В сети на различных площадках, в частности, в "Открытом белгородском политическом клубе" появилось открытое обращение "группы предпринимателей" правящему архиерею Валуйской и Алексеевской епархии епископу Савве. Письмо анонимное, но очевидно, что писано не впопыхах на коленке и руку к нему приложили люди, которые, что называется, в теме и церковными терминами владеют. "Анаксиос" в переводе с греческого означает "не достоин". В миру так не говорят, и это наводит на мысль , что среди "предпринимателей", запустивших в сеть довольно-таки жесткое обращение, вполне сравнимое с ультиматумом, есть и люди духовного звания. Как бы там ни было, но это надо расценивать как прямой отклик общественности на события, произошедшие в Валуйской епархии, о чем мы сообщали нашим читателям в материалах "Самаринский прецедент" и "Епитимья для возомнившего о праве на достоинство" . Приводим текст обращения в том виде, который опубликован в открытых источниках в сети Интернет.
Епископу Валуйскому и Алексеевскому Савве
Открытое обращение представителей предпринимательского сообщества
Ваше Преосвященство!
Обращаются к Вам чада Русской Православной Церкви, духовно окормляемые духовенством Валуйской и Алексеевской епархии.
Мотивом написания письма стал вопиющий инцидент, происшедший в с. Самарино Красногвардейского района накануне празднования Входа Господня в Иерусалим в 2018 году. Аудиозапись разговора, распространяющаяся на данный момент в сети Интернет между Вашим секретарем священником Вадимом Лебедем и настоятелем беднеющего храма вымирающего села протоиереем Игорем Рыбалкиным, обнажила глубокую духовную рану и болезнь, а также созданную и поддерживаемую Вами систему по вымоганию денежных средств с духовенства, находящегося в Вашем подчинении.
Как известно, Ваша задача как архипастыря быть отцом вверенных Вам чад, именно духовным отцом. Ваш сан и обращение к нему как «Преосвященство» должно свидетельствовать о степени Вашего духовно-нравственного состояния. Вверенная Вам епархия – паства для которой Вы должны быть любящем отцом священникам и прихожанам.
Имея власть, пользуясь определенным бесправием священнослужителей, боящихся смещения с настоятельства прихода, последующего переезда со своими семьями в самые отдаленные места нашей Родины, Вы по факту видите в них «рабоподобных» личностей, которые обязаны Вам и Вашему окружению платить нормированную мзду. Ваш секретарь – по имеющейся информации Ваш личный друг, иерей Вадим Лебедев, цинично вымогая деньги в стиле 90-х, это доказал. А как известно – «Рыбак рыбака видит издалека!». Вы посмотрите на лицо иерея Вадима, глаза, его мимику, пантомимику! У генерального прокурора России Ю. Чайки лицо и взгляд добрее!
Такими действиями вы дискредитируете власть и лично Президента В.В. Путина, который Русскую Православную Церковь всяческим образом поддерживает и возлагает определенные надежды.
Для чего же Вам нужны деньги, монаху, давшему обет нестяжания, пришедшему в епархию, где проделана колоссальная работа по восстановлению храмов, налаживанию отношений с властью? Вам купили дом, предоставили епархиальное управление. Зачем???
Ответ прост! Вы покупаете себе ретро автомобили, строите личный дом! У Вас же нет семьи, Ваш дом – Матерь Церковь! Вы монах! Один! И все эти излишества за счет бедных священников, которые ожидая Вашего приезда, унижаясь просят деньги, берут кредиты и т.д.
Возможно, Вы хотите выглядеть как митрополит Белгородский Иоанн, но все что он имеет – ему подарили предприниматели, из уважением к нему, за его заслуги перед Церковью и обществом, а не из последнего отдали сельские священники. У Вас же с бизнесменами нет контактов, к Вам нет уважения и со стороны власти, а теперь и народа.
Какой может быть выход? Может быть два варианта:
1. Оставить вверенную Вам в управление епархию и вернуться в монастырь, избегая соблазна властолюбия и сребролюбия.
