Белгородчина ждёт перемен

Белгородчина ждёт перемен
Белгородчина ждёт перемен
Белгородчина ждёт перемен
Фото: pp.userapi.com

Результат выборов губернатора в Белгородской области обеспечили старики. В первую очередь, старики сельские. Это подтвердит каждый, кто 10 сентября по какой-то причине хоть сколь-нибудь продолжительное время находился на избирательных участках. Людей молодых, при всей нынешней широте толкования этого понятия, приходило к избирательным урнам в буквальном смысле «один-два». Это значит, что горожане трудоспособного и активного возраста в Белгороде, Старом Осколе, Шебекино, да и в Губкине в лучшем случае «проголосовали ногами», попросту не пришли на выборы. А в худшем случае – как это произошло в Старом Осколе – в ответ на попытку промыть им мозги обеспечили жёсткое протестное голосование. Старооскольский провал, как верно было подмечено, целиком и полностью носит протестный характер.

Просидевший всю кампанию молча и пальцем не пошевеливший коммунистический кандидат в принципе не способен победить беспрецедентно заслуженного губернатора с его двумя десятилетиями уникального и успешного опыта управления областью. Но вопреки всей логике Панов в Старом Осколе победил Савченко и это наводит на серьезные размышления.

По мнению белгородских аналитиков, это вовсе не «победа» Панова, а совершенно однозначный приговор той практике строительства солидарного общества, что доминировала на Белогородчине последние три-четыре года. Получилось так, что в наших краях есть теперь две разные солидарности, причем, одна другой совершенно не противоречащие. Обе они могут затем делиться на почти бесконечное число видов и подвидов, что в итоге сводит к нулю изначальное понятие.

И это, в свою очередь, означает абсолютно зримый, подтверждённый беспристрастной статистикой, гигантский провал пяти лет работы той части белгородского правительства, которая за эту тему – главную тему, целее-определяющую и смысло-полагающую - непосредственно отвечала. В Старом Осколе провал очутился явно и осязаемо, но в латентной пока форме он повсюду. Что и даёт основание для абсолютно объективного, как бы это ни печально, вывода: наше общество, бывшее еще пять лет назад куда более солидарным, за пять прошедших лет оказалось смято, разорвано, расколото, от былого единства не осталось и малейшего следа.
На общероссийском фоне результаты губернаторских выборов на Белгородчине смотрятся вполне достойно, как по явке, так и по итоговому проценту победителя. Но не стоит обманывать себя, сами по себе проценты ни о чём не говорят. Посмотрите шире, вникните в суть! Когда такое было, чтобы наш губернатор не попал даже в ТОП-10, занимая по уровню общественной поддержки своей персоны на выборах всего лишь 11 место из 16 возможных?! А громкая пощёчина, отвешенная 10 сентября старооскольцами всей системе областной власти, совершенно однозначно означает, что время решительных, пусть жёстких, но жизненно важных и крайне необходимых нашему обществу перемен, о которых и говорилось в предвыборных плакатах Евгения Степановича, совершенно объективно настало.

Выборы, кроме всего прочего, показали, что у власти сегодня нет хоть сколько-нибудь эффективных информационных инструментов. Но хуже другое: то, что у власти есть, на что тратятся огромные бюджетные средства, работает не на авторитет, а против авторитета власти и губернатора. Не забудьте поблагодарить за это ТРК «Мир Белогорья», где внесли существенный вклад в старооскольский провал, и областные печатные ресурсы одноименного "издательского дома", которые, в лучшем случае, не сделали хуже, при этом в изрядном количестве поедая бюджетный хлебушек совершенно зря.Потери в поддержке областной власти в Старом Осколе, Белгороде, Губкине, Шебекине и других городах исчисляются десятками тысяч голосов избирателей. И кто знает, как низко могла бы еще пасть областная власть в глазах народа, если бы не героический труд по пропаганде выборов районных газет, которые грозились перед выборами закрыть. Да еще надо низко поклониться за фантастическую по своей красоте работу специалистов белгородских учреждений культуры – и сельских, и поселковых, и городских. Вот уж кто отработал на славу!

Ещё прошлой весной общественность Белогорья задавалась вопросом: «А не химера ли нынешняя Белгородская область?». Лев Николаевич Гумилёв в своих трудах определял «химерой» такое государственное образование, где народ и власть практически не имеют точек пересечения, где интересы власти и народа, населяющего данную территорию, не только не совпадают, но и не способны совпадать - настолько разной становится их природа в ходе внутренней эволюции.

Выборы наглядно показали, что постановка такого вопроса всё-таки не правомерна. Во всяком случае, на данном историческом этапе. Однако эти же выборы подтвердили, что тенденции к «химеричности» налицо. Достаточно упомянуть публичные заявления, которые делали некоторые чиновники высокого областного ранга о том, что явка белгородцев на губернаторские выборы для областной власти принципиального значения якобы не имеет (!!!) .

