«Верните Юрия Деточкина!». Статья в газете «Правда», посвященная проблеме сиротства








Кандидат экономических наук Александр Дьяченко

Советский Робин Гуд Юрий Деточкин из фильма «Берегись автомобиля» реквизированные (путём угона и продажи автомобилей) у жуликов финансовые средства перечислял в детские дома, чем на деле защищал интересы детей, лишённых родительской ласки. Ныне другая эпоха: так называемое социальное государство, как говорится, без внешнего принуждения обязалось обеспечить всех сирот бесплатным жильём по достижении ими совершеннолетия. Что из этого выходит — не так давно поведали Счётная палата РФ, Генпрокуратура и ряд других организаций и ведомств.

ВНАЧАЛЕ несколько слов о масштабах и характере сиротства — настоящего бедствия для России. По данным аналитической группы проекта «К новой семье» благотворительного фонда «Семья» (руководитель — Алексей Рудов) и Росстата, который ведёт учёт обделённых детей, сирот на конец 2015 года насчитывалось 597502 ребёнка, или 2,11% от всего детского населения России.

Закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внёс определённые законодательные гарантии на получение выпускниками детских домов жилья и профессионально-технического образования, однако на практике многие сироты, как и 18 лет назад, выходя во взрослую жизнь, нередко сразу же превращаются в… бомжей.

Между тем, по данным независимых экспертов, авторов альтернативных докладов российских неправительственных организаций в Комитет ООН по правам ребёнка, «годовой бюджет содержания воспитанников сиротских учреждений России приближается к 15 млрд. евро. По сути, это огромная корпорация, где воспитанники учреждений являются аналогом газа для «Газпрома» или нефти для нефтяных компаний».

О том, как расходуются немалые бюджетные средства, предназначенные на обеспечение жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, в 2014—2016 годах, сообщила недавно Счётная палата РФ (СП).

Согласно полученным в ходе проверки данным, численность детей-сирот, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, за 2014—2015 годы выросла на 15,4% и составила на 1 января 2016 года 229,82 тысячи человек. Число детей-сирот, у которых право на обеспечение жилыми помещениями возникло и не реализовано, увеличилось на 20,9%, составив на 1 января 2016 года 140,24 тысячи, или 61% от общего числа детей-сирот, состоящих на жилищном учёте.

«Мы видим, что темпы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот не соответствуют темпам роста численности нуждающихся в обеспечении жильём. В результате задолженность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями не снижается. Анализ ситуации, складывающейся в 2016 году, также не позволяет прогнозировать тенденцию снижения задолженности перед детьми-сиротами. На 1 июля 2016 года задолженность сложилась в отношении 142,2 тысячи детей-сирот, или 62% от общей численности детей-сирот, включённых в список», — заявил на коллегии СП аудитор Владимир Катренко.

И это при том, что на решение жилищных проблем сирот тратятся огромные деньги. Всего с 2007 по 2016 год из федерального бюджета на эти цели было выделено 42,74 млрд. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации — 133,1 млрд. рублей.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, не определён. С 1 января 2013 года обеспечение детей-сирот жилыми помещениями отнесено к полномочиям органов государственной власти регионов. В 62 регионах эти полномочия переданы органам местного самоуправления. Как установила проверка СП, никакого контроля за исполнением переданных регионам государственных полномочий попросту нет. Единых правил по предоставлению жилых помещений детям-сиротам тоже нет.

В частности, отсутствуют единые подходы к формированию первичного списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Сроки формирования единых списков не установлены, межведомственное взаимодействие не налажено. Информация о детях-сиротах, включённых в муниципальные списки, представляется органами местного самоуправления в орган исполнительной власти региона несвоевременно и некачественно. Контроля за формированием списков нет.

