Виктор Василенко к 95-летию со дня рождения Юрия Никулина

Виктор Василенко к 95-летию со дня рождения Юрия Никулина
Фото: www.belkprf.ru







18 декабря исполняется 95 лет со дня рождения Юрия Никулина - одного из величайших клоунов мирового цирка второй половины ХХ века и актёра кино, завоевавшего любовь многих миллионов зрителей. Мне довелось встречаться с ним в конце 70-х годов.

Дебют нашего общения был классическим, как е2-е4 в шахматах – «Каким был Ваш путь в артисты и почему Вы отдали предпочтение цирку». Но на тривиальный вопрос последовал далеко не тривиальный рассказ.

Юрий Владимирович поведал, что его судьба во многом определилась в годы Великой Отечественной войны, в которой он был самым обычным артиллеристом. И решающую роль сыграл представитель политорганов. Когда дивизион, в котором воевал Никулин, ответил на отдых, замполит распорядился: «Никулин, солдатам нужен отдых. Ты весёлый, знаешь много анекдотов, давай, организуй самодеятельность». И оказалось, что у молодого солдата действительно есть артистический талант. Его выступление имело успех у товарищей, и после войны Юрий Никулин поступил в творческое училище. Правда,- поделился он, - мечтал о ВГИКе, но там сочли, что у него «не тот профиль», и Никулин поступил в цирковую студию, о чём впоследствии не жалел даже тогда, когда завоевал признание и в кино.

Разумеется, не мог не спросить я и об истории создания знаменитой тройки Бывалый (Евгений Моргунов), Трус (Георгий Вицин) и Балбес (Юрий Никулин).

- Гайдай готовился к съёмкам короткометражной комедии, для которой ему были нужны собака и три артиста. Ну, с собакой никаких проблем. А вот с актёрами… Восемь человек пробовались на роль Бывалого, четыре – на роль Труса. Зато, когда пришёл я, Гайдай глянул на меня, и распорядился: «Балбесов больше искать не надо». Я считаю, что «Пёс Барбос и необычный кросс» - это шедевр комедийного кино. Он компактен и в то же время очень смешной. В нём нет буквально ни одного лишнего кадра. Но снимать его было… На экране он идёт девять с половиной минут, а съёмки шли месяц. Месяц мы бегали по лесам и полям от собаки. Каждый кадр с псом приходилось переснимать по многу раз, никак он не хотел подчиняться указаниям режиссёра. Моргунов не раз говорил: «Кончится тем, что я придушу эту псину».

Мне было непонятно, почему исчезла эта тройка из гайдаевских фильмов. По общему мнению и критиков, и зрителей в «Кавказской пленнице» она засверкала новыми гранями, всем казалось, что её возможности далеко не исчерпаны. Но…

- Для нас самих это загадка, - ответил Юрий Владимирович. – Мы не соглашались с тем, что режиссёр решил расстаться с нашей тройкой, но переубедить его не удалось. Даже годы спустя мы предлагали её вернуть. Вицин даже начало придумал, объясняющее столь долгое её отсутствие: открываются двери тюрьмы и под мажорную музыку появляется наша тройка. Но – бесполезно.

Замечу, что, как выяснилось из наших разговоров, для самого актёра Балбес – один из любимых его персонажей, наряду с Глазычевым («Ко мне, Мухтар!»), Кузьмой Кузьмичём («Когда деревья были большими») и Лопатиным («Двадцать дней без войны»).

- Дело не только в том, что он по психологии схож с тем Юриком, образ которого я создаю на манеже. Балбеса я просто люблю, он для меня не отрицательный персонаж. Ведь при всём смешном, что в нём есть, он добрый (тут я вспомнил, порыв Балбеса спасать Шурика, которого несла в мешке стремительная река, как он заслонил собой Нину при появлении Медведя и внутренне согласился с артистом – В.В.), а это для меня очень важно. Для меня важно, чтобы мои герои – не только «положительные», но и «отрицательные» были добрыми.

С Юрием Никулиным мне довелось встречаться в самых разных ситуациях – за кулисами цирка, после встречи со зрителями и дома. И должен сказать, что «домашняя» беседа заметно отличалась от других. Вот один пример, который даст возможность это ощутить.

Я поинтересовался, не мешает ли его творчеству в кино то, что сложился стереотип персонажа Никулина – пьяница, а порой и жулик. И вот как шёл разговор после встречи со зрителями.

- Почему? Режиссёры предлагают мне и другие роли. Например, Кулиджанов пригласил меня на очень серьёзную роль в картине «Когда деревья были большими».

