Виктор Василенко: белгородские духовно-нравственные воспитатели не считаются не только с Марксом, но и с Христом








Белгородские власть имущие очень любят между плотным завтраком и хорошим обедом порассуждать о необходимости «духовно-нравственного воспитания».

Кто б спорил, после подрыва духовных и идеологических устоев советского социализма, наша страна, говоря словами митрополита С. Петербургского и Ладожского Иоанна, «переживает тяжелейшие времена смуты… святыни попраны и оплёваны, государство предано и брошено на разграбление бессовестным и алчным стяжателям, жрецам новой официальной религии – культа духовного и физического разврата, культа безудержной наживы любой ценой». Только радикальное изменение духовно-нравственного состояния общества может спасти Россию от погружения в такие тёмные бездны, из которых русскому народу уже никогда не подняться.

Но, рассуждая о необходимости духовно-нравственного воспитания, представители власти и их пропагандистская прислуга, не допускают и намёка на необходимость пересмотра фундаментальных социально-экономических принципов капитализма, которые утвердили в России «реформаторы» - а это: частная собственность, возведение прибыли во главу угла всей экономической деятельности, алчность, приоритет личных интересов. Возможно ли при их сохранении по-настоящему эффективное духовно-нравственное воспитание?

Маркс и Энгельс писали («Манифест Коммунистической партии»), что идеология капитализма «не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного чистогана. В ледяной воде эгоистического расчёта потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма». Формирование такой идеологии - не проявление чьей-то злой воли, а объективная закономерность. Социально-экономическая система, главным ориентиром в которой является извлечение прибыли, неотвратимо в процессе своего функционирования формирует мораль, основанную, по утверждение апологета капитализма философа Айн Рэнд, на принципе «Делай деньги!». И какая может быть эффективность духовно-нравственного воспитания в такой системе?

Ах да, для вчерашних «верных ленинцев» ныне ссылки на классиков марксизма – это коммунистическая пропаганда. Только ведь, в действительности, марксизм – не пропаганда, это наука. А против науки не попрёшь. И потому те же оценки, которые давали Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин давали и учёные, политически весьма далёкие от коммунистов. Так, мысль о том, что «социальное бытие определяет социальный характер», в ХХ веке высказывал противник коммунистов американский философ Эрих Фромм. А ещё раньше теоретик капитализма английский экономист Д.С. Милль писал, что «пока богатство пользуется властью, а стать как можно богаче – предмет честолюбивых устремлений», будет сохраняться такой тип «общественной жизни», сущность которого «попирать и подавлять друг друга, расталкивать друг друга и наступать друг другу на пятки».

Впрочем, зачем обращаться к классикам, когда можно сослаться на куда более близкие к нам времена? Скажем, на декабрь 2014 года. В это время в БелГУ прошло заседание Интеллектуального клуба Белгородчины. Как легко понять из отчётов в СМИ, его участники подбирались по принципу лояльности к власти. Тем не менее, даже некоторые из них высказывали сомнение: а осуществимы ли столь высоконравственные проекты власти в существующих социально-экономических условиях. Сомневающимся был дан ответ в том духе, что есть сила, которая может оказаться выше этого – религия. Вот её-то благотворное воздействие и сможет стать инструментом духовно-нравственного воспитания.

Что ж, религия в «святом Белогорье» (да и по всей России) получила широкий доступ в СМИ, в учебные заведения; возведены многие десятки, если не сотни, храмов. И в прошлом году митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн очень оптимистично оценил результаты совместных действий Церкви и мирской власти по духовно-нравственному воспитанию: «Земля святого Белогорья является примером того, как жить в мире и делать всё, чтобы наша страна достигла такого духовного состояния, которое именуется святой Русью». Но то ли по замыслу редакции газеты, опубликовавшей эту оценку, то ли по иронии судьбы, в одном номере с этим заявлением соседствовал материал, который даёт основания для диаметрально противоположной оценки духовно-нравственного состояния «святого Белогорья» - в Белгороде врач до смерти забил пациента, якобы оскорбившего медсестру. Быть может, это исключение из правила благочинной жизни области? Но несколько позже белгородцы были шокированы таким сообщением: «скорая» четыре часа возила умирающего человека из больницы в больницу, потому что врачи его отказывались принять. Вызывает шок и то, что чиновники здравоохранения не нашли в случившемся никаких нарушений… Пренебрежение клятвой Гиппократа, по-видимому, в «святом Белогорье» нарушением не считается. Понятно – он же был язычником. А сколько можно привести обнародованных СМИ примеров противоправных и аморальных действий «стражей порядка». И, что показательно, пойманного с поличным взяточника из ДПС суд лишил права работать в правоохранительных органах… на два года. Впрочем, и многие рядовые люди отнюдь не являют примера нравственного поведения. Взять, хотя бы недавний случай, когда подросток пытал девочку, вымогая у неё деньги.

Провал попытки облагородить капиталистическое общество духовно-нравственным воспитанием целиком закономерен. Большинство нынешних белгородских руководителей и придворных идеологов «проходили» классиков марксизма в вузах, а некоторые и в Высшей партийной школе, но, похоже, усвоили их учение чрезвычайно плохо. Судя по всему, столь же не преуспели и в постижении «классиков» христианства.

Иначе бы они знали, что, Христос задолго до марксистов высказал мысль, что бытие определяет сознание: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». И, соответственно, «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Правда, как свидетельствует Марк (Мр, 10, 24), тогда это было таким потрясением представлений о жизни, что даже «ученики ужаснулись от слов Его». Но за прошедшие с тех пор две тысячи лет тем, кто считает себя христианами, это фундаментальное положение учения Христа при некоторых духовных усилиях можно было бы и усвоить.

