В мастерской художника. Валерия Федорова

Турецкий кофе, 2013
Девочка с японским веером, 1999
Июнь-ягодник, 1997
Индийские куклы, 2014
Щедрое чаепитие, 2015
Осенний натюрморт, 1990
Натюрморт с капустой, 1996
Бобрышевские мухоморы, 1997
Русский чай, 1998
Семейные реликвии, 2008
Пионы, 1996
Ветка груши, 1997
Крымские сувениры, 2001
Обложка к книге А. Чуриловой «Кошачий след», 2008
Первое лето, 2008
Белый верблюжонок, 1982
Антилопы Мунтжак, 1982
Дашка спит, 1994
Завтрак у кенгуру, 1985
Филич, 2000
Фото: mirbelogorya.ru
В мастерской художника. Валерия Федорова

Валерия Федорова. Фото: из личного архива художницы

Анималистика – изображение животных – не самый популярный жанр среди белгородских художников. Мы знаем местных живописцев и графиков большей частью по их портретам, пейзажам или сюжетно-тематическим картинам. Но все же есть среди них человек, который знаком зрителю в первую очередь как художник-анималист – Валерия Федорова. Ее работы – яркие, сочные, насыщенные цветом – как лекарство от хандры и грусти. Убедимся в этом, отправившись в мастерскую художника.

Родилась Валерия Олеговна Федорова в Казахской ССР, в Алма-Ате. Здесь прошло ее счастливое советское детство – именно так она описывает это период своей жизни. Поездки в горы, кружки юных натуралистов, пионерские лагеря, посещения оперных и драматических театров, выставок – впечатления о том времени вряд ли когда-то сотрутся из памяти. Насыщенные событиями детские годы сформировали особый характер Валерии Олеговны как художника – ее работы наполнены яркими, теплыми красками, как и воспоминания о ее детстве.

fedorova3

  • Турецкий кофе, 2013

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/fedorova3/1.jpg

  • Девочка с японским веером, 1999

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/fedorova3/2.JPG

  • В Белгород семья Федоровых переехала, когда Валерия была еще ребенком. Здесь она окончила школу и уже серьезно начала заниматься изобразительным искусством. Ее первая персональная выставка состоялась, когда она еще училась в художественной школе. Работы экспонировались в Польше, в городе Ополе, и случилось это фактически спонтанно – по просьбе польских коллег была выставлена серия ее путевых набросков, которые были сделаны во время этой поездки.

    Валерия Олеговна пишет в основном акварелью. Любовь к этой технике появилась еще до поступления в университет. Преподаватель в художественной школе Валентин Слюсарев научил ее писать акварелью по сырому. И буквально заразил свою ученицу любовью к этой непростой технике.

    К слову, трудно определенно сказать, к какому виду изобразительного искусства относится акварель. На основании различных доводов ее причисляют и к живописи, и к графике. Так, например, акварельные работы пишутся по всем законам живописи. Здесь также используется цвет, но с небольшой оговоркой – все пространство не обязательно заполняется краской, могут оставаться «белые пятна». С другой стороны, акварельные работы – не рельефные, на них вы не найдете характерных мазков, а красочный слой не густой и насыщенный, а полупрозрачный. К тому же акварелью пишут на бумаге, а не на холсте – а это уже главный признак, по которому ее относят к графике.

    «Если вы будете говорить с музейщиками, они вам скажут, что акварель – это однозначно графика. Потому что графика – все, что выполняется на бумаге. Такая есть точка зрения. Любой акварелист же вам скажет, что в акварели используются все законы живописи. У акварели столько много технических приемов – даже больше чем у масла. Она может быть спонтанной, лессировочной, с монотипией, мокрым по мокрому или по сухому, в смешанных техниках», – объясняет Валерия Олеговна.

    fedorova2

  • Июнь-ягодник, 1997

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/fedorova2/1.jpg

  • Индийские куклы, 2014

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/fedorova2/2.JPG

  • Щедрое чаепитие, 2015

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/fedorova2/3.jpg

  • Осенний натюрморт, 1990

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/fedorova2/4.jpg

  • Натюрморт с капустой, 1996

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/fedorova2/5.jpg

  • Бобрышевские мухоморы, 1997

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/fedorova2/6.jpg

  • Русский чай, 1998

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/fedorova2/7.jpg

  • Семейные реликвии, 2008

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/fedorova2/8.JPG

  • Пионы, 1996

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/fedorova2/9.jpg

  • Ветка груши, 1997

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/fedorova2/10.jpg

  • Крымские сувениры, 2001

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/fedorova2/11.jpg

  • Тема животного мира с детства была близка Валерии Федоровой. По ее воспоминаниям, самым первым рисунком было изображение кота. Животных, конечно, рисуют все дети. Но у маленькой Леры это переросло в большее, чем просто увлечение. В студенческие годы она серьезно взялась за эту тему и даже диплом защищала по анималистике. Называлась работа «Материнство в мире животных», а защита проходила 5 июня, в День экологии.