- Да, но Кузьма Кузьмич – это необычный вариант Вашего обычного персонажа; поначалу он предстаёт пьяницей и если не жуликом, то недалеко от того.

- Тогда другой пример – Глазычев в фильме «Ко мне Мухтар!». Мне эту роль именно предложили, а я, как раз, сомневался. Тогда режиссёр Туманов поставил вопрос ребром: «Ты что, не любишь собак?» - «Да нет, почему же, люблю». – «Так, может быть, ты не любишь милиционеров?». Тут уж пришлось соглашаться на роль. После «Мухтара» у меня были другие «положительные» герои: в фильме «Маленький беглец» я сыграл очень положительного человека – самого себя; были «Андрей Рублёв», «Они сражались за Родину»… Но, если честно, когда я снялся подряд в нескольких серьёзных фильмах, я начал страшно тосковать по комедии. Наверное, сказывается, что по основной профессии я – клоун.

А вот что сказал Юрий Владимирович, когда я вернулся к этой теме в «домашней» беседе:

- Конечно, такой стереотип восприятия играет очень отрицательную роль. Снялся я в «Андрее Рублёве». Роль небольшая, но мне казалось, да и все считали, что она удалась, – монах. Он гибнет при нападении татар на монастырь – его пытают и убивают. Вот монах появляется на экране ещё в будничной сцене, суетится – в зале смеются. Ладно, допустим. Но потом его убивают, а в зале всё равно смех. И мне стало страшно. Но наш оператор Вадим Юсов, когда я поделился с ним своими сомнениями, надо ли было мне браться за такую роль в таком фильме, ответил: «Твои комедийные роли сравнительно скоро забудут. А «Рублёв» останется навсегда. И твой монах останется навсегда».

Раз уж речь зашла об Андрее Рублёве, я не преминул спросить и о режиссёре этого фильма Андрее Тарковском, о творчестве которого я как раз в то время готовил свою первую большую статью.

- Я знал Тарковского по фильму «Иваново детство», который мне очень дорого и близок - рассказал Юрий Владимирович. – Поэтому я принял приглашение с большой охотой. Но поначалу Андрей Арсеньевич показался мне каким-то легкомысленным человеком – уж больно вид у него был несолидный. Но как он мыслил и как работал! Он удивительно точно настраивал актёров на необходимое душевное состояние. Он мог прямо на съёмочной площадке подолгу рассказывать какие-то вещи о той эпохе, которые к фильму никакого отношения не имели, но благодаря этому мы как бы погружались в то время…

- А как Тарковский проявлял себя по отношению к актёрам, когда доходило до съёмок? Как диктатор?

- Нет. Его рука постоянно чувствовалось, но диктатором Тарковский не был. Он как-то умел совмещать своё видение с актёрской импровизацией. А вот кто был диктатор – так это Юрий Чулюкин, у которого я снимался в «Неподдающихся». Ему было совершенно всё равно, каким себе представлял моего Клячкина я, он требовал только своей интонации. Клячкин получился в фильме смешным, но я думаю, что его можно было бы сделать человечней.

Мы говорили довольно долго и о многом. Но я приведу ещё только один момент нашей беседы – тоже «домашней». Я затронул тему цирковых клоунов в кино. Из них отнюдь не только Никулин снимался в кино. Но почти никому, кроме него, не удавалось добиться признания как киноактёру – даже в комедиях.

- Я тоже не раз задумывался над этим. Наверное, дело в том, что актёрская техника в кино и в цирке совершенно различна. И беда цирковых клоунов, даже очень хороших клоунов, пробовавших сниматься в кино, как раз в том, что они пытались перенести цирковые навыки в кино. А кино, даже эксцентрические комедии, гораздо тоньше, психологичней. Но есть и общее: хорошее кино, как и цирк не терпят многословия.

Виктор ВАСИЛЕНКО,

Белгород





               
 
По теме
Событие приурочено к 70-летию образования региона В музее представлены экспонаты, посвящённые истории школы: фотографии ветеранов педагогического труда, руководителей школы и учителей года, выпускников разных лет,
Бронхиальная астма у детей, "Холодовая цепь" как неотъемлемая составляющая безопасности иммунизации, особо опасные инфекции.
Детская поликлиника №3 г. Старого Оскола
Фото: Екатерина Ушакова Главная цель проекта – привлечь детское внимание к медицинской тематике, научить правильному оказанию первой помощи себе и товарищу при различных ситуациях и травмах.
Сетевое издание Просторы 31
ЗНАКОМСТВО С КАЗАЧЕСТВОМ - Районный краеведческий музей В нашем музее пользуется большой популярностью экскурсия по залу, посвящённому казачеству.
Районный краеведческий музей