На упоминавшемся заседании Интеллектуального клуба Белгородчины в БелГУ губернатор Е.С. Савченко ответил тем, кто делал акцент на социально-экономических проблемах постсоветского общества: «…более важно, на мой взгляд, другое. Понимание того, что мы живём временную жизнь, а есть жизнь вечная». Но ведь богач подошёл к Христу именно с этим вопросом: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную». И что ответил ему Христос? – «Пойди всё, что имеешь, продай и раздай нищим (в христианском понимании: неимущим – В.В.), и будешь иметь сокровище на небесах».

От нынешних поборников духовно-нравственного воспитания чего-то подобного никогда не услышишь. Оно и понятно: ведь в таком случае им пришлось бы начинать с себя, ибо «сокровищ на земле» они насобирали немало.

Известный религиозный философ Николай Бердяев, противник большевиков, утверждал, что капиталистическая система могла возникнуть только в «обществе, которое окончательно отвернулось от неба». И потому он, идеалист, писал, что «когда пытаются решить вопрос о совершенной человеческой жизни, погрузившись в путь индивидуального нравственного и религиозного совершенствования, то видят, что необходим путь социального изменения». А вот нынешние руководители Белгородской области этого видеть упорно не желают, подтверждая тем самым, что, несмотря на все их благостные рассуждения, сердце их именно там, где их сокровища.

Подтверждает это и то, что те, кто на словах ратует за духовно-нравственное воспитание, сами в качестве «законников» отнюдь не являют «городу и миру» пример ориентации на духовно-нравственные принципы. Напротив, они множество раз являли пример полного пренебрежения ими.

Вспомним, хотя бы, как в годы кризиса конца «нулевых» годов власти «святого Белогорья» в ответ на резкое (почти в четыре раза!) увеличение людей, нуждающихся в социальной поддержке, внесли поправку в Социальный кодекс области, резко уменьшающую число людей, которые могут получить субсидии по оплате ЖКУ. В 2014 и 2015 годы, когда новый кризис вызвал заметное обнищание значительной части населения области, власти опять же ответили на это урезанием льгот. По свидетельству Белгородстата, при повышении стоимости минимального продуктового набора на 17-20%, рост зарплаты «по полному кругу организаций» составил тогда всего 4,3%. При этом, опять же по свидетельству Белгоростата, в 2014 году произошло «…сокращение мер социальной поддержки населения. Ликвидированы компенсации социальных выплат льготной категории граждан и компенсации по оплате услуг ЖКХ многодетным семьям. В четыре раза возросла стоимость услуг соцработника. Не в полной мере финансируется обеспечение жильём детей-сирот, данная ситуация продолжает оставаться и в 2015 году».

Зато на «социальную поддержку» белгородского «мэра» средства у власти нашлись без проблем – было принято решение «установить главе администрации города Белгорода премию в размере 50% ежемесячного денежного вознаграждения». А в 2015 году, когда пенсию, вместо законных 12,9%, проиндексировали только на 4% («денег нет, но вы держитесь!»), депутаты-единороссы горсовета предложили, по свидетельству пресс-центра фракции КПРФ, увеличить оплату труда заместителю председателя Совета (понятно, тоже от «ЕР»). И тут уже не скупились: предлагалось выделить для этого дополнительно к уже заложенному на 2016 год фонду оплаты труда ещё около 400 тысяч (!) рублей. Самое интересное, что мотивировкой этого предложения было возложение на зампреда дополнительных функций – в частности, «оказание содействия в развитии солидарного общества». Как тут не вспомнить ещё одно высказывание Христа, которого чиновники чтут, но не знают: «И вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом не дотрагиваетесь до них».

Автор легендарного «Крёстного отца» Марио Пьюзо в публицистической статье написал: «Вымощены ли дороги к счастливой жизни ложью, предательством, обманом и воровством? В нашем обществе ответом должно быть «да». Наше общество, укутанное в одежды закона, камуфлированное религией,.. само по себе архипреступник по отношению к человечеству». В современной России уродства капитализма ещё не закамуфлировали. Похоже, именно этим пытается заниматься белгородский губернатор и его сподвижники. Но никакой камуфляж не скроет того, что капитализм был, остаётся и всегда будет, пока существует, архипреступником по отношению к человечеству.

Виктор ВАСИЛЕНКО,

Белгород





               
 
По теме
Сегодня, в день памяти старца Алексея, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн совершил Божественную литургию в Свято-Троицком храме Старого Оскола.
Фото: Татьяна Санькова Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн В пещерном храме прошли сугубые прошения об упокоении душ безвинно убиенных на земле святого Белогорья и в террористическом акте в Красногорске.
В Белгородской семинарии была проведена тематическая встреча, посвященная аскетическому наследию преп. Паисия Святогорца - БПДС 27 марта 2024 года в Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) совместно со Школой теолога Белгородского государственного национального исследовательского университета в рамках работы
БПДС
Бронхиальная астма у детей, "Холодовая цепь" как неотъемлемая составляющая безопасности иммунизации, особо опасные инфекции.
Детская поликлиника №3 г. Старого Оскола
День работника культуры - ЦБС Ракитянского района Сегодня состоялось мероприятие, приуроченное к празднованию Дня работника культуры.
ЦБС Ракитянского района
В музее Первой конной армии - Центр соцобслуживания населения В рамках реализации  национального проекта «Демография»  федерального проекта «Старшее поколение»  и пилотного проекта  на территории Белгородской области по созданию системы долговременного ухода,
Центр соцобслуживания населения