    «Портрет человека и животного – это очень взаимосвязано. Когда много рисуешь животных, и человека легче рисовать. Мы существа по сути близкие, хотя и по-разному сложены природой. Но животное практически не скрывает своего состояния. Это тренирует чувство обостренного восприятия характера. И, конечно, это потом помогает в работе», – рассказывает художница.

    fedorova1

  • Обложка к книге А. Чуриловой «Кошачий след», 2008

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/fedorova1/1.JPG

  • Первое лето, 2008

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/fedorova1/2.JPG

  • Белый верблюжонок, 1982

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/fedorova1/3.JPG

  • Антилопы Мунтжак, 1982

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/fedorova1/4.JPG

  • Дашка спит, 1994

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/fedorova1/5.jpg

  • Завтрак у кенгуру, 1985

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/fedorova1/6.jpg

  • Филич, 2000

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/fedorova1/7.jpg

  • Строптивый, 1990

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/fedorova1/8.jpg

  • Тигрица Юта, 1982

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/fedorova1/9.jpg

  • Ночью в зоопарке, 1982

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/fedorova1/10.jpg

  • Веселая семейка, 1995

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/fedorova1/11.JPG

  • Для кого-то анималистика, как и, например, натюрморты – это работы несерьезные. «Меня ругали за мелкотемье: цветы, животные», – говорит Валерия Олеговна. Но человек, который так считает, вряд ли пытается глубоко осмыслить такие работы. Ведь животные и цветы – это не поверхностные темы, пусть даже они в большинстве своем не нацелены нести в массы мораль. Просто у них другая миссия. Чаще всего – это радовать зрителей, поднимать им настроение, показывать им что-то доброе, красивое, интересное.

    «Я считаю, в искусстве человек имеет право на свое видение, свой материал, свою манеру. Имеет право. Потому что если не в искусстве, то где? Именно здесь человек может раскрываться. Он может быть на людях сдержанным, а в работе эмоциональным. А вообще, по моему мнению, у художников две миссии. Одна очень серьезная – будоражить, не давать жить равнодушно, вторая – успокаивать и утешать. Вот у меня, наверное, вторая миссия. Я не пишу драматичные, острые и, может быть, «злые» вещи. Не призываю к чему-то, я утешаю, успокаиваю», – говорит Валерия Олеговна.

    Валерия Олеговна Федорова попробовала себя в монументальном искусстве – участвовала в росписи храмов вместе с творческой командой белгородского художника Александра Работного, занималась декоративно-прикладным творчеством, дважды избиралась членом правления белгородского отделения Союза художников, преподавала и преподает сейчас в Белгородском госуниверситете. За ее плечами – большой художественный опыт, и для этого не обязательно перечислять ее многочисленные выставки.

    При этом о себе как о художнике Валерия Олеговна говорит скромно. Она считает, что для женщины такая профессия – это своего рода испытание. Работать приходится «на два фронта» – много времени нужно уделять и профессии, и своей семье. Но семьей, считает Валерия Олеговна, нельзя жертвовать даже ради громкого и известного имени. Да и дело ведь не в популярности и славе. Если хотя бы одна работа художника затронет чувства зрителя, заставит его улыбнуться – этого будет достаточно. В нашей жизни всегда были и будут трудности, и яркие акварельные работы Валерии Федоровой – это попытка сделать ее немного добрее и светлее.

    Фото: из личного архива Валерии Федоровой

    Читайте другие материалы из цикла «В мастерской художника»:

    В мастерской художника. Иосиф Бобенчик

    В мастерской художника. Владимир Желобок

    В мастерской художника. Николай Коркин

    В мастерской художника. Андрей Лукомский

    В мастерской художника. Интигам Акперов

    В мастерской художника. Сергей Бастаджян

    В мастерской художника. Марина Шепорнева

    В мастерской художника. Анатолий Иванов

    В мастерской художника. Леонид Пусный

    В мастерской художника. Игорь Черный

    В мастерской художника. Владимир Лыткин

    В мастерской художника. Геннадий Кудрявцев

    В мастерской художника. Виктор Иванчихин

    В мастерской художника. Александр Пшеничный

    В мастерской художника. Екатерина Севергина

    В мастерской художника. Юрий Данченко

    В мастерской художника. Григорий Новиков

    В мастерской художника. Сергей Расковалов

    В мастерской художника. Игорь Кириченко

    В мастерской художника. Наталья Расковалова

    В мастерской художника. Андрей Митрягин

    В мастерской художника. Галина Аксенова

    В мастерской художника. Владимир Аксенов

    В мастерской художника. Яна Серпухова

    В мастерской художника. Милада Исаева

    В мастерской художника. Владимир Нестерков

    В мастерской художника. Светлана Черникова

    В мастерской художника. Алексей Юсупов

    В мастерской художника. Наталья Плешкова

    В мастерской художника. Мария Браковенко

    В мастерской художника. Александр Мамонтов

     

    Евгения Здесенко проспект Славы, 60 308000 Белгород +7 (4722) 58-44-00
     
    По теме
    Бронхиальная астма у детей, "Холодовая цепь" как неотъемлемая составляющая безопасности иммунизации, особо опасные инфекции.
    Детская поликлиника №3 г. Старого Оскола
    Фото: Екатерина Ушакова Главная цель проекта – привлечь детское внимание к медицинской тематике, научить правильному оказанию первой помощи себе и товарищу при различных ситуациях и травмах.
    Сетевое издание Просторы 31
    День работника культуры - ЦБС Ракитянского района Сегодня состоялось мероприятие, приуроченное к празднованию Дня работника культуры.
    ЦБС Ракитянского района
    В музее Первой конной армии - Центр соцобслуживания населения В рамках реализации  национального проекта «Демография»  федерального проекта «Старшее поколение»  и пилотного проекта  на территории Белгородской области по созданию системы долговременного ухода,
    Центр соцобслуживания населения