Если говорить о назревших переменах, то начинать надо, разумеется, с головы, а не с хвоста, а именно – с перемен в организации областной власти. Давно было очевидно, что время былых «гениев», типа господина Полухина или господина Калашникова, способных быть одновременно высококвалифицированными специалистами сразу в нескольких, слабо пересекающихся областях деятельности, в новом составе белгородских госслужащих просто нет. Это значит,что новая структура власти должна быть под стать нынешнему уровню управленцев. Вместо нескольких раздутых искусственно департаментов, занимающихся и тем, и этим,и еще немного вообще им не свойственным, необходимо сформировать пару десятков специализированных управлений. Уже хотя бы для того, чтобы, как говорил один из правителей Руси во временны былые, «дурь каждого сразу видна была». И чтобы сразу, без долгих объяснений, была очевидна и польза, а с ней и перспектива работы каждого управления.

Анализ нынешней структуры областной власти наводит на мысль, что кроме отраслевых управлений нужны ещё две новые структуры. Во-первых, председатель и аппарат правительства области, которое те самые управления и составят. Во-вторых, администрация губернатора, которая станет «недреманным контрольным оком» и проводником политической воли губернатора. В том числе и в информационном обеспечении деятельности областной власти.

Идея реального «разделения властей» в системе областной исполнительной власти не нова. Эту схему обсуждали давно, но однажды к власти вдруг пришли другие люди и взялись строить систему как бы проектного и как бы управления. Это отдельный разговор, мы ничуть не против проектного подхода к решению локальных задач, где этот метод организации дела весьма эффективен. Но власть – это и проект, и идея, и философия, а еще и способность жить с людьми рядом, понимать их нужды и чаяния и уметь говорить с ними на понятном им языке. У нас формально «проектный», а по сути клановый «подход» привел к тому, что в народе называют «квочки да сыночки» на всех этажах. Это очень не подходящая консистенция для изготовления нормального, прочного, надежного моста по дороге в будущее. Именно это и надо, прежде всего, решительно менять, если говорим о переменах.

Потому на данном этапе видится оптимальной иная структура областной власти: правительство области с председателем во главе и администрация губернатора с сильными контрольными полномочиями. Вот тогда у нас реально появится настоящий губернатор.

Тут обязательно надо понимать, что название и, главное, смысл этой государственной должности восходит по этимологии к слову govern - то есть «государство». Если упростить, то получается, что губернатор верховный начальник над всеми, но не тот, кто бегает день-деньской по коровникам и свинофермам, по полям и объектам соцкультбыта. Губернатор лично перед Богом и народом, не говоря уже про главу государства, отвечает за всё. Но только он не красит каждый забор и не латает отдельную ямку на дороге. Он стратегически направляет и дистанционно, с высоты своего положения, но тщательно и беспристрастно контролирует работу ему подчиненных государственных служащих.

И тогда губернатор становится не столько «крепким хозяйственником», ибо для этой роли лучше подойдет председатель правительства, он становится, образно говоря, «князем», почти «царём», как бы это слово не звучало оскорбительно для слуха ярых демократических деятелей. Но по факту именно такая система – с совершенно конкретным, почти беспристрастным и плотно контролирующим ситуацию гарантом – обеспечивает людям нормальную жизнь и защищает их от бюрократического произвола.

Честно говоря, мало шансов на то, что некоторые люди в областной власти, накрепко приросшие к своим креслам, дадут провести такие перемены. Как очевидно и другое: сохранение нынешней системы власти, продолжение нынешней линии во взаимодействии власти и общества почти неизбежно приведёт к расколу и уже не к провалу, а к полному краху на предстоящих весной выборах Президента России. В русском языке слово «перемены» хоть и относится к легко произносимым, но обычно очень трудно наполняется реальными делами. Смелость и решительность, натиск и успех – смогут ли эти слова вновь войти в наш лексикон, обрести смысл и новую жизнь? В этом сейчас, после самых сложных выборов в истории Белгородской области, состоит главный, а лучше сказать - жизненно главный вопрос областной политической системы.

Иван КОРНЕЕВ

 
По теме
В течение всего дня 10 сентября мы будем рассказывать и показывать, как голосует областной центр на выборах губернатора Белгородской области и довыборах депутата Белгородской областной Думы по одномандатному избирательно
Бронхиальная астма у детей, "Холодовая цепь" как неотъемлемая составляющая безопасности иммунизации, особо опасные инфекции.
Детская поликлиника №3 г. Старого Оскола
День работника культуры - ЦБС Ракитянского района Сегодня состоялось мероприятие, приуроченное к празднованию Дня работника культуры.
ЦБС Ракитянского района
В музее Первой конной армии - Центр соцобслуживания населения В рамках реализации  национального проекта «Демография»  федерального проекта «Старшее поколение»  и пилотного проекта  на территории Белгородской области по созданию системы долговременного ухода,
Центр соцобслуживания населения