Фото: www.belgorod.izbirkom.ru
Несомненно, от избранного Губернатора зависит дальнейший курс развития региона, реализация экономических, социально-культурных и других планов и, главное, - благополучие всех белгородцев.
Важность выборов должны понимать избиратели, но к сожалению, некоторые избиратели отказываются участвовать в них, полагая, что выборы проводятся нечестно, избирательные бюллетени, то есть их голоса, считаются неправильно, в пользу того или иного кандидата, что выборы могут быть подтасованы, документы сфальсифицированы.
В связи с этим, избиратели должны знать об организационных и законодательных гарантиях, предупреждающих нарушения законодательства и фальсификацию итогов голосования и результатов выборов, и о том, что сами члены участковых избирательных комиссий никогда не пойдут на нарушения законодательства и не имеют возможности исказить итоги голосования. А если такие попытки и будут, то сделать это не позволят многочисленные наблюдатели и члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса.
В состав избирательных комиссий назначаются только ответственные лица, с активной гражданской позицией.
Избирательным законодательством предусмотрено формирование участковых и других избирательных комиссий на основе, прежде всего, предложений политических партий. Кандидатуры от политических партий, допущенных к распределению депутатских мандатов на предыдущих выборах в Государственную Думу, в законодательные органы субъектов Российской Федерации (в Белгородской области - в областную Думу) - КПРФ, «ЕДИНАЯ РОССИЯ», СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ и ЛДПР, подлежат обязательному назначению в составы избирательных комиссий.
Предположим, что при таком составе избирательной комиссии возможно умышленное нарушение законодательства, подтасовка бюллетеней, некорректное составление протокола об итогах голосования и т.п.?
Избирательная комиссия является коллегиальным органом, все решения принимает коллегиально. Для того, чтобы умышленно совершить подлог, неправильно подсчитать бюллетени, некорректно составить протокол об итогах голосования, необходим, в первую очередь, сговор. Возможен ли сговор между членами комиссии от разных политических партий, являющихся конкурентами, уверены, что нет. Поскольку в конкурентной среде возможно только одно коллегиальное решение - то, которое удовлетворяет интересы каждого, т.е. законное.
К примеру, на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва 18 сентября 2016 года 62 процента членов участковых избирательных комиссий были назначены по предложениям политических партий, а на выборах депутатов Белгородской областной Думы шестого созыва 13 сентября 2015 года - на 64 процента.
Далее, важно напомнить про институт наблюдателей.
В соответствии с Избирательным кодексом Белгородской области с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования и до получения сообщения вышестоящей избирательной комиссии о принятии протокола об итогах голосования на избирательных участках вправе присутствовать члены и работники аппаратов вышестоящих избирательных комиссий, кандидат, зарегистрированный данной или вышестоящей избирательной комиссией, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо, а также наблюдатели.
Наблюдателей вправе назначить зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата.
Очевидно, что данное право реализуют все кандидаты, принимающие участие в выборах Губернатора области 10 сентября. В день голосования на избирательных участках будут наблюдатели от четырех зарегистрированных кандидатов. Они будут внимательно наблюдать за действиями членов участковых избирательных комиссий при выдаче избирательных бюллетеней, выезжать вместе с членами комиссии для обеспечения голосования избирателей вне помещения для голосования (в первую очередь, на дому), наблюдать за работой со списками избирателей, другими документами, за подсчетом избирательных бюллетеней, составлением протоколов об итогах голосования, их подписанием и доставлением в вышестоящую избирательную комиссию.
Наблюдатели, в случае установления нарушений вправе обращаться в участковую избирательную комиссию по поводу пресечения нарушений, а при непринятии участковой комиссией соответствующих мер - в вышестоящую избирательную комиссию, а также в суд, прокуратуру.
Например, в участковых комиссиях Белгородской области на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва 18 сентября 2016 года присутствовало 5747 наблюдателей. Таким образом, присутствие наблюдателей в избирательном процессе является, также, одной из гарантий законности и честности выборов.
Избиратели должны знать и о невозможности подделки протокола об итогах голосования.
