Кинорецепты Юсупа Разыкова

Фото: sun1-3.userapi.com

Десятки киносценариев и отснятых картин, сотни наград международных и российских кинофестивалей, а ещё очень точное отношение к деталям в кадре и свой неповторимый почерк в каждой киноработе. Пожалуй, так можно представить Юсупа Разыкова – режиссёра, премьерный показ фильма которого состоялся в киноцентре «Русич». Это далеко не единственный фильм, который будет показан белгородской публике в рамках фестиваля «Сталкер» - всю неделю белгородцев ждут разнообразные новинки отечественного синематографа и интересные встречи, поскольку данный кинофестиваль даёт возможность не только познакомиться с работами отечественных режиссёров, но что особенно важно, позволяет напрямую пообщаться с их авторами и перед показом, и сразу после него.

- «Сталкер» - мой родной фестиваль, ведь встреча со зрителями очень волнующая и очень необходимая, - пояснил перед показом Юсуп Разыков. - Здесь зритель другой: он приходит на такое кино, чтобы что-то для себя найти, открыть, понять.

Мне довелось пообщаться с Юсупом Разыковым, который привёз на фестиваль киноленту под названием «Турецкое седло». Если говорить о картине, то первое, что приходит на ум при просмотре – это действительно картина: каждый кадр выверен настолько, что если нажать на паузу, им просто можно любоваться как произведением живописи. Но не только в этом секрет хорошего настоящего кино, которое делает Юсуп Разыков. Я спросила у режиссёра, может быть, есть какой-то особый рецепт его успешности? Возможно, для хорошей картины нужны известные актёры?

- Нет, - ответил Юсуп Сулейманович. - Хороший актёр, это конечно всегда спасение, но востребованные актёры, порой, просто топчутся на месте. Некоторые за год умудряются сняться в 5-6 лентах. В результате имена становятся клишированными, а значит и не интересными. Хорошее кино, это, прежде всего, история или проблема, которая близка. Ты можешь жить и даже не подозревать, что в нашем обществе есть вот такие, например, проблемы, пока тебе их кто-то не показал как через линзу – выпукло. Я стараюсь снимать истории, которые меня захватили, вызвали сильную эмоцию, даже если это было чувство отвращения.
Вот и фильм «Турецкое седло», премьера которого состоялась в Белгороде, тоже имеет свою историю. Как поведал его создатель, желание снять картину пришло, когда он встретил шестидесятилетнего актёра, давно не снимающегося в кино, не работающего в театре, на пенсии.

- Он мне стал интересен тем, что заключал в себе какой-то код, - делится режиссёр. - Код, который позволяет узнать, что с нашей страной произошло, почему мы пережили то, что пережили, почему мы стали такими, какие мы сейчас есть. И тогда я придумал под него историю, которая частично случилась со мной, частично я слышал её от товарищей. Больше того – у моего друга отец был по профессии «топтуном», то есть в реальной жизни занимался тем, что делает в картине наш герой.

Обобщая немного образ главного героя, позволю себе сравнение – его жизнь напоминает несколько дней героя из фильма «День сурка». Каждое утро начинается одинаково: будильник, зарядка, вареные яйца, переодевание в форму охранника на работе и тупое слежение за системой «вход/выход». И лишь в свободные от работы часы герой вновь и вновь начинает следить за людьми, но уже не по долгу службы, а просто потому, что не может остановиться, да и не знает, чем заполнить вакуум, образовавшийся в его жизни. И лишь удивительный случай способен, казалось бы, вырвать героя из этой жуткой зацикленности, закольцованности.

Как пояснил Юсуп Разыков, знаменитое «Болеро» Ровеля – это наглядное воплощение синдрома «турецкого седла», когда в музыке слышится рефрен одной и той же гармонической мелодии. Кстати, кинокартина сама по себе очень музыкальная, отчасти и потому, что музыка здесь сыграет с главным героем злую шутку, если так можно сказать.

Но «Турецкое седло» не мюзикл, не комедия, не боевик, нет в ней умопомрачительных спецэффектов, как нет и переигрывающих актёров – всё здесь настолько органично, что ты с первых минут погружаешься в мир маленького городка, где происходит действие, а затем, постепенно и в мир главного героя, которого не сразу понимаешь и принимаешь. По сути кинокартина Разыкова – это продолжение «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина, объединённых общим мотивом изображения греховной страсти, которая разъедает саму основу человеческой души, даже если та глубока и сильна. И то, что режиссёр заставляет нас в течение фильма думать, чувствовать и сопереживать – одно из главных достоинств киноленты. Есть ли ещё в российском кинофильмы, спросила я режиссёра, которые позовут к себе зрителя, желающего и умеющего думать?

- Есть, просто наш зритель давно приучен, что за своеобразный эталон выдаётся американское, французское и итальянское кино. Но нам-то надо знать свою страну, учиться понимать своих героев, понимать, что с ними происходит и почему это происходит, - поясняет Юсуп Разыков. – Русское кино по своему творческому замесу интереснее, на мой взгляд, чем итальянское. И вот такие фестивали как «Сталкер» помогают поддерживать настоящее кино, и не просто поддерживать, а популяризировать. Ну а зрители всегда будут разные – одним нужно кино, которое называется «попкорн», где особо и думать не надо. Но есть и другие, те, что пытаются понять замысел режиссёра, пытаются проникнуть в него, думать.

