Бабушка, я не шпион!

Фото предоставлено Максимом Рыльским

Хотите прослыть шпионом? Берите рацию, фотокамеру с объективом побольше и начинайте бродить вдоль забора белгородского аэропорта. Следите, чтобы вас заметила какая-нибудь старушка. Тогда, возможно, вас примет лично начальник службы авиабезопасности и… пожмёт вам руку, а то и пару снимков попросит. А как же обвинения в шпионаже, спросите вы? А никак, потому что это сценарий десятилетней давности. Сегодня каждая (ну почти) бабушка знает, кто такие споттеры.

Или не  каждая? Тогда рассказываем: споттинг  – это хобби такое. Нравится некоторым  – днём  ли, ночью  ли, летом, зимой  – фотографировать самолёты. Выслеживать воздушные суда, пополняя коллекцию новыми снимками. Делиться ими в  Интернете с  себе подобными  – то  есть споттерами. «ОнОнас» поговорил с  основателем сообщества Belgorod SPOTTERS Team («Аэропорт Белгород») Максимом Рыльским , который рассказал нам  о...

О  том, как всё начиналось:

В  2006-м я  познакомился с  ребятами, которые фотографировали авиацию очень давно. У  них уже были рации и  профессиональные фотоаппараты, а  я  на  тот момент ещё с  мыльницей ходил. Это ветераны белгородского авиаспоттинга  – Андрей Морозов , Анатолий Боев , Данил Никитовский , который, кстати, сейчас работает вторым пилотом авиакомпании «Сибирь». Они уже практически отошли от  дел, но  благодарны мне, что я  продолжаю этим заниматься.

О  фототехнике:

Профессиональная оптика у  меня появилась года три назад. У  меня была цель: если уж  начал заниматься авиационной фотографией, надо подойти к  этому серьёзно. Читал форумы, советовался с  коллегами. Сейчас пользуюсь фотоаппаратом Canon с  простым дальнобойным объективом. Два режима работы  – мне этого достаточно. Смотрю порой фотографии, сделанные на  старую мыльницу,  – как будто на  телефон снимал!

О  службе безопасности:

Некоторые думают, что человек с  фотоаппаратом у  аэропорта  – это шпион. Особенно люди пожилые, не  знающие о  споттинге. В  2006–2007 годах нас ещё гоняла служба авиационной безопасности и  порой принимала за  реальных шпионов. Говорили: «Вы  кто такие и  что здесь делаете? Здесь находиться нельзя  – режимный объект». Действительно, с  точки зрения закона неофициальная съёмка там запрещена. Мы  это всё понимали прекрасно, но  мы  для себя фотографировали, нам интересен был сам процесс взлёта-посадки. Правда, в  полицейский участок из-за этого попадать не  приходилось. А  потом, когда штат аэропорта поменялся, всё стало нормально. Сейчас начальник службы безопасности относится к  нам хорошо, разрешает проводить официальные встречи. Можно сказать, у  нас даже есть некое взаимодействие: помимо того что мы  занимаемся съёмкой, мы  ещё и  за  безопасностью следим  – сообщаем, если увидим что-то странное. Я  уже прикалываюсь: «А  возьмите меня на  работу?»

  • О  коммерческом успехе:

    Я  снимал самолёты «РусЛайна», и  мои фотографии заметили в  самой авиакомпании в  Москве. Позвонили и  попросили их  продать  – для журналов, магнитиков, сувенирной продукции. Пару десятков фото я  им  предоставил, а  они мне под Новый год прислали кучу подарков. И  гонорар, конечно. Небольшой. По  сей день с  ними работаю. Наш аэропорт взял пару моих снимков для музея и  тоже использовал их  в  сувенирке  – напечатал на  тарелочках.

    О  ВИП-бортах:

    Если прилетают высокопоставленные чиновники, надо обязательно спросить разрешения на  съёмку у  начальника службы безопасности. Вообще, это снимать не  положено. Но  мы  снимаем. В  2013-м, когда прилетал Путин, мы  фотографировали президентские борта, правда, за  пределами аэропорта. Они отличаются от  гражданских и  разрисовкой  – там либо российский триколор, либо звезда,  – и  модификацией. А  на  70-ю годовщину освобождения Прохоровки в  июле прилетал Ил-18  – интересный борт, очень редкий гость в  Белгородской области. Я  на  него попал чисто случайно: ехал мимо, а  фотоаппарат был под рукой. И  я, не  спрашивая разрешения, поснимал и  выложил в  Сеть. Потом мне звонил начальник службы безопасности: «Тебе кто разрешал?!» Ну  не  удержался, извините!

    О  самолётах мечты:

    Для меня самыми интересными моделями по  сей день являются Боинг-747 и  777  – большие, красивые, тяжёлые самолёты. В  Белгороде боинги появились относительно недавно, а  в  2007-м я  специально ездил Москву, чтобы посмотреть на  них, да  и  в  целом на  гражданскую авиацию. Впервые своими глазами увидел боинг в  Шереметьево  – это был просто восторг. Мыльница в  руках дрожит, эмоции переполняют. Ещё люблю военную авиацию. Но  у  нас её  не  поснимаешь  – нет военной авиабазы. Хотя в  соседних Воронеже и  Курске есть. Есть там и  гражданские самолёты, наши, советские, старенькие  – типа Ту-154, Ту-134, которые сейчас уже отработали своё и  идут на  списание. А  это легенды, раритеты! Новые суперджеты, пришедшие им  на  смену,  – уже не  то: они тихие, компактные. А  когда садится «тушка», а  ты  стоишь под ним  – внутри всё дрожит, земля дрожит, а  он, пролетая, разрезает воздух, и  образуются такие вихри! Это настоящая мощь и  красота. В  Белгороде  Ту, к  сожалению, сейчас встретишь редко.

