Виктор Василенко: Комсомолец Леонид Быков Моё творческое участие в создании этого материала минимальное: я просто записал рассказ моего отца Юрия Константиновича Василенко, который в начале 50-х годов работал заведующим отделом студенческой молодёжи Харьковского горкома ЛКСМУ. Не так давно отец ушёл из жизни. Его памяти я посвящаю эту публикацию.

Виктор Василенко: Комсомолец Леонид Быков Моё творческое участие в создании этого материала минимальное: я просто записал рассказ моего отца Юрия Константиновича Василенко, который в начале 50-х годов работал заведующим отделом студенческой молодёжи Харьковского горкома ЛКСМУ. Не так давно отец ушёл из жизни. Его памяти я посвящаю эту публикацию.
Фото: www.belkprf.ru




Записал Виктор ВАСИЛЕНКО,
Белгород.



Мне довелось встречаться с Леонидом Быковым, когда я работал в Харьковском горкоме комсомола. В это время Лёня был студентом Харьковского театрального института, а затем артистом Харьковского академического театра имени Т.Г. Шевченко.

Как рассказывал сам Леонид, при поступлении в институт он по формальным показателям не проходил по конкурсу, но его, тем не менее, зачислили – настоял выдающийся украинский актёр Иван Марьяненко, который сумел увидеть в пареньке незаурядный талант. Иван Александрович стал и творческим наставником Быкова.

Общительный и дружелюбный, Лёня располагал к себе буквально с первого знакомства. Готовность пошутить, понять и принять шутку собеседника удивительным образом сочеталась в нём со сдержанностью и даже какой-то мягкой застенчивостью. В его внешнем виде и поведении совершенно отсутствовали рисовка, аффектация, столь распространённые у будущих артистов, музыкантов, художников.

В институте Леонид завоевал и симпатии товарищей, и авторитет у них. Его избрали в комитет комсомола вуза, где поручили культмассовый сектор. Вместе с секретарём комитета Володей Крайниченко они не раз организовывали студенческие «капустники» с весёлыми сценками на злобу дня, меткими пародиями. Невозмутимый и даже несколько флегматичный Крайниченко и живой, горячий Быков образовали идеальную пару ведущих. К тому же ростом Володя был намного выше Леонида.

Леонид и Володя подружились. Оба, ещё студентами, пробовали свои силы в театре Шевченко, оба были приняты в его постоянную труппу. Думаю, что дружба с Крайниченко, прошедшим войну и вообще богаче жизненным опытом, была очень полезной для Быкова.

Запомнилось их выступление в качестве ведущих концерта на городской комсомольской конференции. Крайниченко, который входил в прежний состав горкома комсомола, как бы передавал полномочия Быкову, только что избранному в новый горком.

Дипломатично, но твёрдо отказавшись от заранее подготовленного текста, они импровизировали прямо на материале конференции. Острые стрелы их сатиры порой были достаточно ядовитыми, чтобы привлечь внимание партийных «кураторов» конференции. А главное, никто не мог предугадать, что они могут «выкинуть» дальше. Было даже требование прекратить концерт как «неподготовленный». К чести секретаря горкома комсомола Нины Пернач, она устояла перед этим напором, и никаких «оргмер» принимать не стала. А ребята, не подозревая о том, что происходит за их спинами, продолжали веселить зал.

Вот Лёня пришёл удить рыбу. Поплавок затрепыхался, но вместо того, чтобы подсечь добычу, рыболов снимает трубку припасённого телефона:

- Иван Иванович, тут кое-что клюёт. Какие будут указания?

Все последующие действия выполняются строго по указанию Ивана Ивановича. Зато вытащив в итоге дырявый башмак, Быков радуется: с себя ответственность он снял.

Запомнился и такой диалог на ту же тему роли телефона во взаимодействии низовых комсомольских организаций и горкома:

- Так по какой же линии осуществлял горком руководство вашей организацией?

- Главным образом, по телефонной.