Так, включение детей-сирот в единый список в Приморском крае в 2014—2016 годах происходило в срок от 4 месяцев до 1 года с момента поступления необходимых документов. В Ростовской области в 2014—2016 годах по 32 учётным делам детей-сирот документы, необходимые для их включения в единый список, органами местного самоуправления направлялись в министерство общего и профессионального образования от 3 дней до 11 месяцев позже установленного срока.

Кроме того, «имеющиеся данные о численности детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, нельзя считать достоверными. Соответственно, оценить эффективность обеспечения жилыми помещениями детей-сирот не представляется возможным», — подчеркнул аудитор, указав на неразбериху вокруг учётной документации.

НЕРЕДКО ЧИНОВНИКИ откровенно «химичат», составляя липовые отчёты о проделанной работе. Так, в 2014 году в Приморском крае фактическая численность обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот составила 181 человек, а не 302 человека, как отражено в отчёте. Превышение фактического значения на 121 человека объясняется включением в показатель данных о количестве приобретённых квартир, оформление которых на конкретных лиц в отчётном году не произведено. В Смоленской области установлены факты, когда приобретённые в 2013—2014 годах для детей-сирот жилые помещения длительное время не передаются в специализированный жилищный фонд и, соответственно, не предоставляются детям-сиротам (расходы на приобретение жилых помещений составили 4649,8 тысячи рублей). Возникает вопрос: кому достались не оформленные на сирот квартиры?

По данным Федеральной службы судебных приставов России на 1 июля 2016 года, количество неоконченных исполнительных производств, связанных с предоставлением жилых помещений детям-сиротам, составило 21563 (на 1 января 2014 года — 14710, на 1 января 2015 года — 16181, на 1 января 2016 года — 20400). За 2014—2015 годы и первое полугодие 2016 года исполнено 22251 судебное решение (в 2014 году — 8629 судебных решений, в 2015-м — 9267 судебных решений, в первом полугодии 2016 года — 4355 судебных решений).

Проверка показала, что предоставление детям-сиротам жилых помещений осуществляется с нарушениями законодательства. Например, в Смоленской области в нарушение Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду на 209 жилых помещений отсутствовали технические паспорта и заключения об их соответствии предъявляемым требованиям.

В специализированном жилом фонде Смоленской области выявлено 10 квартир, приобретённых в 2013—2016 годах и до настоящего времени детям-сиротам не предоставленных. Ещё 5 приобретённых в 2013 году жилых помещений не переданы в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и, соответственно, не предоставлены детям-сиротам. Расходы же на приобретение вышеуказанных жилых помещений составили свыше 15 млн. рублей.

По информации из 80 регионов, за проверяемый период из 69,45 тыс. жилых помещений, включённых в специализированный жилищный фонд для детей-сирот, 77 жилых помещений были признаны в дальнейшем непригодными для проживания. Установлены факты предоставления недостаточно качественных жилых помещений, приобретаемых на вторичном рынке жилья в многоквартирных домах 1948—1972 годов постройки, с высокой степенью износа, требующих ремонта.

Так, в Смоленской области в 6 из 31 осмотренного в ходе проверки жилого помещения требуется ремонт газового отопления, труб водоснабжения, замена лаг в прихожей и на кухне, текущий ремонт санузлов и потолков. А в ходе осмотра жилого помещения в двухквартирном одноэтажном доме деревянной постройки, предоставленного сироте, выяснилось, что там отсутствуют ванная или душевая кабина, мойка на кухне не подключена, входная дверь в жилое помещение выполнена из неустановленного лёгкого материала, который не обеспечивает защиты квартиры. При этом администрацией Краснинского поселения данное жилое помещение принято как соответствующее всем требованиям. «Указанный факт, — отметил Владимир Катренко, — свидетельствует о несоблюдении прав ребёнка-сироты на обеспечение благоустроенным жилым помещением и неэффективном расходовании бюджетных средств в размере 760,19 тыс. рублей».