Протокол об итогах голосования подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Протокол составляется в двух экземплярах. При составлении протокола применяется программный продукт, позволяющий изготовить протокол с машиночитаемым кодом (QR-код), для ускоренного ввода в КСА ГАС «Выборы». Первый экземпляр протокола доставляется в вышестоящую избирательную комиссию, а второй экземпляр остается в участковой комиссии. Возможно ли изготовить новый протокол, без участия председателя комиссии и при том же составе комиссии?
После подписания членами участковой избирательной комиссии первого и второго экземпляров протокола, с первого экземпляра снимаются копии, которые заверяются подписью руководителя, печатью участковой комиссии и выдаются всем членам избирательной комиссии, в том числе и с правом совещательного голоса, всем наблюдателям, представителям СМИ.
Сведения первого экземпляра протокола участковой комиссии, доставленного в вышестоящую избирательную комиссию, немедленно вводятся в ГАС «Выборы» путем сканирования QR-кода, который подделать не возможно без официального программного продукта ГАС «Выборы», по цифровым каналам связи передаются в Избирательную комиссию Белгородской области и автоматически публикуются на сайте Облизбиркома в сети «Интернет» и таким образом, данные протокола публично доступны всем избирателям.
Лицо, получившее заверенную копию протокола участковой комиссии, может сопоставить данные копии протокола с данными первого экземпляра протокола, доставленного в вышестоящую избирательную комиссию и размещенного в сети «Интернет». В случае выявления неточностей возможно соответствующее обращение в избирательную комиссию, в том числе ЦИК России, в правоохранительные органы, которые в ходе проверочных действий установят факт нарушения установленного законом порядка составления протокола.
Кроме того, Избирательная комиссия Белгородской области в течение двух месяцев со дня голосования осуществляет в областных государственных периодических печатных изданиях официальное опубликование данных, содержащихся в протоколах всех территориальных избирательных комиссий об итогах голосования.
Таки образом, исказить данные протоколов об итогах голосования в районной, городского округа, областной избирательных комиссиях невозможно.
Во всех вышестоящих избирательных комиссиях в качестве членов комиссий с правом решающего голоса работают представители от разных политических партий, они принимают протоколы и другие документы от нижестоящих избирательных комиссий, суммируют их данные и составляют протоколы, сводные таблицы об итогах голосования. К тому же, во всех вышестоящих избирательных комиссиях назначены члены комиссии с правом совещательного голоса. Многие из которых, входят в специальные группы, состоящие из членов комиссий с правом решающего и с правом совещательного голоса, по использованию комплексов средств автоматизации ГАС «Выборы», по которым оперативно поступают сведения о ходе голосования и предварительных итогах голосования. У наблюдателей и других представителей от кандидатов есть первичные документы каждой участковой избирательной комиссии - заверенные копии протоколов. Таким образом, кандидаты на всех уровнях параллельно с избирательными комиссиями ведут подсчет голосов и устанавливают итоги голосования.
Целесообразно, также, разъяснить и о не возможности подделки избирательных бюллетеней.
Каждый избирательный бюллетень, используемый на выборах Губернатора Белгородской области имеет различные степени защиты, тангирная сетка, специальный текст, нанесенный микрошрифтом и другие, подписывается двумя членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, заверяется печатью участковой комиссии.
Избирательные бюллетени изготавливаются в ЗАО «Белгородская областная типография», под контролем членов Избирательной комиссии Белгородской области и охраной сотрудников органов внутренних дел.
Следует иметь ввиду и работу членов участковых избирательных комиссий со списками избирателей.
Список избирателей - это основополагающий документ, в котором фиксируется ход голосования, число избирателей принявших участие в голосовании. Со списком избирателей работают члены УИК от разных политических партий. Требования федеральных законов, других нормативных правовых актов к порядку составления, ведения списков избирателей, также является гарантией обеспечения избирательных прав граждан, законности и честности выборов.
Главный вывод! Если кто-то и попытается сфальсифицировать итоги голосования, фальсификация и авторы этого деяния будут однозначно изобличены и привлечены к ответственности. Вспомним, на выборах депутатов Государственной Думы в 2016 году за вброс избирательных бюллетеней на избирательном участке № 1198 в поселке Томаровка Яковлевского района председатель и два члена участковой избирательной комиссии понесли уголовную ответственность.
Козлов Дмитрий Александрович, начальник отдела организационно-правовой и контрольно-ревизионной работы аппарата Избирательной комиссии Белгородской области
Источник: Избирательная комиссия
15.08.2017 17:24