Виктор Василенко: это, действительно, был важнейший шаг к истинной вере в истинного Бога





Виктор ВАСИЛЕНКО,
Белгород


Антисоветчики пытаются представить период правления Сталина некой чёрной дырой в духовной жизни России, возникшей как результат «безбожия» коммунистической власти. В 20-30-е годы разрушались храмы, подверглись репрессиям многие священнослужители; да и после войны, хотя отношение власти к Церкви заметно изменилось, Церковь по-прежнему была строжайше отделена от государства, тогда и речи не могло идти о её проникновении в учебные заведения, и воспитание оставалось атеистическим. «Людей лишили Бога, а потому неизбежно последовал духовный упадок общества», - убеждают нас. Но вот настоятель Кентерберийского собора Хьюлетт Джонсон утверждал совсем иное: советские граждане сделали «важнейший за многие годы шаг к истинной вере в истинного Бога».

Так кто же прав: обличители «сталинизма» или английский священник? Попробуем разобраться в этом вопросе, сопоставив основные принципы Сталинского проекта построения нового общества с фундаментальными принципами учения Христа. Только не христианского культа, который (как и любой другой) являет собой набор догм, обрядов и табу, в истинность которых действительно можно лишь слепо верить, как говорил ещё в III веке теолог Тертуллиан – не осуждая, а констатируя: «Верую, ибо это абсурдно»; а именно учения Христа, предлагающего систему жизненных принципов, приоритетов, ориентиров истинно человеческого бытия, которая, по словам христианского философа Этьена Жильсона «есть сумма рациональных истин» и потому не боится проверки логикой.

- Основа основ учения Христа – приоритет духовных ценностей. «Не собирайте себе сокровищ на земле,.. но собирайте себе сокровища на небе; ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Эта идея в той или иной интерпретации высказывается в Евангелиях около двадцати раз.

Но ведь это и один из важнейших идеологических принципов Сталинского проекта. Даже труд, который из века в век был, прежде всего, средством зарабатывания денег, по замыслу Сталина, должен был стать «первой жизненной потребностью» человека. Ещё в 30-е годы вождь поставил задачу сделать труд «делом чести, делом славы, делом доблести и геройства». И достигнутое в этом направлении поражало представителей западного мира. Французский писатель Ромен Роллан, который не раз подчёркивал, что «никогда не разделял идей русского большевизма», побывав в СССР в середине 30-х годов, писал: «Это, очевидно, колоссальное пробуждение человеческого сознания в области труда. Оно возможно только в настоящем социалистическом обществе, где рабочий чувствует себя хозяином, а не эксплуатируемым, где он работает не для обогащения чуждого ему класса, а для всего общества». Американский миллионер полковник Робинс делился впечатлениями: «…создаётся новый пыл, новое стремление, чего деньги никогда купить не смогут, ибо рабочие ожидают от своей работы чего-то лучшего, чем то, что могут дать деньги».

- Учение Христа категорически отвергает стремление к богатству как цель деятельности человека: «Не можете служить и Богу, и Маммоне».

В сущности, именно этот принцип Сталин выдвинул как «основной закон социализма»: «Цель социалистического производства не прибыль, а человек с его потребностями, то есть, удовлетворение его материальных и культурных потребностей». При этом советское, вернее, «сталинское» воспитание было нацелено на изживание из сознания людей жажды наживы. Выдающиеся достижения в этом направлении признавали даже «демократы». Только они интерпретировали это по-своему: считали пороком. Например, социолог К. Петренко сетовала, что под воздействием советского воспитания из сознания людей исчезло «стремление заработать побольше денег», что собственная корысть сделалась для него «неправедной и нелегитимной». Но ведь с позиции учения Христа это высшая похвала советскому воспитанию.

- Ещё один фундаментальный принцип учения Христа – отказ от собственности как необходимое условие духовного возвышения человека: «Всё, что имеешь, продай и раздай нищим (в христианском понимании – неимущим – В.В.), и будешь иметь сокровища на небесах», - сказал Он богатому. Но ещё необходимо искоренить собственность как психологический фактор, освободить сознание от её влияния. Именно в этом смысл слов Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Очевидно, что речь идёт отнюдь не о людях, лишённых духовности, а о тех, кто неимущ по духу: кто не только не владеет собственностью, но и свободен от желания владеть ею.

