В Белгороде прошел областной фестиваль любительских театров кукол.
" Хочешь честно разбогатеть? " - такими словами встречает лиса волка в спектакле, открывшем фестиваль-конкурс любительских театров кукол "Терем-теремок" в Белгороде.
В Белгородский центр народного творчества по этому поводу съехались участники из разных уголков области. Всего – восемь народных коллективов, прошедших отбор у строгого жюри.
" Сегодня праздник театральной куклы , - улыбается Мария Рогожинская, методист Белгородского центра народного творчества и режиссер театра-студии "Арлекин". - Отбор был по видеоработам, жюри их посмотрело, в итоге из 14 предложенных работ выбрали восемь, в том числе два театра, где исполнители – дети ".
К сожалению, Белгород на этом празднике представлен не был: " Не было даже заявок от белгородских любительских театров кукол ", - утверждают организаторы.
Двойная жизнь
Театр кукол "Гном" из Губкина, открывший фестиваль, привез одну из любимейших детских сказок "Золотой цыпленок" по пьесе Владимира Орлова.
" Мы ездим с нашими спектаклями по школам и детским садам, многие приходят к нам, поэтому точно знаем, что эта сказка нравится маленькому зрителю , - рассказывает Ольга Бежина, руководитель любительского театра кукол "Гном" из Губкина. - У нас всегда в репертуаре три спектакля, а 4-й готовится к выпуску ".
Как и остальные любительские театры, этот – народный. У всех участников есть основная работа, поэтому артисты театра в обычной жизни водители, студенты, шахтеры, воспитатели детского сада.
" Мы принимаем всех без какого-то специального отбора. У кукольного театра своя специфика: кто-то играет, кто-то только издает звуки, если большая кукла, то необходимо два человека, чтобы ей управлять ", - говорит Ольга Бежина.
Куклы как люди
Куклы-актеры должны выглядеть безупречно, не фальшивить, не переигрывать. Только мастер своего дела может создать такую.
" Некоторые куклы мы изготавливаем сами, но больше стараемся работать с профессионалами – мастерами из Белгорода , - продолжает рассказ режиссер Ольга Бежина. - Кукла должна быть яркой, "живой", выражать различные эмоции".
А вот руководитель любительского театра кукол "Балаганчик" Красненского района Надежда Чубарых многие куклы делает своими руками, ей помогают дети-актеры: " Я сама делаю куклы , - объясняет режиссер. - Никаких эскизов не рисую, все рождается в голове. Берешь материал, и характер куклы создается в процессе ее изготовления. Мне остается только делать ".
За ширмой
В кукольном театре – актер всегда в тени, за ширмой. Все эмоции и аплодисменты достаются куклам. Как это воспринимают актеры-любители?
" Кому не хватает прямого контакта со зрителями, отправляется в народный драматический коллектив - театр "Гротеск" , - говорит Ольга Бежина. – Но в каждом нашем спектакле работает и живой актер – сказочница, тетушка Марина и другие. Это необходимо, чтобы подготовить детей к тому, что они дальше увидят на сцене ". Малыши не следят за сюжетом, они реагируют на персонажи, шумят и мешают смотреть детям старшего возраста, как объяснила со смехом режиссер. Они просто "включаются" в спектакль: " Например, тетушка Марина ищет кота, (а тот спит), со словами: "Где этот проказник". К ней подходит девочка и, дергая за подол, просит: "Не буди его, пусть спит ".
Гиперактивным детям кукольный театр помогает организовать себя, а стеснительным, наоборот, раскрепостится.
" В нашем театре участвуют дети от 8 до 11 лет, - объясняет режиссер театра кукол "Балаганчик" Надежда Чубарых. - Трое из актеров – мои внуки. Один мальчик полноватый и в жизни немного стесняется, а за ширмой – раскрылся, стал гибким, раскрепощенным. Поэтому можно сказать, что это психологический метод раскрепощения ребенка ".
Как поделилась режиссер Ольга Бежина, иногда актеры даже не выходят на поклон, оставляя все аплодисменты и улыбки куклам, чтобы не разрушать магию кукольного театра.