Отрадно, что думать смогут не только те счастливчики, что попали в киноцентр «Русич» на премьерный показ фильма. Как сообщил режиссёр, судьба этой картины, проехавшей всю Европу и собравшей множество наград, счастливее, чем у других картин Ю.Разыкова, поскольку даже при наличии 15-20 наград в прокат они не пошли. А вот «Турецким седлом» заинтересовалась прокатная организация «Русский репортаж». Кроме того, есть предварительная договорённость с телеканалом «Культура» о показе фильма.

Но это уже история картины, которая живёт своей отдельной жизнью, а чем сейчас живёт её режиссёр?
- Я снял совсем другую картину. Другую по содержанию и по своей чувственной энергии картину с героиней, которой 83 года. Это бабушка, которая живёт в заброшенной деревне одна. В киноленте, которая называется «Керосин», зрителя тоже ждут неожиданные сюжетные повороты, - рассказывает режиссёр. - Это картина о силе русской женщины, которая не только выживает в нечеловеческих условиях, но ещё и улыбается при этом. Но я делал картину не для того, чтобы вызвать слёзы или жалость, а чтобы мы могли гордиться силой духа русской женщины.

Да и нам есть, чем гордиться – тем, что у нас есть вкусное российское кино и даровитые отечественные режиссёры, которые точно знают, как сделать нас лучше с помощью выпуклой линзы, способной высветить и то, на что мы привыкли «закрывать глаза».

Ирина БАБИНА

Фото автора

На снимаках: Кинорежиссер Юсуп Рызыков; любят белгородцы хорошее кино; автограф на память.

 
По теме
DSC_0233.jpg - Мир Белогорья Фестиваль «Сталкер-2018». Стыдные вопросы про современное некоммерческое кино Эти фильмы снимают талантливые режиссеры, эти картины становятся победителями престижных фестивалей, но не выходят в широкий прокат.
26.02.2018
 
Аплодисменты режиссеру - Голос Белогорья День второй фестивальный принёс белгородским киноманам знакомство с молодым режиссёром Александром Хантом.
21.02.2018
 
ОМВД России по Красногвардейскому району разыскивается пропавший без вести Масловский Евгений Иванович, 20.01.1976 года рождения, житель села Лазареново.
20.06.2018 УМВД по Белгородской области
► Причины происшествий на дороге бывают разные, но самая безрассудная, с тяжелыми последствиями - это управление автомобилем в состоянии опьянения.
16.06.2018 Газета Наш Белгород
►58-летний житель областного центра сообщил в полицию, что стал жертвой обмана.
25.05.2018 Газета Наш Белгород
Белгородцев познакомят с «Поэзией цвета» - Belnovosti.Ru Юбилейная выставка в честь 60-летия члена Союза художников России Александра Геннадьевича Филиппова начнёт свою работу 25 июня в холле 3-го этажа Белгородского художественного музея, сообщили в БГХМ.
20.06.2018 Belnovosti.Ru
Новый проект под открытым небом стал местом притяжения горожан ► Инициаторы «Арт-суббот» на Белгородском Арбате исходили из того, что не все белгородцы имеют возможность посещать музеи, художественные и фотогалереи.
16.06.2018 Газета Наш Белгород
Филармония завершила 51-й концертный сезон ► Яркую музыкальную точку поставило выступление народного артиста России Даниила Крамера.
16.06.2018 Газета Наш Белгород
Выставка «Булавин» открылась в музее-мастерской Станислава Косенкова ► В экспозиции представлено 12 работ белгородского художника Олега Булавина.
16.06.2018 Газета Наш Белгород
Шебекинские партийцы приняли участие в закрытии областной Спартакиады по легкой атлетике - Единая Россия 17 июня в рамках партпроекта «Здоровое будущее» активисты Шебекинского Местного отделения Партии «Единая Россия» приняли участие в закрытии областной Спартакиады среди команд муниципальных образований и городских округов
20.06.2018 Единая Россия
В Белгороде пройдет международный открытый чемпионат по спидкубингу - Vbelgorode.Com 7 - 8 июля в г. Белгороде при поддержке ПАО "Ростелеком" пройдет ежегодный международный открытый чемпионат по спидкубингу White City Cubing 2018, проводимый под эгидой Всемирной Ассоциации кубика (WCA).
19.06.2018 Vbelgorode.Com
► На мультимедийномму экране, который установлен на берегу Везёлки, будут транслироваться все матчи с участием сборной России по футболу.
16.06.2018 Газета Наш Белгород
Команда УМВД Белгорода в товарищеском матче уступила старооскольцам ►  На   лавном  стадионе   областного  центра   прошел  товарищеский   матч между   полицейскими  Белгорода   и   Старого  Оскола .
15.06.2018 Газета Наш Белгород
Белгородское УФАС России рассмотрело  жалобу ООО «Электросвязь» на положения документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству сетей наружного освещения автомобильной дороги «Белгород
20.06.2018 УФАС