В годы правления Сталина частная собственность была не только отменена в экономике, но и велась большая целенаправленная работа по искоренению её как психологического фактора. Для оценки достигнутого опять же сошлюсь на мнение антисоветчика. Никто иной, как режиссёр М. Захаров негодовал, что сознание советского человека перестало воспринимать частную собственность «как естественную закономерность».

- Христос учил, что ради обретения богатств духовных человек должен пренебрегать погоней за благами материальными. «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что вам пить…», говорил Он, и в притче о сеятеле пояснил, что такие заботы подобно терниям на поле заглушают в душе людей слово, и оно бывает бесплодно.

В советском обществе, с одной стороны, воспитание было нацелено на привитие людям пренебрежения погоней за матблагами. Кстати, это достижение тоже вызвало попрёки «демократов». Ещё в конце 80-х годов д-р Рябков в статье в «Правде» обвинял «сталинизм», в том, что формирование в сознании людей ориентации на разумные материальные потребности лишило общество «движителя прогресса», под коим он понимает неограниченно растущие материальные потребности людей. С другой стороны, в Советском Союзе по мере экономического роста постепенно создавалась такая социальная защищённость людей, которая при разумных матпотребностях позволяла им на деле не заботиться, что есть и что пить и направлять время и силы на развитие внутреннего мира. Это были не «социальные» подачки, а неотъемлемое право людей, которое обеспечивалось бесплатным здравоохранением и образованием, низкими ценами на основные продукты питания и товары первой необходимости, которые были установлены при Сталине.

- Важнейший принцип учения Христа – приоритет общих интересов. Это один из главных мотивов Нагорной проповеди.

И опять же, это один из основополагающих идеологических принципов Сталинского проекта. Если бы он не сложился в сознании миллионов людей, не смогла бы наша страна ни «пробежать» за десятилетие вековое отставание в промышленном развитии от ведущих стран Запада, ни отстоять свою независимость в войне против врага, перед которым не устояло ни одно капиталистическое государство континентальной Европы. Приоритет общих интересов проявлялся не только в готовности пренебречь личными интересами ради блага страны, но и в готовности бескорыстно помочь другим людям. Уже в 90-е годы в передаче Белгородского радио врач, говоря о возникновении проблем ухода за больными, которые лежат дома, присовокупил: «Правда, на моём участке живут, в основном, пенсионеры. Это люди того времени, и они привыкли помогать друг другу».

- Стоит остановиться на ещё одном весьма существенном моменте. Социально-экономическая система капитализма базируется на стремлении к извлечению прибыли и приумножении собственности. Такая система объективно в процессе своей деятельности формирует в сознании людей «жизнеотрицающие», как назвал их философ Эрих Фромм, ценности и принципы существования – алчность, жажду обладания собственностью, эгоизм. Это дало основания весьма далёкому от симпатий к коммунистам религиозному философу Николаю Бердяеву утверждать, что капиталистическая система «есть детище пожирающей и истребляющей похоти. Она могла возникнуть лишь в обществе, которое окончательно…отвернулось от неба». Но при этом Фромм считал, что «Другие экономические условия могут вызвать к жизни прямо противоположные стремления».

Какими же, по мнению тех, кто исповедует учение Христа, должны быть эти условия? Уже после уничтожения социалистического строя в нашей стране, в 90-е годы ХХ века, митрополит С.-Петербургский и Ладожский Иоанн так сформулировал фундаментальные хозяйственно-экономические воззрения христианства: «Нравственное содержание труда как религиозного служения; оно категорически исключает понимание богатства как цели стремлений. Признание безоговорочного приоритета за производственной сферой экономического механизма. Деньги не могут «править бал» в хозяйственной жизни страны, ибо тогда делатели денег, ничего не производя, становятся господами положения. Значительная «идеологизированность» экономики, предполагающая наличие высших нравственно-религиозных целей хозяйственной деятельности. Мощное государственное регулирование экономикой. Государство является гарантом соблюдения общенациональных интересов».

Очевидно, что эти принципы противоположны основным принципам капиталистической системы и, по сути, достаточно близки (с некоторыми поправками) тем принципам, которые лежат в основе Сталинского проекта.

И эти «другие экономические условия», созданные в СССР при реализации Сталинского проекта построения нового общества, открывали невиданные дотоле возможности для утверждения в обществе гуманистических принципов человеческого существования и духовного развития народа.