2. Изменить свое отношение к духовенству и людям; поменять приоритеты развития в сторону духовно-нравственного обновления себя и подчиненных. К духовным личностям люди будут ехать за 1000 верст, учитывая современный духовный голод.
Надеемся, что данное открытое письмо послужит «первый звонком» не только Вам, но и другим архиереям РПЦ, включая епископа Губкинского и Грайворонского Софрония.
К великому сожалению, Вы и Ваши собратья - архипастыри не боитесь ни Суда Божьего, ни людского порицания, ни собственной совести.
Остается только лишь предавать информационной огласке подобные ситуации.
Но самое страшное, подобное поведение и состояние духовенства и соответственно общества порождают революции, подобно той, которая произошла в России в 1917 году! Одумайтесь! Остановитесь! Анаксиос, Владыко!!!
Предприниматели Белгородской области
К тому добавим, что по информации, полученной от надежного источника, решение епископа Саввы о наказании для протоиерея Игоря, настоятеля храма святителя Николая Чудотворца в селе Самарино, временно приостановлено. В данный момент о.Игорь служит, как и прежде, в самаринском храме, а на службу в кафедральный собор в Валуйках, что было предписано в виде повинности правящим архиереем, пока не ездит. Это было бы просто сверх всяких сил. Отец Игорь живет с семьей в Бирюче, от Бирюча до Валуек 73 километра. Общий пробег, если возвращаться после утренней службы домой, а потом ехать на вечернюю, составит почти 300 км. ежедневно. Либо придётся оставить жену, которая пока в больнице, и троих маленьких детей, и на время отбывания наказания поселиться в Валуйках.
По всей видимости, эта история сама не рассосется и просто так не закончится. В сети на некоторых площадка нам встречались опубликованные воззвания к митрополиту Белгородскому и Старооскольскому Иоанну, от которого авторы, далекие от церковных дел, требовали вмешаться и отстранить от должности главу Валуйской епархии епископа Савву. Митрополит Иоанн этого не может сделать, ибо это не в его власти. Наш митрополит Иоанн весьма влиятелен в РПЦ, но наречение архимандрита Саввы епископом Валуйским - так говорят по церковным канонам - совершил Патриарх Кирилл. И только он может отменить своё решение и определить дальнейшую судьбу епископа Саввы. Это означает, что скандал, возникший от того, что дух стяжательства у отдельных иереев взял верх над вековыми традициями, канонами и устоями РПЦ, выйдет на уровень Патриарха, и тогда могут быть приняты самые неожиданные решения. Мы знаем, что архимандрит Савва попал в Валуйскую епархию по протекции очень влиятельных архиереев, но, видимо, помимо воли митрополита Иоанна. Так бывает в мирской жизни, так случается и в церковной. И что это означает? Те, кто поддерживал и протежировал епископу Савве откажутся от него и не станут защищать своего ставленника? Наверное, станут и предпримут некие действия, дабы дискредитировать нашего митрополита, прояви он инициативу по части отстранения Саввы от должности, в глазах Патриарха. Наверняка, у митрополита Иоанна есть поддержка на самом верху РПЦ, в высших церковных кругах, но и у стоящих за спиной епископа Саввы есть, конечно, свои люди в Патриархии. И что дальше?
Условно говоря, стенка на стенку пойдут высшие иерархи РПЦ? А кому это будет на руку? Уж точно не Православной Церкви, и точно не России, и всем нам. Это раскол, во всяком случае, с этого вполне раскол может в РПЦ начаться.
Из-за чего? Из-за тех несчастных шести тысяч рублей, которые, плюнув на совесть и каноны, требовал секретарь Валуйского епископа у настоятеля сельского храма, где собирается одна нищета, доживающая свой век в умирающем селе? Впрочем, в истории человечества случались порой куда большие трагедии из-за сущей ерунды, например, из-за яблока.
Владимир БАБИН
на снимках: Плачущий ангел; картина Григория Григорьевича Мясоедова "Сожжение протопопа Аввакума"