия дивизион начал ночью 5 июля. В первую же ночь перед наступлением врага артиллеристы активно обстреливали его позиции, выходя за станцию Гостищево. На второй и третий день встретили его на станции Сажное. Яростные атаки фашистов следовали одна за другой со стороны хутора Смородино. В прорыв пошла оперативная группа «Кампф». Но под массированными залпами бронепоезда немецкие атаки захлёбывались ещё на подступах.

Из воспоминаний командира орудия третьей бронеплощадки «Метрополитена» старшего сержанта Ивана Соколова :

«С бронепоезда стреляли прямой наводкой подкалиберными и бронебойными снарядами… Бой был жестокий и скоротечный. Под защитой дымовой завесы немцы повернули вспять. Пошли в контратаку наши знаменитые Т-34. Завязался танковый бой, который продолжался до позднего вечера. На поле догорали танки, штурмовые орудия и бронетранспортёры…»

Но силы были неравны. У «Метрополитена» заканчивались боеприпасы. Срочно требовалось сменить позицию и пополнить запасы. Командир Есин решил отходить к станции Беленихино. Однако пройти туда не удалось: огонь врага вывел из строя значительную часть пути. Оставалось одно: вернуться обратно. Поезд лишился возможности манёвра. Вся надежда оставалась на мощь брони.

На фоне «Московского метрополитена».
Фото с сайта cherdak-kollekcionera.alltrades.ru До последнего выстрела

Бой шёл три долгих дня. Один бронепоезд и несколько десятков человек сдержали крупное немецкое наступление, уничтожив шесть тяжёлых танков и самоходок, четыре самолёта и десять миномётных батарей. «Метрополитеновцы» стояли насмерть до последнего боеприпаса. Зияя пробоинами на всех своих бронеплощадках, поезд ещё огрызался залпами из оставшихся орудий, продолжая свой последний поединок с танками и почти двумя десятками пикирующих юнкерсов. Но все понимали: с такими тяжёлыми повреждениями, оказавшись на линии главного удара, он был обречён…

В 9 утра 7 июля «Метрополитен» окончательно потерял способность к передвижению и ведению огня. Командир бронеплощадки «Московского метрополитена» Борис Перлин рассказывал:

«Из‑за непрерывной стрельбы внутри стало невыносимо жарко, вся команда сняла с себя гимнастёрки и даже нательные рубашки. Пот заливал глаза, мешая вести прицельный огонь. Фашистские танки не прошли на нашем участке. Но и бронепоезд был полностью выведен из строя…»

Боясь попасть в плен, командир Есин решил взорвать состав. А оставшимся в живых приказал отходить пешим ходом.

Сам Есин погиб только спустя год. А немцы так и не смогли перерезать железную дорогу на этом участке.

Благодаря этому в середине июля в район Курской битвы был переброшен стратегический резерв из Воронежа. А  5 августа 1943 года Красная армия освободила Курск и Белгород. Победа на Курской дуге завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Очевидцы рассказывают: в 1960-е годы на месте последнего боя «Метрополитена» электрифицировали железнодорожную линию Белгород – Курск. Около переезда станции Сажное потребовалось спилить вековой дуб, мешающий строительству. Сделать это так и не удалось: самая мощная техника оказалась бессильной. Ствол дерева был буквально нашпигован осколками вражеских снарядов, обрушенных когда‑то на поезд.

В память о легендарном бронепоезде в 2003 году запустили именной поезд «Курская дуга» . О подвиге экипажа 60-го отдельного дивизиона бронепоездов будут вечно напоминать мемориальные доски, установленные на вокзалах станций Сажное и Беленихино.

Свидетель гибели состава Николай Рыльцов написал о подвиге «Московского метрополитена» две книги. Долгие годы после войны он собирал материал о погибшем дивизионе. Искал и находил людей, служивших в его экипаже. В фондах музея-заповедника «Прохоровское поле» хранится макет «Метрополитена», сделанный Рыльцовым, и альбом с фотографиями членов экипажа, подаренные им в 1997 году.

Анна Морозова
 
По теме
Сотрудники Госавтоинспекции встретились с представителями торговых предприятий, осуществляющими продажу электросамокатов, моноколес и других средств передвижения,
К празднику по дорожной безопасности воспитанники дошкольного учреждения готовились целую неделю - разучивали стихи, повторяли правила, отрабатывали навыки безопасного поведения в качестве пешеходов и велосипедистов.
Об этом сообщила пресс-служба городской администрации Алексей СЕРГУНИН Участок автодороги на проспекте Ватутина в Белгороде, пострадавший в результате обстрела со стороны Украины 20 марта, уже ремонтировали.
В Губкине, чтобы напомнить ребятам, чем опасен пешеходный переход если быть невнимательным, активисты Движения разработали специальные листовки и памятки.
В Старооскольском городском округе, в рамках муниципальной акции «Безопасные каникулы» к своим подопечным из кадетского класса обратились наставники.
В Губкине на заседание руководителей штабов ЮИД ребята пригласили автоинспекторов, чтобы посоветоваться и выработать алгоритм работы со школьниками на период весенних каникул.
Сотрудники Госавтоинспекции встретились с представителями торговых предприятий, осуществляющими продажу электросамокатов, моноколес и других средств передвижения,
ГИБДД
VSH_3038.jpg - Губернатор и правительство Основная тема обсуждения — условия ведения бизнеса в текущей оперативной обстановке  «Последние три недели были тяжелыми для города Белгорода, Белгородского района, Грайворонского округа, для всех нас,
Губернатор и правительство
«Наш парк самый красивый и крутой!». - Корочанский район Такие эмоции испытали участники акции «Марафон достижений» в Корочанском районе «Марафон достижений» позволяет презентовать новые благоустроенные пространства в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городс
Корочанский район
Уборка памятников - Управление образования Уборка памятников-неотъемлемая часть мероприятий по сохранению исторического наследия.
Управление образования