Даже в годы, когда, действительно, разрушали храмы и вели гонения на Церковь, не происходило ничего похожего на духовную деградацию общества. Потому что ошибочно сводить духовность к религиозности. Андрей Тарковский, который был человеком религиозным, был убеждён, что миссию развития духовности должно нести, прежде всего, искусство. А в Советской стране буквально с первых дней после Октябрьской революции велась колоссальная работа по приобщению самых широких масс людей к духовным богатствам художественной культуры и привитию им принципов подлинно человеческого бытия. Напомню известные слова философа Александра Зиновьева, что в предвоенные годы в Советском Союзе выросло поколение, которое «в общем и целом исповедовало систему ценностей идеального человека, которую в течение столетий вырабатывали лучшие представители человеческого рода. В этой системе доминировали высшие моральные и духовные ценности».

Потрясающие достижения в духовной сфере вызывали восхищение даже тех западных интеллигентов, которые к политической системе СССР относились критически. К примеру, итальянский режиссёр Федерико Феллини писал: «Когда я был в Советском Союзе, я прежде всего ощущал христианское чувство бытия». Швейцарский писатель Фридрих Дюрренматт утверждал, что «духовность – сильнейшее оружие России». Подобных высказываний можно привести множество.

Резюмируем: Хьюлетт Джонсон был прав, утверждая, что «когда советские граждане вместо погони за прибылью сделали движущей силой своего производства заботу о пользе общества, когда вместо того, чтобы накоплять ради своего личного благополучия, они сделали целью благополучие общества, когда они доверили обществу заботу о своём благополучии, - они сделали тем самым важнейший за многие годы шаг к истинной вере в истинного Бога». Многие важные принципы Сталинского проекта построения нового общества – и не только идеологические, но и экономические – в сущности соответствуют основополагающим принципам учения Христа. Их воплощение в жизнь обеспечило выход советского общества на такой уровень духовности, который немыслим для самого развитого капиталистического государства.

Вспомним фильм Андрея Тарковского «Каток и скрипка». Он рассказывает о взаимном духовном обогащении рабочего и мальчика-скрипача. Рабочий открывает мальчику красоту и духовную сущность труда, а юный музыкант помогает рабочему ощутить огромное духовное значение художественной культуры. На Западе создано множество прекрасных картин, но с подобным духовным содержанием их не было и не может быть в принципе.

А вот результатом отказа от этих «сталинских» принципов в годы «перестройки» и продолживших её «радикальных реформ» стала духовная катастрофа. «Отечество наше, народ наш переживает ныне тяжелейшие времена смуты… святыни попраны и оплёваны, государство предано и брошено на разграбление бессовестным и алчным стяжателям, жрецам новой официальной религии – культа духовного и физического разврата, культа безудержной наживы любой ценой», - так охарактеризовал результаты «реформ» митрополит С.-Петербургский и Ладожский Иоанн в середине 90-х годов. И хотя вот уже четверть века ударными темпами возводятся храмы, а религия распространилась и в школы, и в вузы, и в СМИ, что изменилось с тех пор? И не способно измениться в социально-экономической системе, которая «могла возникнуть лишь в обществе, которое окончательно отвернулось от неба».





               
 
По теме
Сегодня, в день памяти старца Алексея, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн совершил Божественную литургию в Свято-Троицком храме Старого Оскола.
Фото: Татьяна Санькова Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн В пещерном храме прошли сугубые прошения об упокоении душ безвинно убиенных на земле святого Белогорья и в террористическом акте в Красногорске.
Духовенство 1-го Губкинского благочиния приняло участие в мастер-классе по оказанию первой доврачебной помощи - Губкинская епархия 28 марта 2024 года в Спасо – Преображенском кафедральном соборе города Губкина состоялась беседа о правилах первой доврачебной помощи раненым с применением практического мастер – класса.
Губкинская епархия
В Белгородской семинарии была проведена тематическая встреча, посвященная аскетическому наследию преп. Паисия Святогорца - БПДС 27 марта 2024 года в Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) совместно со Школой теолога Белгородского государственного национального исследовательского университета в рамках работы
БПДС
VSH_3038.jpg - Губернатор и правительство Основная тема обсуждения — условия ведения бизнеса в текущей оперативной обстановке  «Последние три недели были тяжелыми для города Белгорода, Белгородского района, Грайворонского округа, для всех нас,
Губернатор и правительство
«Наш парк самый красивый и крутой!». - Корочанский район Такие эмоции испытали участники акции «Марафон достижений» в Корочанском районе «Марафон достижений» позволяет презентовать новые благоустроенные пространства в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городс
Корочанский район
Уборка памятников - Управление образования Уборка памятников-неотъемлемая часть мероприятий по сохранению исторического наследия.
Управление образования