За огромные государственные средства местные чиновники предоставляют сиротам самое непригодное и бросовое жильё. Так, в квартирах, переданных сиротам в Смоленской области, только 84,2% помещений имеют водопровод, 81,6% — канализацию, 90% — отопление, 74% — оборудованы ваннами или душем, 73,1% — горячим водоснабжением, 89,8% оборудованы газом и 6,9% — напольными электроплитами.

В г. Вольске Саратовской области в специализированный жилищный фонд для детей-сирот в период с 2013 по 2016 год включены 78 однокомнатных квартир в четырёх трёхэтажных многоквартирных домах. Инженерные сети домов с 2013 года не приняты на баланс эксплуатирующей организации «Вольскводоканал», постоянно происходящие повреждения системы водоотведения своевременно не устраняются, что приводит к затоплению подвальных помещений, осадке и разрушениям отмосток по периметру жилых домов. Карнизы чердачной части жилых домов не закрыты облицовочным материалом.

Нередко жилые помещения для детей-сирот приобретаются в населённых пунктах со слаборазвитой социальной инфраструктурой и проблемами в части обеспечения занятости населения. Так, в Смоленской области жильё для детей-сирот было приобретено в посёлке Пронино, в котором объекты социальной инфраструктуры (поликлиники, школы, детские сады, аптеки) отсутствуют, до ближайшей школы — 9 километров.

Как было отмечено на коллегии Счётной палаты, дети-сироты от предлагаемого жилого помещения отказываются крайне редко. Так, за 2014—2016 годы в Ростовской области зарегистрировано только 9 случаев отказа детей-сирот от предлагаемых жилых помещений по причине неудовлетворённости местностью, на территории которой располагается жилое помещение, в Смоленской области — 15 случаев, в Саратовской области — 7 случаев. Причём «отказные» жилые помещения другим детям-сиротам, состоящим на учёте на получение жилья, не предлагаются.

Интересно, что бросовое жильё достаётся сиротам не оттого, что местные власти желают сэкономить бюджетные средства. Вовсе нет: скорее всего, преследуются совсем иные цели, о которых лучше знает прокуратура (о чём ниже). Как показала проверка СП, приоритетным способом формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 48 регионах являлось приобретение жилья, и половина его — на вторичном рынке. «Учитывая, что средняя стоимость приобретения жилья на первичном рынке в 2015 году составила 51,5 тыс. рублей за кв. метр общей площади, а на вторичном рынке — 56,3 тыс. рублей, по оценке Счётной палаты, экономия от приобретения нового жилья составила бы около 1 млрд. рублей», — отметил Владимир Катренко.

Фактический срок ожидания обеспечения жилыми помещениями детей-сирот с момента исполнения ребёнку 18 лет в целом по Российской Федерации в среднем составляет 5—7 лет. Однако в ходе проверки установлены случаи, когда ожидание обеспечения жилым помещением составляет более 20 лет. Так, в 2014 году в Кемеровской области жилым помещением были обеспечены лица из числа детей-сирот 1973 и 1975 года рождения, состоящие на учёте с 1994 и 1996 годов.

КАК ВЫЯСНЯЕТСЯ, лучший друг сироты — прокурор. Недавно Генпрокуратура обобщила данные своих проверок: с 2014 по 2016 год выявлено свыше 83 тысяч нарушений жилищных прав детей-сирот. В ходе проверок вскрыты факты хищения выделенных из бюджетов средств и отсутствия контроля за их расходованием. По данным ведомства, особую тревогу вызывает ситуация с соблюдением законов в сфере выделения жилья сиротам в сибирских регионах и на Кавказе. По сведениям Генпрокуратуры, в Кемеровской области ожидают получения жилья более 9,4 тысячи детей-сирот, в Иркутской области — 8,3 тысячи, в Забайкальском крае — 5,1 тысячи. Случаи, когда сироты оставались без жилья на протяжении более 10 лет, имеют место в Кабардино-Балкарской Республике, Забайкальском крае, Омской области. В Республике Ингушетия с 2012 года такое жильё не предоставляется вовсе. Между тем на 1 июля 2016 года на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях состояли свыше тысячи человек.

