Мало кто знает, какую роль сыграл на первом, самом трудном этапе Курской битвы «Московский метрополитен» – так назывался бронепоезд, который построили в 1943 году на деньги, собранные работниками столичной подземки.
В конце декабря 1942-го командир дивизиона майор Владимир Панич принял два новых бронепоезда. Первый – № 737 – считался тяжёлым, так как на его вооружении были два 107-миллиметровых орудия. Второй бронепоезд – № 746 – считался лёгким. Это и был «Московский метрополитен» .
Сдерживая натиск врага у Прохоровки, он принял на себя удар армады фашистских танков и самолётов.
Фашистам наперерезНа строительство бронепоезда работники метро собрали 706 тыс. рублей . Этот патриотический порыв оценил Сталин : его благодарность зачитали на многолюдном митинге 21 марта 1943 года, на котором поезд торжественно передали командованию дивизиона. Строители дали экипажу наказ «не щадя жизни, бить проклятых гитлеровских извергов» .
«Метрополитен» получился истинно грозным оружием, оснащённым башнями от Т-34, пулемётами для борьбы с вражеской пехотой и зенитными орудиями. Его четыре боевые площадки могли противостоять танкам и самолётам, не говоря уже о пехоте», – рассказывает Глазунов.
Боевой экипаж бронепоезда, состоящий в основном из добровольцев подземки, готовился помешать перерезать фашистам железную дорогу Белгород – Курск. В годы войны такие поезда служили настоящими крепостями на колёсах, останавливая прорывы вражеских танковых клиньев. Немцы засыпали бомбами все железнодорожные станции, а за бронепоездами шла настоящая охота.
Командиром «Метрополитена» назначили капитана Бориса Есина . Сразу после митинга поезд отправили на Курскую дугу. 3 июля 1943 года он уже базировался на станции Сажное в нескольких километрах к северу от Белгорода.
Фото с сайта urban3p.ru Боевой путьНемцы жаждали реванша за поражение под Сталинградом. Советское командование, закрепившись у Курска, планировало наступать в направлении Орла и Белгорода. На этом этапе и сыграл свою роль бронепоезд 60-го отдельного дивизиона. Он должен был прикрывать почти 20-километровый участок железной дороги Сажное – Гостищево – Беломестное. Как свидетельствует экспозиция музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление», других регулярных частей Красной армии в этом районе не было.
«Этот участок остался едва ли не единственным не перерезанным наступающими немецкими войсками», – поясняет исследователь.
Боевые действия дивизион начал ночью 5 июля. В первую же ночь перед наступлением врага артиллеристы активно обстреливали его позиции, выходя за станцию Гостищево. На второй и третий день встретили его на станции Сажное. Яростные атаки фашистов следовали одна за другой со стороны хутора Смородино. В прорыв пошла оперативная группа «Кампф». Но под массированными залпами бронепоезда немецкие атаки захлёбывались ещё на подступах.
Из воспоминаний командира орудия третьей бронеплощадки «Метрополитена» старшего сержанта Ивана Соколова :
«С бронепоезда стреляли прямой наводкой подкалиберными и бронебойными снарядами… Бой был жестокий и скоротечный. Под защитой дымовой завесы немцы повернули вспять. Пошли в контратаку наши знаменитые Т-34. Завязался танковый бой, который продолжался до позднего вечера. На поле догорали танки, штурмовые орудия и бронетранспортёры…»
Но силы были неравны. У «Метрополитена» заканчивались боеприпасы. Срочно требовалось сменить позицию и пополнить запасы. Командир Есин решил отходить к станции Беленихино. Однако пройти туда не удалось: огонь врага вывел из строя значительную часть пути. Оставалось одно: вернуться обратно. Поезд лишился возможности манёвра. Вся надежда оставалась на мощь брони.
На фоне «Московского метрополитена».Фото с сайта cherdak-kollekcionera.alltrades.ru До последнего выстрела
Бой шёл три долгих дня. Один бронепоезд и несколько десятков человек сдержали крупное немецкое наступление, уничтожив шесть тяжёлых танков и самоходок, четыре самолёта и десять миномётных батарей. «Метрополитеновцы» стояли насмерть до последнего боеприпаса. Зияя пробоинами на всех своих бронеплощадках, поезд ещё огрызался залпами из оставшихся орудий, продолжая свой последний поединок с танками и почти двумя десятками пикирующих юнкерсов. Но все понимали: с такими тяжёлыми повреждениями, оказавшись на линии главного удара, он был обречён…
В 9 утра 7 июля «Метрополитен» окончательно потерял способность к передвижению и ведению огня. Командир бронеплощадки «Московского метрополитена» Борис Перлин рассказывал:
«Из‑за непрерывной стрельбы внутри стало невыносимо жарко, вся команда сняла с себя гимнастёрки и даже нательные рубашки. Пот заливал глаза, мешая вести прицельный огонь. Фашистские танки не прошли на нашем участке. Но и бронепоезд был полностью выведен из строя…»
Боясь попасть в плен, командир Есин решил взорвать состав. А оставшимся в живых приказал отходить пешим ходом.
Сам Есин погиб только спустя год. А немцы так и не смогли перерезать железную дорогу на этом участке.
Благодаря этому в середине июля в район Курской битвы был переброшен стратегический резерв из Воронежа. А 5 августа 1943 года Красная армия освободила Курск и Белгород. Победа на Курской дуге завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
Очевидцы рассказывают: в 1960-е годы на месте последнего боя «Метрополитена» электрифицировали железнодорожную линию Белгород – Курск. Около переезда станции Сажное потребовалось спилить вековой дуб, мешающий строительству. Сделать это так и не удалось: самая мощная техника оказалась бессильной. Ствол дерева был буквально нашпигован осколками вражеских снарядов, обрушенных когда‑то на поезд.
В память о легендарном бронепоезде в 2003 году запустили именной поезд «Курская дуга» . О подвиге экипажа 60-го отдельного дивизиона бронепоездов будут вечно напоминать мемориальные доски, установленные на вокзалах станций Сажное и Беленихино.
Свидетель гибели состава Николай Рыльцов написал о подвиге «Московского метрополитена» две книги. Долгие годы после войны он собирал материал о погибшем дивизионе. Искал и находил людей, служивших в его экипаже. В фондах музея-заповедника «Прохоровское поле» хранится макет «Метрополитена», сделанный Рыльцовым, и альбом с фотографиями членов экипажа, подаренные им в 1997 году.
Анна Морозова