  • Об  учениях:

    Когда я  выложил в  Интернет снимки военно-транспортных самолётов Ил-76, которые прилетали к  нам на  учения (привозили технику, солдат), был такой резонанс! Украинские СМИ стали писать, что русские готовятся к  войне с  Украиной. Было очень интересно наблюдать скопление этих здоровых махин в  аэропорту. По  сей день, если какой-то самолёт с  сильным шумом пролетает, у  меня спрашивают: что это было? Не  военный  ли самолёт? Я  заранее пишу, что это плановая тренировка, чтоб люди не  пугались.

    О  точке съёмки:

    Когда в  Белгород приходит новая авиакомпания, аэропорт официально собирает любителей авиации, чтобы торжественно встретить самолёт со  вспышками фотокамер. Всё началось с  «Нордвинда»: в  2011 году Белгород впервые принял Боинг-767  – дальнемагистральный тяжёлый самолёт. Я  же не  пошёл на  эту встречу, потому что знал: с  территории аэропорта красивых кадров не  получится. Поехал на  объездную в  район АСК «Вираж»  – там есть остановка, наша точка, откуда весь аэропорт как на  ладони. Оттуда получаются очень хорошие фотографии.

    О  птичках:

    Недавно в  нашем аэропорту появился уазик, который едет по  полосе и  выдаёт «кря-кря, кря-кря». Я  стою и  не  пойму, что это за  звук. Перехожу на  частоту, на  которой работает наземная служба аэропорта, и  слышу: «УАЗ полосу освободил, работу по  профилактике отпугивания птиц провёл». Так вот что это было!

  • Об  аэропортах:

    Раньше я  фанател от  всего этого, мечтал о  разных лайнерах и  аэропортах. Сейчас успокоился. Мне достаточно нашего, белгородского. Снимал в  Курске, Воронеже, Москве (Шереметьево, Домодедово, Внуково), в  Жуковском был недавно. Когда в  Москву приезжаю  – постоянно идёт дождь. Смотришь в  Интернете погоду  – всё нормально, а  приезжаешь  – небо затянуто, дождь моросит. Как уезжаешь  – проясняется.

    Об  отпуске:

    В  Адлер на  море поехал принципиально, потому что там красивый аэропорт. Из  десяти дней отпуска четыре провёл там. Хотел поймать президентский Ил-96, но  увы. Зато там была лётная президентская эскадрилья: стояла вдалеке, в  полёте заснять её  не  получилось. А  вообще там можно было сделать прекрасные снимки на  фоне гор и  моря  – красота!

    О  сообществе:

    Создано в  2010  году. За  неделю на  него подписались 35  человек. Сегодня  – порядка 1  660. Из  них активно фотосъёмкой занимаются человек  30, в  том числе девушки. Сначала оно называлось «Аэропорт Белгород», но  вскоре появилось ещё одно сообщество с  таким  же названием  – «Международный аэропорт Белгород», официальное сообщество нашего аэропорта. Мне пришлось поменять название.

    Множество классных фотографий самолётов доступны на  официальной странице сообщества в  «ВКонтакте».

    Елена Байтингер
     
    По теме
    Фото: Министерство по делам молодёжи Белгородской области По словам главы региона, перед властями стоит задача сформировать чёткую систему добровольческой деятельности,
    Сразу три пункта приема гуманитарной помощи для жителей приграничных регионов Белгородчины развернуты в Старом Осколе — в ЦМИ, Управлении соцзащиты и в ФОКе «МИСИС».
    28 марта в отделении временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов МБСУСОССЗН «КЦСОН Волоконовского района» состоялась лекция «Что такое туберкулез.
    Татьяна Киричкова: «Золотая свадьба – настоящий праздник любви, мудрости и счастья» - Сетевое издание Ровеньская нива Фото: Татьяна Киричкова Сегодня в Центре культурного развития в торжественной обстановке поздравления принимали пары, отмечающие «золотой юбилей» совместной жизни.
    Сетевое издание Ровеньская нива
    VSH_3038.jpg - Губернатор и правительство Основная тема обсуждения — условия ведения бизнеса в текущей оперативной обстановке  «Последние три недели были тяжелыми для города Белгорода, Белгородского района, Грайворонского округа, для всех нас,
    Губернатор и правительство
    Бронхиальная астма у детей, "Холодовая цепь" как неотъемлемая составляющая безопасности иммунизации, особо опасные инфекции.
    Детская поликлиника №3 г. Старого Оскола
    День работника культуры - ЦБС Ракитянского района Сегодня состоялось мероприятие, приуроченное к празднованию Дня работника культуры.
    ЦБС Ракитянского района
    В музее Первой конной армии - Центр соцобслуживания населения В рамках реализации  национального проекта «Демография»  федерального проекта «Старшее поколение»  и пилотного проекта  на территории Белгородской области по созданию системы долговременного ухода,
    Центр соцобслуживания населения