На этой же конференции театр Шевченко покритиковали за то, что в его репертуаре мало постановок, где молодые артисты могли бы сыграть своих сверстников из советской жизни. Такие спектакли были бы лучше поняты и приняты молодёжью.

Учтя это пожелание, шевченковцы решили поставил инсценировку знаменитого романа «Как закалялась сталь». Не без колебаний – уж больно не соответствовал он по типажу сложившемуся представлению о Корчагине – главную роль решили поручить Леониду Быкову. И он сыграл блестяще. Его Павка Корчагин был не таким суровым, как герой Николая Островского, но в нём было столько задора, столько жизненной энергии, что она передавалась зрителям, и зал с первой до последней минуты увлечённо сопереживал герою.

Спектакль стал событием. Чтобы удовлетворить всех желающих его увидеть, посещения приходилось планировать. Некоторые крупные предприятия «забирали» весь зал на несколько вечеров подряд.

О постановке появились похвальные рецензии в центральных газетах. Лёню заметили. Приглашения от столичных театров он отклонил не раздумывая: вне коллектива шевченковцев себя не представлял. А вот перед соблазном кино не устоял. Тем более, что поначалу речь шла только об участии в съёмках при продолжении работы в театре как основной. Такое совмещение – обычное дело в актёрской среде. Но, видимо, слишком уж цельной натурой был Леонид. Раздвоение творческих задач не приносило ему удовлетворения. Да и новое руководство театра косо смотрело на частые отлучки Быкова. Ко всему, внезапно умер Владимир Крайниченко, и Леонид очень тяжело пережил потерю друга.

…Уже после кончины Володи выяснилось, что врачи сообщили ему о тяжёлой болезни мозга и предложили операцию. Отказ от операции означал неминуемую смерть через полтора-два года, операция давала шанс на жизнь, но была угроза, что она повлечёт потерю разума. Поставленный перед такой альтернативой, Крайниченко отказался от операции и с поистине фронтовым мужеством провёл остаток жизни, ни в чём не изменив её течения, ни единым словом или поступком не зародив и тени подозрения у коллег и близких…

Всё это вместе взятое и предопределили решение Леонида Быкова уйти из труппы театра и уехать из Харькова. Так перестал существовать талантливый театральный актёр и родился популярный киноактёр Леонид Быков. Впоследствии, видя на экране очередного симпатичного героя, изображаемого Быковым, я вспоминал мнение харьковских ценителей театра: загубило кино великого артиста. Впрочем, сам Леонид Быков упорно добивался возможности сказать именно своё весомое слово в киноискусстве. И сумел это сделать. Его фильм «В бой идут одни старики» вошёл в золотой фонд советского кино и вот уже четыре десятилетия остаётся духовным достоянием народа.

Записал Виктор ВАСИЛЕНКО,

Белгород





               
 
По теме
Глава администрации Валуйского городского округа Алексей Дыбов вручил заслуженные награды работникам культуры Валуйской территории Глава администрации Валуйского городского округа Алексей Дыбов вручил заслуженные нагр
VSH_3038.jpg - Губернатор и правительство Основная тема обсуждения — условия ведения бизнеса в текущей оперативной обстановке  «Последние три недели были тяжелыми для города Белгорода, Белгородского района, Грайворонского округа, для всех нас,
Губернатор и правительство
Банк России предупреждает: мошенники используют новую схему обмана - Belnovosti.Ru Злоумышленики направляют на электронную почту письмо, в котором выдают себя за сотрудников налоговой службы и требуют предоставить декларацию на доходы — для этого надо перейти по ссылке На открывшейся странице челове
Belnovosti.Ru
«Наш парк самый красивый и крутой!». - Корочанский район Такие эмоции испытали участники акции «Марафон достижений» в Корочанском районе «Марафон достижений» позволяет презентовать новые благоустроенные пространства в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городс
Корочанский район
Уборка памятников - Управление образования Уборка памятников-неотъемлемая часть мероприятий по сохранению исторического наследия.
Управление образования