По сообщению пресс-службы Генеральной прокуратуры, зачастую деньги, которые государство выделяет на строительство домов и квартир для выпускников детдомов, попросту разворовываются. Вот лишь последние примеры из «прокурорского портфеля».

Прокуратурой города Благовещенска Амурской области в суд направлено более 70 исковых заявлений, связанных с непредоставлением сиротам жилых помещений. По вступившим в законную силу решениям судов администрация предоставила 45 квартир. Оставшиеся решения находятся в стадии исполнения. В 2016 году суд удовлетворил 22 иска прокурора г. Магадана об обеспечении сирот жильём. В настоящее время во исполнение судебных решений двенадцати гражданам предоставлены благоустроенные квартиры. В Брянской области благодаря вмешательству прокуратуры шестеро сирот получили благоустроенные квартиры…

СПИСОК САМОУПРАВСТВ местных властей, примеров «навара денег» на сиротском горе можно продолжать и продолжать. Проверка Счётной палаты показала, что без судебных решений получить жилое помещение в современной России детям-сиротам практически невозможно. «Во всех регионах более 95% жилых помещений предоставляются детям-сиротам по судебным решениям», — заявил аудитор Катренко. При том, что бюджетом на эти цели выделяются многие десятки миллиардов рублей.

По сути дела речь идёт о невиданных масштабах саботажа со стороны чиновников разных мастей, что сопровождается традиционным «неэффективным» расходованием бюджетных миллиардов, а попросту говоря, их присвоением. Сколько же адвокатов и судей «пасутся» вокруг этого пирога? И сколько ж упорства и здоровья надо иметь несчастным сиротам, чтоб пройти все эти круги судейского ада на пути к жилью, на которое они имеют право по закону... Вот она — реальная, а не телевизионно-онлайновая забота о детях, вот она реальная, а не плакатно-предвыборная ситуация с исполнением законов в стране, где чиновники победили народ.





               

Ещё новости о событии:

13 января однокомнатные квартиры общей площадью не менее 33 квадратных метров получили дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
12:42 16.01.2017 Управление соцзащиты - Старый Оскол
Торжественная церемония вручения ключей от новых квартир состоялась 13 января.
10:35 16.01.2017 ИА Бел.ру - Белгород
Кандидат экономических наук Александр Дьяченко Советский Робин Гуд Юрий Деточкин из фильма «Берегись автомобиля» реквизированные (путём угона и продажи автомобилей) у жуликов финансовые средства перечислял в детские дома,
10:35 16.01.2017 КПРФ - Белгород
 
По теме
15 марта, прежде чем объявить о начале голосования, Ирина Дзюба продемонстрировала всем членам УИК и наблюдателям, что урна для бюллетеней и переносные ящики пусты.
Пожилые губкинцы и инвалиды смогут получать услугу «Санаторий на дому». - Губкинский городской округ По вопросу предоставления услуги «Санаторий на дому» можно обратиться в Комплексный центр Комплексный центр социального обслуживания населения предоставляет пожилым гражданам услугу «Санаторий на дому»,
Губкинский городской округ
Бронхиальная астма у детей, "Холодовая цепь" как неотъемлемая составляющая безопасности иммунизации, особо опасные инфекции.
Детская поликлиника №3 г. Старого Оскола
Фото: Екатерина Ушакова Главная цель проекта – привлечь детское внимание к медицинской тематике, научить правильному оказанию первой помощи себе и товарищу при различных ситуациях и травмах.
Сетевое издание Просторы 31
ЗНАКОМСТВО С КАЗАЧЕСТВОМ - Районный краеведческий музей В нашем музее пользуется большой популярностью экскурсия по залу, посвящённому казачеству.
Районный краеведческий музей